Чернобыльская АЭС, город Припять и зона отчуждения. Как это было 11 лет назад

Mar 22, 2019 07:11



Ровно 11 лет назад, в двадцатых числах марта 2008 года я побывал в Чернобыльской зоне отчуждения. Много воды утекло с тех пор - над атомной станцией построили новый саркофаг, ещё сильнее обветшали многие здания в заброшенном городе атомщиков Припять, трагедия 1986 года стала на 11 лет дальше от нас, да и в нашей жизни многое изменилось. А что-то осталось и прежним - так, экскурсии на Чернобыльскую АЭС и сегодня организуются специализированными турфирмами, причём они стали даже разнообразнее по сравнению с 2008 годом: можно съездить на день, на два и даже на 3-7 дней, многие экскурсии посещают знаменитый объект "Чернобыль-2", недоступный к посещению 11 лет назад; организуются речные и авиационные туры. Чернобыльская зона отчуждения активно развивается как международный туристический объект. Тогда же большинство экскурсий были однодневными и организовывались порталом pripyat.com совместно с агентством "Чернобыльинтеринформ" (сейчас это турфирма "Чернобыль-тур", официальный туроператор экскурсий в зону). Сегодня я расскажу об одной из таких экскурсий, в которой мне довелось поучаствовать 28 марта 2008 года - было бы интересно сравнить фотографии и впечатления с бывавшими там недавно. А 11 лет назад дело было так....

Я давно хотел побывать в Чернобыле - помню, еще в 90-х (возможно, на 10-летнию годовщину событий или даже чуть ранее) смотрел по телевизору репортаж с тех мест. Особенно тогда поразили кадры брошенного города Припять, и конечно родилась мечта когда-нибудь там побывать. Тогда это казалось чем-то совершенно несбыточным, а само место - смертельно страшным и опасным, но шло время, минула 20-я годовщина аварии, приближалась 22-я, и весной 2008-го возможность побывать в Чернобыле стала, наконец, осязаемой реальностью. Я записался и оплатил поездку в Чернобыльскую зону на 28 марта, организуемую интернет-порталом Припять.com. Вышло лучше не бывает, и утром в пятницу 28 марта я, приехав ночным поездом из Москвы, был в Киеве у Южного терминала ж/д вокзала. Именно отсюда в 7-30 утра и началась наша поездка. Группа была большая: 41 человек, не считая провожатых - в основном с Украины, России, Беларуси, а также два поляка и еще один иностранец (точно не помню откуда). На маршруте нас сопровождали представители портала pripyat.com, а также агентства "Чернобыльинтеринформ", непосредственно организующие поездки в зону. Перед отъездом в автобус зашли представители МЧС Украины - посмотрели на наши лица на предмет их трезвости и адекватности, пожелали счастливого пути и традиционных усілякіх гараздів, после чего поездка началась.

Едем по трассе, любуясь живописными северными пригородами Киева и мысленно готовясь к "знакомству" с Чернобылем. Вскоре по телевизору нам включили несколько видеофильмов про трагедию, в которых старые кадры перемежаются с современными видеофрагментами и тревожными голосами репродукторов, звучавших в Припяти в 1986 году. Нам очень повезло с погодой - в Киевской области настоящая весна: +12, солнышко...

1. В 9-40 утра подъезжаем к КПП Дитятки - одному из нескольких КПП, через которые осуществляется въезд в "30-километровую зону отчуждения". Влево и вправо от КПП простирается забор, окружающий всю зону, расположенную на территории Украины и Беларуси на площади около 5 тысяч кв. км.



2. Следующая остановка - город Чернобыль.



В Чернобыле ненадолго останавливаемся в центре "Чернобыльинтеринформ" - здесь есть столовая, гостиница, здесь нам еще раз проводят инструктаж, и проводится небольшая вводная лекция. Тут же есть возможность приобрести фотоальбом о Чернобыльской катастрофе. Чернобыль находится за пределами другого, десятикилометрового радиуса, который окружает центр авариии - станцию и город Припять. Чернобыль и по сей день остается городом с действующей инфраструктурой. Нет в нем только кинотеатра, стационарной больницы, загса, детского сада, школы и пр., а все остальные структуры, присущие обычному городу, здесь есть. Именно их обслуживанием и занимаются приезжие работники. Чернобыль - город пятиэтажек и частных домов. Частный сектор в большинстве своём заброшен, а многоэтажки практически все населены людьми, работающими в зоне. Все сотрудники работают здесь вахтовым методом. Город вполне живой - по улицам то и дело проезжают автомобили, немало и людей, хотя по сравнению с обычным городом здесь, конечно, безлюдно.

3.



4. Заброшенные частные дома.



5.



6.



7. И обжитые пятиэтажки.



Автобус ожидал нас у здания автовокзала (в котором, кстати, работает магазин), и мы поехали дальше...

8. Следующая небольшая остановка - памятник пожарным, установленный у пожарной части Чернобыля. Пожарные этой части одними из первых (а если точнее, то третьими) прибыли на место аварии.



9.



10.



11. Затем ненадолго отклоняемся от нашего маршрута в сторону АЭС, и направляемся в речной порт Чернобыля. В Чернобыле до аварии были пристань на Припяти и небольшой судоремонтный завод. После аварии на ЧАЭС речники активно участвовали в ликвидации - сейчас здесь находятся останки нескольких судов, участвовавших в ликвидации.



12. А по соседству стоят и вполне живые суда, сейчас работающие в этом районе:



13. После порта заезжаем на мост через Припять, расположенный на трассе на Чернигов и Славутич.



С моста можно полюбоваться рекой Припятью и живописными пейзажами Полесья.

Припять - крупнейший приток Днепра (после создания Киевской ГЭС впадает в Киевское водохранилище), на большей части своего протяжения текущая по Белоруссии, а на устьевом участке на протяжении нескольких десятков километров - по Украине. Припять - главная судоходная магистраль Белоруссии, в бассейне которой находятся несколько крупных портов (Мозырь, Пинск), свянная с крупнейшим приграничным транспортным узлом, городом Брестом посредством Днепровско-Бугского канала. В устье Припять несёт воды примерно как Ока у Рязани. По Припяти белорусские речные суда попадали (да и сейчас периодически попадают) на Днепр и далее в Черное море (в порту Мозыря, например, есть судно река-моря, перевозящее удобрения по транзитному маршруту Мозырь - Одесса). В советское время транзитное судоходство было, конечно, в разы больше, но и сейчас такие рейсы периодически бывают

14. Вдали видна Чернобыльская АЭС.



15.



16. Несмотря на конец марта, на Припяти уже выставлена судоходная обстановка (кстати, содержанием 50-километрового участка от границы с Белоруссией - до устья Припяти и занимаются речники Чернобыльского затона).



Двигаемся далее... Возвращаемся в Чернобыль, и снова выходим на трассу, ведущую к АЭС. Вскоре на нашем пути ещё один пост - граница 10 километровой зоны, непосредственно окружающей эпицентр аварии. Внутри этой зоны находятся сооружения АЭС и город Припять. Сопровождающие предупреждают нас, что отныне надо быть особенно внимательными - не отступать с маршрута, не отдаляться от сопровождающих, по возможности, не сходить с асфальтового покрытия.

17. Проезжаем еще несколько километров, и снова остановка - у обочины дороги стоит памятник павшим в Великой Отечественной войне, а в глубине за деревьями - заброшенный детский садик.



18.



19.



20. Кое-какие внутренние интерьеры ещё сохранились.



21. Точно такой же шкафчик был когда-то и у меня в детском садике...



22.



23. Надо сказать, некоторые "декорации" (такие, как кукла, лежащая посреди осколков стекла, ноты, залитые чернилами, или разбросанные посреди школы противогазы - это будет потом, в Припяти) были созданы уже много позже трагедии некоторыми посетителями зоны - так сказать, "для драматизма". А ещё в 2000 году, по словам людей регулярно бывающих в зоне, ничего этого не было - ни противогазов, ни чернил, а куклы в садике стояли в игровом уголке, так как им и полагается стоять в любом детском садике.



24.



25.



После осмотра садика снова садимся в автобус. Следующий пункт - Чернобыльская АЭС. Сооружения атомной электростанции занимают значительную площадь, и в настоящее время здесь работает несколько тысяч человек. Последний, третий, энергоблок был остановлен в 2000 году, и сейчас АЭС находится в процессе вывода из эксплуатации. На территории АЭС несколько строек - в частности, хранилища радиоактивных отходов. Также ведутся работы и на четвертом энергоблоке - совсем скоро здесь начнется строительство нового саркофага (в итоге надвижка нового саркофага на АЭС была выполнена в 2016 году, а полное окончание работ - в 2018-м). Проехав вдоль территории АЭС, автобус остановился у четвертого энергоблока, где внутри павильона состоялась небольшая экскурсия у макета ЧАЭС, внутри которого воссоздана обстановка после аварии.

26. Макет четвертого энергоблока после взрыва (на переднем плане - взорвавшийся реактор с подброшенной от взрыва крышкой)


27. Четвертый энергоблок АЭС, на котором в 1986 году произошла авария.



28. И установленный около него памятник.



29. Пятый энергоблок, строительство которого было остановлено сразу после аварии в 1986 году, когда он находился в состоянии 90%-й готовности.



30. После осмотра четвертого энергоблока и экскурсии у макета, мы направились к административному зданию АЭС. Памятник Прометею, ранее стоявший в центре города Припять и бывший одним из его символов, а позднее перевезенный сюда - к АЭС.



31. Памятные доски сотрудникам атомной станции, погибшим непосредственно во время аварии или во время ликвидации её последствий.



Покидаем Чернобыльскую АЭС и направляемся в Припять - когда-то молодой город атомщиков, возникший одновременно со строительством АЭС, а ныне город-призрак, всё население которого было эвакуировано 27 апреля 1986 года, через сутки после аварии. Нам предстояло провести в заброшенном городе около четырех часов.

32. Остановка на мосту через железную дорогу на въезде в город. Взгляд направо - в сторону АЭС, железнодорожного моста через реку Припять и далее ветка на Славутич и Чернигов.



33. Взгляд налево - в сторону Овруча. Видна заброшенная железнодорожная станция Янов.



После этого через очередное КПП въезжаем в Припять. Здесь нас разделили на четыре небольшие группы по 10 человек. Я присоединился к той, где сопровождающим гидом был Александр Сирота - главный редактор проекта Припять.com, известный в узких кругах как planca. Александр - коренной припятчанин, переехавшей в Припять с мамой в начале восьмидесятых. Когда произошла авария, Александр учился в школе, но он прекрасно помнит те годы, десятки, а может даже сотни раз бывал в зоне после аварии, знает о Припяти практически всё, и живёт идеей сохранить этот город для потомков.

34. Прогулка по Припяти началась с визита в обычный городской двор, каких тысячи в любом городе.



35.



36. Проходим детский садик и игровую площадку.



37. Фонари из детства.



38. СССР - 50 лет.



39. Заветы ВЛКСМ.



40. Доска объявлений.



41. Телефонные будки. Я хорошо помню такие телефонные будки - они стояли на улицах практически каждого советского городка.



42. Общежитие - один из самых старых районов. Именно отсюда начался город, именно здесь жили первые строители АЭС, именно здесь жил Александр Сирота со своей мамой. В 1986 году они должны были получить квартиру. Не удалось...



43. Столовая общежития:



44. Социалистические обязательства.



45. Магазин "Светлячок".



46. Памятник, на котором изображены гербы всех республик СССР.



47. Универмаг.



После этого покидаем самую старую часть города. Кстати, этот район ближе всех расположен к ЧАЭС и после аварии тут наблюдались наибольшие по Припяти величины радиации. Пройдя немного в сторону центра, сделали небольшую остановку возле одной из пятиэтажек, где, разбившись по двое, осмотрели несколько квартир. Учитывая, что в пятиэтажке всего пять подъездов, каждой паре досталось как раз по одному из них. Мы с моим новым знакомым Владом из Днепропетровска выбрали подъезд номер три.

48. Сейчас в квартирах не так уж много осталось - многое было разобрано и утилизировано вскоре после аварии, а что-то просто растащили.



49.



Следующий пункт - школа номер 1, самая старая школа Припяти. В последние годы здание значительно обветшало, не везде можно пройти, но, как сказал наш гид, еще лет пять назад, гуляя по зданию, создавалось полное ощущение обжитости школы - казалось вот-вот прозвенит звонок, и первоклашки, оглашая коридоры звонкими голосами, побегут по классам...

50. Последним уроком в этом классе, видимо, был урок черчения:



51.



52.



53. В теплице кое-что даже растёт... А ещё там имеется гадючье гнездо, так что надо ступать осторожнее.



54. Покинув школу, проходим ещё несколько кварталов и оказываемся на центральной площади города. Гостиница "Полесье".



Видите два детских личика, нарисованные чёрным внизу на стенах отеля? Довольно много говорят об этих припятских граффити - таких рисунков немало по городу. Их сделала группа товарищей во время одного из визитов в Припять. Слышал много разных мнений на эту тему, но наш гид, главный редактор сайта Припять.com, высказывался о них крайне негативно. Он, как и большинство его коллег, ратует за то, чтобы Припять была городом-памятником и по возможности сохранялась в том виде, в котором встретила 26 апреля 1986 года.

55. Д/к "Энергетик" - культурный центр Припяти.



56. Здесь проводились различные вечера, спортивные и культурные мероприятия города. В отделке дома культуры до сих пор сохранился мрамор - остатки былой роскоши.



57. Спортзал.



58. Вид на улицу Ленина из окна д/к:



59. Политический уголок:



60. Выйдя на улицу, направляемся к парку отдыха, который буквально в нескольких шагах от дома культуры.



61. Эти машинки - одно из самых "грязных" мест нашего маршрута по Припяти. Ещё будет легедарный ковш, но об этом чуть позже...



62. Наконец, наступила кульминация - восхождение на шестнадцатиэтажку, безусловно, один из самых ярких эпизодов поездки.



63.



64. В ожидании, пока с шестнадцатиэтажки слезет предыдущая группа, мы успели заглянуть в ликёроводочный магазин. Восьмидесятые годы - время сухого закона, поэтому это место было культовым для припятчан. Очередь от этих прилавков порой тянулась аж до улицы Курчатова.



65. Фотографии города с крыши шестнадцатиэтажки.



66. ЧАЭС - градообразующее предприятие.



67. Обратите внимание на буквы, лежащие на крыше соседней девятиэтажкки. На соседнем доме "при жизни" города красовалась большая надпись на украинском - "Хай будет атом работником, а не солдатом". После аварии кто-то из солдат, работавших в городе, вырезал из фанеры одну из букв русского алфавита и известным образом "подправил" первое слово надписи. Вскоре после этого все буквы приказали снести, и теперь их видно только сверху, с крыши соседней высотки.



68. Центральная площадь.



69. Ж/д мост через Припять:



70. Чернобыль-2. В 2008 году подъехать туда не было возможности - объект строго охранялся (антенны состоят из очень ценного металла). Один из сотрудников "Чернобыльинтеринформ", сопровождавший нас, рассказывал, как лазил туда дикарём году в 2000-м. 150 метров высота, потрясающий вид на десятки километров вокруг, узенькая, не защищенная от ветра, лесенка, лишь слегка ограждённая от бездны. Такое не забывается! (Сейчас, в 2019 году, посещение "Чернобыля-2" возможно в рамках некоторых экскурсий в Зону отчуждения).



71. Речной порт на Припяти.



72. Взгляд на северо-запад. Река вьется дальше среди бескрайних просторов Полесья. Где-то там вдалеке уже Беларусь - до границы здесь километров 10, не больше...



73.



74. Один из складов брошенной техники - неброский на первый взгляд, но очень сильный "экспонат" на складе - это ковш. Если залезть в него с дозиметром, то аппарат начинает просто-таки захлёбываться в писке, показывая сильнейший радиоактивный фон. Откуда этот ковш здесь появился и что им копали, конечно, сейчас узнать нельзя - возможно разбирали завалы на ЧАЭС, - но такой "памятник" как нельзя лучше показывает невидимое коварство радиации.



Ещё одно очень радиоактивное место - факел и надпись "Чернобыльская АЭС имени В.И. Ленина" на подъезде к Припяти. Мы пронеслись потом мимо него на автобусе на высокой скорости, но те несколько секунд, что мы проносились мимо факела, в салоне автобуса стоял просто неистовый писк дозиметров.

75. Наше путешествие заканчивалось - фотография стеллы на въезде в Припять.



Чудесный, тёплый весенний вечер. Какой же здесь свежий воздух! После аварии на территории оставленной человеком зоны естественным образом сформировался редчайший экологический заповедник - уникальная флора и фауна, нетронутая человеком, врядли существовавшая бы в урбанизированных условиях. А мы прощаемся с зоной - после дня, проведенного на свежем воздухе, чудесный ужин в чернобыльском центре кажется особенным лакомством. В семь вечера садимся в автобус и, спустя полчаса, пройдя обязательный радиационный контроль на КПП "Дитятки" прощаемся с этим удивительным местом. На обратном пути нам показали еще один документальный фильм - фильм, снятый "при жизни" города - мы снова увидели всё, где мы только что побывали. Но это был другой город - не вымерший памятник-напоминание, а живой молодой город энергетиков, зелёный цветущий... Как искренне любили они его, как любили свою работу, как радовались и гордились своими трудовыми успехами и достижениями! "Какое же мы большое дело сделали, а сколько всего ждёт нас впереди!" - улыбается с экрана молодой парень-атомщик... Нужно ли говорить, как сильно воспринимается этот фильм по окончании экскурсии!
В заключение хочется сказать, что я очень рад, что побывал в Чернобыльской зоне. На постсоветском пространстве полно и других "заброшек", но это не то, здесь всё воспринимается по-другому: Чернобыльская зона - это памятник людям, памятник героизму и самопожертвованию, памятник ушедшей эпохе, наконец, памятник чудовищной инженерной и человеческой ошибке, которую нельзя повторить.

Припять, Украина, Атомная промышленность, Чернобыльская АЭС, Чернобыль

Previous post Next post
Up