Кольцо укреплений Брестской крепости протянулось более, чем на два километра. Крепость окружена водой двух сливающихся в этом месте рек: Западного Буга и Мухавца. На двух островах, прилежащих к острову-цитадели,- продолжение крепости: валы, мощные укрепления, обводные каналы. Когда-то здесь стоял старый город Брест-Литовск, который после третьего раздела Речи Посполитой отошёл к Российской Империи. Его перенесли в сторону, и на этом очень выгодном для обороны месте в 1842 году поставили крепость для обороны новых рубежей. В период между Первой и Второй мировой войнами Брест снова был в составе Польши, а после подписания в 1939 году пакта Молотова-Риббентропа между СССР и нацистской Германией и передела границ Восточной Европы, Брест вошёл в состав СССР - став областным центром Брестской области БССР.
Крепость со множеством укреплений, валов, казематов и подземных каменных сооружений была неприступной, пока существовали гладкоствольные пушки. Постепенно крепость теряла неуязвимость. С появлением авиации и тяжелых фугасных снарядов крепость перестала быть крепостью в старом понимании слова и была местом расположения армейского приграничного гарнизона - советских военных с семьями и детьми. Стоит крепость на самой границе. Лента воды отделяет ее от зарослей, в которых немцы в канун вторжения накапливали артиллерию, пехоту и средства для переправы. Нельзя сказать, чтобы с нашего берега этого не заметили. Кое-кто из командиров открыто говорил о близости войны. Но из центра долгое время приходил неизменный приказ: «Сохранять спокойствие, усилить наблюдение». 21 июня в Брестской крепости были пойманы переодетые в красноармейскую форму диверсанты. Позже оказалось: в крепость проникло большое число диверсантов. В ночь на 22 июня они резали электрические провода, занимали выгодные позиции для стрельбы... Приказ о приведении гарнизона в боевую готовность и выводе людей из крепости был отдан только за несколько минут до нападения, и выполнить его не успели.
Под обвалами Брестской крепости найден будильник. Ему не суждено было прозвенеть утром 22 июня. Помятые взрывом стрелки остановились в четыре часа. За пятнадцать минут до этого немецким репортером сделана фотография: офицеры штаба Гудериана в ожидательных позах возле границы. Светает. Пятнадцать минут до начала войны... «22 июня под утро я поднялась покормить годовалую девочку. Тронула выключатель - лампочка не зажглась. Я прилегла, и вдруг - гром, свет, рама упала на пол... Муж, схватив портупею с наганом, успел только поцеловать меня и сказать: «В подвал! Детей держи возле себя. Война...» Больше я его не увидела». Этот маленький эпизод первой минуты войны известный журналист и писатель В.М. Песков записал в своё время со слов Лидии Михайловны Крупиной, приехавшей из Магадана «проведать места 41-го года».
Штурм Брестской крепости - один из первых эпизодов Великой Отечественной войны. Восстановить абсолютно точную хронологию тех событий самых первых дней войны едва ли возможно. В первые часы войны часть воинских подразделений всё-таки смогла покинуть пограничную цитадель и уйти в тыл, но многим военнослужащим гарнизона не удалось выбраться из крепости, которая к 9 утра 22 июня была окружена. Они продолжали обороняться, были попытки прорывов. Осада продолжалась около недели - немцы смогли взять крепость под контроль только к 30 июня. Оценки советских потерь в Брестской крепости различны. По одним данным, более 2000 человек было убито и около 7000 военнослужащих (в том числе порядка 100 офицеров) попало в плен. По другим - численность гарнизона крепости на момент нападения была намного меньшей (часть военных была в летних лагерях, учениях и на различных работах). После захвата крепости оставались лишь изолированные очаги сопротивления и одиночные бойцы. Среди них было ещё несколько попыток прорыва, кто-то смог прорваться из крепости в Беловежскую пущу. Сопротивление одиночных советских военнослужащих в казиматах крепости продолжалось вплоть до августа 1941 года. 8 мая 1965 года Брестской крепости было присвоено звание крепость-герой, а с 1971 года она является мемориальным комплексом.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15. Именно здесь на рассвете 22 июня 1941 года передовые отряды немцев на резиновых лодках переправились через Буг.
16.
17.
Помимо крепости, в Бресте мы прогулялись по городу, подышали свежим, наполненным весенним запахом цветов, воздухом. Мы прошлись по центральной улице Ленина, то обступающей вас помпезными советскими зданиями, то окружающей зеленью цветущих каштанов, повернули на идущий вдоль Мухавца к Бугу проспект Машерова, побывали у монумента павшим пограничникам.
18.
19.
20.
21.
22.
23. Река Мухавец. Брест, кстати, - довольно крупный речной порт. На Мухавце расположена плотина, выше которой начинается шлюзованный судоходный Днепровско-Бугский канал, связывающий Брест с Припятью и Днепром через очень красивые места белорусского Полесья. Так что из Бреста можно по воде добраться до Пинска, Мозыря, и теоретически - дальше до Киева и даже Чёрного моря. В последние несколько лет по белорусской части Днепровско-Бугского водного пути осуществляются туристические многодневные круизные маршруты Брест - Пинск - Туров - Мозырь на судне "Белая Русь" по Днепровско-Бугскому каналу и реке Припять. Очень интересное путешествие!
Прогулка по Бресту.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Любителям транспорта будет интересно посетить Брестский музей железнодорожной техники, открытый 15 мая 2002 года. Он расположен всего в нескольких сотнях метрах от входа в Брестскую крепость. Здесь на сравнительно небольшой территории собрано более сорока паровозов, тепловозов, вагонов и кранов на железнодорожном ходу. Отличительной особенностью музея является то, что большинство его экспонатов - «живые». Реставрация коснулась не только внешнего вида паровозов. У большинства машин исправны все механизмы. Если в паспорте написано, что какой-нибудь довоенный локомотив развивал скорость 60 километров час, то и сегодня он разовьет такую же. Старейшие из имеющихся в музее экспонатов - вагон и паровоз - были построены, соответственно, в 1915 и 1926 годах. Тут каждый паровоз и тепловоз - это целая история. Уникальным экспонатом в коллекции является один из первых тепловозов в бывшем СССР ТЭ1 - №2О165. На тепловозе такого типа советская делегация прибыла в Берлин на Потсдамскую конференцию. В музее представлено много других экспонатов, свидетельствующих о богатой и славной истории железных дорог и представляющих интерес не только для профессионалов железнодорожников.
33.
34.
35.
36.
37.
38. Железнодорожный вокзал Брест Центральный - памятник архитектуры, истории и крупная узловая станция на границе Польши и Белоруссии. Через Брест идут значительные транспортные потоки из России и Белоруссии в Европу. Здесь, кстати, происходит смена тележек поездов с более широкой "русской" колеи на узкую "европейскую".
Из Бреста ходит много поездов, в том числе и в Москву (13 часов на поезде), поэтому поездку в эти места можно комфортно уместить в формат "длинных" выходных.