1000%

Feb 16, 2016 17:37



В последнее время на клубах и школах бизнес-ангелов общаюсь с инвесторами, вкладывающими в акции, бонды, драгметаллы, недвижимость. Все так или иначе признают, что традиционные инвестиции становятся все менее привлекательными: доходность стремительно падает, прежние стратегии не работают. Инвесторы стали обращать внимание на альтернативные инвестиции, в том числе на прямые инвестиции в молодые компании. Меня постоянно спрашивают - во что инвестировать, какой будет результат.

Для начала стоит ответить себе честно на вопрос: что вы собираетесь делать на самом деле? Если покупка доли в компании для вас - умное развлечение, игрушка в череде приобретений: лодка, тур на сафари, модный гаджет, стартап, - можете дальше не читать. Это не инвестиция; вы осуществляете покупку для себя, в личных целях - не для дела. В конце концов, в жизни не обязательно заниматься только делом. Любой здоровый стартап, растущий на ваших глазах, дает своему благодетелю согревающее чувство причастности к развитию. А это в наш век шатающихся основ и леденящих кризисов рождает огромный драйв. Сама регулярно подпитываюсь творческой энергией основателей крепких технологических проектов - ее еще надо уметь извлекать и обменивать на собственную. Об этой стороне деятельности инвестора ранних стадий я постоянно пишу в постах и говорю в выступлениях. В этот раз я решила обсудить финансовую рамку инвестиций в растущие компании, стартапы: почему это не только интересно, но и выгодно?

Напомню общеизвестные вещи. Как устроен бизнес, или шире - мир капитала, в котором существует каждый современный инвестор? В 2017 году исполнится 150 лет, как Маркс объяснил сущность капитала в книге "Процесс производства капитала", ставшей первым томом его общеизвестного труда. Капитал - деньги ради денег. Бизнес как средство умножения капитала делится на три типа по степени доходности.

1. Обычный, цивилизованный, устойчивый, европейский бизнес. Без писка и риска, все очень респектабельно: white area. Неспешно производим, торгуем, предоставляем услуги. Доходность - 10-50%, в лучшие времена - до 100%, x2.

2. Бизнес в рискованных ситуациях, на быстро растущих рынках. В этой зоне находится "предприниматель Шумпетера": пока другие медлят, скованные зачастую не только привычками и ленью, но и приличиями, предприимчивый человек находит лазейки, опробует серые схемы, срезает углы, не брезгует контрафактом. Grey area: из нее черпается дополнительный доход. Постепенное схождение десятилетиями известных технологий в сферу массового потребления в виде модных, но технологически простых товаров и услуг также обеспечивает лишние "иксы". Это крепкие, удачные прямые инвестиции. Доходность - несколько сотен процентов, в норме 100-300%, при удачном стечении обстоятельств - 500%. Абсолютная планка - 1000%, эти пресловутые x10 на инвестицию. Но это исключение, которое лишь подтверждает правило: синица в руках никогда не станет журавлем.

3. Есть ли бизнес за гранью x10? Да, есть. Желание заработать больше не в разы, а в десятки, сотни раз родилось не вчера. С давних времен корабли с пряностями и другими колониальными товарами бороздили океаны, по Шелковому пути проходили тысячи километров караваны с ценными шелками и благовониями. Разница между начальной ценой аборигенов и стоимостью товаров в венецианских дворцах составляла тысячи процентов. В XX веке супердоходным бизнесом, как известно, является торговля оружием, алмазами, наркотрафик, работорговля. Более респектабельными, вследствие непонимания большинством населения истинной сущности и механизмов, считаются крупные финансовые махинации, основанные на манипулировании нормами финансовых рынков. Фантастическая доходность отличает современные финансовые операции, идущие под прикрытием политических акций, вроде недавнего снятия эмбарго с иранской нефти или текущих препирательств по поводу Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства, призванного экономически прикончить Евросоюз. Это black area, чернее черного. Но это же и высшая лига нового уклада: именно там зарабатываются настоящие деньги. Тысячи процентов.

Такой тип бизнеса можно назвать по-настоящему венчурным, в старом смысле слова - на грани фола. На карту поставлены состояния, базовые ценности, жизни. Слово "venture" означает "рискованное предприятие" и родственно слову "adventure" - приключение, авантюра. Так устроен мир, в котором мы живем!

И к какому же типу относятся инвестиции в технологические стартапы по степени доходности? К третьему! Здесь и возникает тот самый VC, venture capital, появившийся во второй половине минувшего века. Попробуем разобраться. Дело в расстоянии от момента инвестиций до того, как возникает общественное признание проекта. Это расстояние очень велико, и за счет него образуется та самая тысяча процентов дохода. Раньше это расстояние было физическим, требовалось преодолевать моря и океаны, горы и пустыни, отбиваться от бандитов и конкурентов, чтобы доставить пряности и шелка. К счастью, сегодняшние "венецианские купцы" от высоких технологий не обязаны закладывать себя самих. Однако душевным и физическим здоровьем жертвует каждый российский стартапер, отправляющийся за океан. И его первый инвестор - тоже сильно рискует. Вследствие развитие средств связи и транспорта фактор расстояния перестал быть столь ощутимым, зато выдвинулся на первый план фактор времени. Горизонт планирования современных финансов превратился в точку, время уплотнилось. Посмотрите вокруг - все вокруг на связи 24х7 круглый год, без выходных и праздников. Будь wired, будь в тусовке - тогда есть шанс, что тебя заметят мейджоры и, может быть, купят.

Сейчас мы, россияне, находимся в более выгодной ситуации, чем азиатские, европейские или, тем более, американские инвесторы: в российские проекты меньше верят! Западная пропаганда позаботилось о том, чтобы наши технологические компании были недооценены. Так называемый "страновой дисконт" на ранних стадиях составлял еще пару лет назад 3-5 раз по сравнению с аналогами на американском рынке; этой зимой уже 5-7-10 раз и более в зависимости от отрасли и конъюнктуры. Например, американская компания Matterport, разработчик софта для автоматического 3D сканирования помещений, летом 2015 года получила $30 млн., в дополнение к 16 млн. годом ранее. Ее российский конкурент GeoCV, портфельная компания фонда Starta Capital, в нескольких посевных траншах в 2014-15 годах привлекла на порядок меньше. При этом качество изображений и скорость обработки данных у обеих команд примерно одинаковы, а по некоторым параметрам модели GeoCV лучше. На крупных выставках и мероприятиях постоянно звучат заявления, что если 3-4 компании, работающие в сфере 3D capture помещений с помощью будущих смартфонов с 3D сенсорами, покажут заявленные результаты, крупные игроки купят всех и дорого.

Предвижу закономерный вопрос: если так легко можно стать наравне с наркобаронами, почему все инвесторы не ринулись туда? Чтобы этот бизнес так работал, требуется высокая квалификация венчурного инвестора в двух областях.

Во-первых, необходимо оценивать потенциал проекта в целом. Иногда говорят только об "exit potential": за сколько компанию можно будет в конце концов продать на рынках капитала и какому типу инвестора - финансовому или стратегическому. Не отрицая пользы такой оценки, стоит признать, что для инновационных венчурных проектов такой подход не представляется достаточным. В самом начале инвестиционного пути стоит оценивать потенцию проекта, его возможность быстро масштабироваться и стать заметным на отраслевом и инвестиционном рынках. Потенциал проекта не может быть рассчитан; это качественная оценка - пойдет, не пойдет. Замечу, что перспективы больших "иксов" возникают при инвестициях в проекты самых ранних стадий, предпосевной и ранней посевной. На этой стадии в проекте, с точки зрения обычного бизнеса, почти ничего нет: часто еще не зарегистровано юр.лицо, отсутствует прототип, нет продукта. Есть два-три человека, носители идеи и технологии, зачастую не подтвержденной испытаниями. Из-за этого оценка проектов ранних стадий не может быть проведена обычным способом: по бизнес-плану, финансовой модели, обоснованию емкости целевого рынка. Если проект действительно прорывной, вероятностные модели, основанные на статистике, не сработают. Здесь требуется чисто человеческое умение судить по аналогии, распознавать разворачивающиеся технологические и общественные тренды. Не стоит, однако, преувеличивать роль интуиции. В большинстве случаев достаточно "проверить алгеброй гармонию" - попросить основателей описать будущее своего проекта, вывести в явный план его перспективы. Это полезно и для того, чтобы представить горизонт планирования основателей и их амбиции. С людьми, не ставящими перед собой высоких целей и ориентирующихся только на моду, заработаешь только по первой модели, до 100%, или вообще ничего не получишь. Мода сменится - и основатели "сделают пивот", как сейчас принято красиво называть фактическое закрытие одного проекта и начало другого, естественно, под следующий транш инвестиций.

Во-вторых, необходимо умение вырастить проект до того момента, когда он попадет в поле зрения следующих инвесторов, когда зернышко - seed - прорастет. Эта фаза актуализации возможностей чрезвычайно важна, однако, вследствие ее сложности, обычно не обсуждается или бывает отнесена к некой магии, совершаемой "умным" инвестором ранних стадий вместе с основателями. Работа инвестора ранних стадий с основателями зачастую трактуется как менторство, что, с моей точки зрения, не отвечает ее характеру. Про менторство скоро напишу отдельный пост - для различения разных типов менторства. Здесь только замечу, что участие первого инвестора в "великом делании" оправданно при определенных условиях. Основным является понимание методов такой работы, учета особенностей проекта, способов получения технологии и продукта, который станет драйвером всего дальнейшего движения проекта на глобальном рынке капитала. Если инвестор, будучи профессионалом в финансово-инвестиционной сфере, чужд производственной рамки (а это обычно так и бывает), лучше доверить выращивание проекта профессионалам. К сожалению, в российской практике пока не сложился слой профессиональных консультантов в этой сфере. По моим наблюдениям, усилия "менторов" и "эдвайзеров" предыдущего этапа, вьющихся вокруг основателей на многочисленных инновационных тусовках, направлены на оформление юридических формальностей, фандрейзинг, реализацию посреднических схем. Отдельной областью "помощи" основателям является оформление заявок на гранты, что не специфично для России - в Европе и США есть категория "grant makers". Правда, там деятельность адвокатов, финансовых и прочих посредников не относят к сфере "умных" инвестиций.

Итак, для получения тысячи процентов инвестиционного дохода общий потенциал проекта является необходимым условием, актуализация этого потенциала - достаточным. Справедливости ради отмечу, что такая работа проводится везде, где требуется серьезный результат в условиях мировой конкуренции. Вспомним, как проходит отбор будущих чемпионов в спорте, великих исполнителей в музыкальной сфере, светил науки: углядеть и научить. Не всегда основатели готовы слушать и учиться, слишком велик соблазн "синицы в руках". Да и весь современный мир толкает талантливых людей к копированию уже освоенных образцов. Опасность все делать, как "там", состоит не в том, что не успеешь. То, что уже известно, не имеет венчурного рычага. Кроме того, подробности крупных сделок остаются всегда за закрытыми дверями. СМИ выдают правдоподобные, но не правдивые чертежи, по которым венчурную конструкцию не построишь. Это и понятно - кто будет делиться ноу-хау получения тысяч процентов дохода!

В России сфера венчурных инвестиций только складывается как отрасль, еще нет профессиональных стандартов, устоявшихся способов работы. Область "затачивания" наукоемких проектов под задачи венчурного рынка тоже новая, требует профессионализации. Проекты как раз есть: несмотря на попытки последние четверть века снизить уровень фундаментального естественнонаучного и технического образования, уничтожить военно-инженерный класс, компетенции россиян в целых пучках высоких технологий по-прежнему высоки. К сожалению, пока очень мало грамотных инвесторов, осознающих указанную выше схему: углядеть + научить. Инвестировать грамотно не означает, что все надо делать самому. Складывание венчурной отрасли предполагает разделение труда. Грамотные инвесторы работают бок о бок с профессионалами отбора и выращивания проектов ранних стадий. Профессионал всегда углядит гадкого утенка, из которого может вырасти прекрасный венчурный лебедь. Если все делать правильно, высокий инвестиционный доход обеспечивается с гарантией. А если нет - возникают казусы и разочарование.

Интересен в этой связи "кейс Морейниса". В декабре 2013 года Аркадий Морейнис признал несостоятельность своих попыток переноса опыта Кремниевой Долины в российские условия. Его интервью http://kommersant.ru/doc/2342339 стало для российской венчурной отрасли сигналом к началу нового этапа. Морейнис жестко раскритиковал иллюзии большинства питомцев его "фабрики по производству стартапов - Главстарта", основанной на неадекватной реконструкции мирового венчурного рынка. "Инвесторы на посевном уровне оценивают не людей, их способности вести бизнес и даже не идеи, а presentation skills стартаперов, их умение убедительно и красиво чесать языком", - признался он и перешел, по его выражению, на "темную сторону": стал требовать от основателей быстро реализуемых бизнес-проектов с заранее известной доходностью. За свою работу с проектами Аркадий брал деньги, однако через год осознал, что с таким подходом тоже много не заработаешь, и затеял цикл лекций "Антистартап". Свое разочарование Морейнис высказал в очередной исповеди в марте 2015 года: "Я - бизнес-ангел, последние годы я занимаюсь тем, что ищу новые проекты, в которых я могу бы поучаствовать в качестве партнера, помогая деньгами, связями и опытом. Но я уже понял, что хороших проектов в России слишком мало, поэтому мне пришлось засучить рукава и начать учить." https://vc.ru/p/moreynis-new Если бы рядом с Аркадием Морейнисом вовремя оказался профессионал, возможно, не потребовались затраты времени, сил и денег, а энергия этого известного человека трансформировалась бы не только в рекомендации основателям, но и в инвестиционный доход.

Сделаем вывод: грамотный инвестор может обеспечить себе инвестиционный доход в тысячи процентов. Это не рулетка, а определенный способ организации своей работы. По-настоящему умный инвестор должен искать не "хорошие проекты", а найти профессионалов, которые обеспечат отбор потенциально высокодоходных проектов, их выращивание и встраивание в пищевые цепочки мирового венчурного капитала. Пока таких профессионалов мало, однако постепенно их будет становиться больше, в том числе за счет распространения лучших практик. 10х - это только начало!

Людмила Голубкова
https://www.facebook.com/liudmila.golubkova - профессиональный блог по инвестициям ранних стадий
https://www.facebook.com/startup.collector - личный рейтинг лучших проектов ранних стадий
https://www.youtube.com/channel/UCZfNQs0J3sunSYUUHwec9PQ - Кассиопея, первый российский интернет-канал про инвестиции в инновации

модель инвестирования, бизнес-ангел, Людмила Голубкова, оценка, инвестиционная привлекательность, стартап, новый уклад, starta capital, инвестор, Кремниевая долина, предприниматель, инновации, инвестиции, венчурный инвестор

Previous post Next post
Up