Главком устрашающей эффективности

May 09, 2016 01:59


      "Единый обобщенный взгляд есть видение планетарной миссии Советской России. Мы, советские люди, стремимся поддержать, восполнить и возвысить нашу континентальную мощь - нашу великую континентальную мощь - с помощью флота, отличного от флотов других великих морских держав. Наш флот должен стать самодостаточным и не нуждаться во внешних базах. Это будет наш океанский флот."
Слова, приписываемые Сталину. 1948 год

(Жан Парвулеско. Геополитическая доктрина СССР и "фундаментальный океанический проект" адмирала С.Г.Горшкова)

Накануне 71-й годовщины победы СССР во Второй Мировой войне принято вспоминать славное прошлое. Победа обеспечила нашей стране статус мировой державы, сверхдержавы. Ненадолго, меньше чем на полвека. Что происходило в этот короткий, по историческим меркам, исторический период? Сейчас опубликованы архивы очевидцев тех лет, рассекречены многие материалы, всплыли из небытия трагические и  циклопические фигуры, погрузились во тьму персонажи надутые и надуманные. Переосмыслены атомный и космический проекты. Однако так и остается в тени еще один великий советский проект, проект освоения Мирового океана. Этот проект задумал в середине 1950-х и воплотил в жизнь в последующие тридцать лет адмирал Горшков. В этот период Советский Союз стал сверхдержавой в полном смысле слова. Вспомним сегодня имя Сергея Георгиевича Горшкова, боевого командира, крупного военачальника, мыслителя и стратега, блестящего политика и масштабного геополитика, исследователя, учителя нескольких поколений наших военно-морских офицеров.

Читая немногочисленные биографические тексты, опубликованные в основном к 100-летию адмирала в 2010 году, обратила внимание на то, что в жизнь Сергея Георгиевича Горшкова была многослойным, причудливым, парадоксальным переплетением разных линий и обстоятельств. Студент физико-математического факультета Ленинградского университета, происходящий из провинциальной учительской семьи, неожиданно бросает университет, выбирает военную службу и поступает в "мореходку". В 24 года (!) командует эскадренным миноносцем. А в 1938 году молодой офицер чуть не отправился в лагерь: крейсер "Решительный", которым он командовал, при буксировке в Татарском проливе потерпел крушение и затонул. Командующему Тихоокеанским флотом Кузнецову удалось не только отстоять Сергея Горшкова, но и перевести его на Черноморский флот с повышением. Войну он встречает в звании комбрига крейсеров. В августе 1941 года во время обороны Одессы Горшков руководил первым на Черном море морским десантом. Затем командовал Азовской и Дунайской флотилиями. В 1944 году становится вице-адмиралом, после войны - командующим Черноморским флотом. После отставки Николая Кузнецова с поста Главнокомандующего ВМФ занимает его пост в 1955 году. Три месяца спустя на Севастопольком рейде взорвался линкор Новороссийск. Если бы не уход на повышение, адмиральской карьере не бывать.

В 1962 году С.Г.Горшкову было присвоено звание Адмирала флота, в 1967 году - Адмирала флота Советского Союза. В советской военной табели о рангах это соответствовало Маршалу Советского Союза и было присвоено в истории ВМФ только трем главкомам - Исакову, Кузнецову и Горшкову. В 1985 году, как бы предчувствуя "катастройку", Горшков уходит со своего поста и до своей кончины в 1988 году работает в морской инспекции.

Успешная карьера военачальника удивительна, но не объясняет популярности фигуры Горшкова в военно-морском флоте. Он первым вводит "учения с целью исследования", читает лекции подчиненным, лично присутствует на учениях, разбирает их результаты. Это могло бы объяснить известность Горшкова среди наших военнослужащих, но судьба и железная воля уготовили ему известность планетарного масштаба, соответствующую масштабам его деятельности. Американские адмиралы прозвали Горшкова "главком устрашающей эффективности", а его концептуальный труд "Морская мощь государства", написанный в 1954 году, до сих пор изучают в западных военных академиях. По случаю смерти Сергея Георгиевича британские газеты писали: "Если говорить, что кто-то превратил Россию в морскую сверхдержаву, которой она является в настоящее время, то это адмирал Горшков". Такое признание заслуг дорогого стоит: ведь именно господство на море сделало из островной страны Британскую империю, над которой не заходит солнце...



В публикациях часто говорится, что Горшкову в жизни везло. Возможно, элемент удачи в его судьбе присутствовал. Из скупой информации о его жизни и карьере выступает образ человека железной воли, талантливого стратега, умеющего ждать нужного момента и, получив возможность, решительно действовать. После XX съезда идет "зачистка" командного состава и военно-технической интеллигенции, обусловленная страхом Хрущева и его окружения перед народившейся за предыдущие два десятилетия технократии. К началу 1960-х годов советский ВМФ буквально разгромлен. Понимая неизбежность происходящего, главком Горшков не предпринимает решительных действий, заслуживая себе на долгие годы репутацию "политика". После карибского кризиса, выявившего полную недееспособность советских ВМФ (из четырех посланных на Кубу подводных лодок смогла прорваться через американскую блокаду только одна), Хрущев потребовал от главкома создать мощный океанский флот, чтобы стать на равных с США и их союзниками. Горшкову пришлось начинать практически с нуля. Но всего через пять лет (!), в 1967 году, советская Средиземноморская эскадра смогла вести слежение за 6-м флотом США и блокировать все операции НАТО в Восточном блоке.

В 1970 году в акваториях Атлантического и Тихого океанов и семи морей прошли масштабные маневры "Океан". Следующие полтора десятилетия Горшков жестко оппонирует сухопутной "евразийской" политической группировке в Генштабе, в которую входили маршалы Огарков и Варенников. При этом он успешно реализует беспрецедентную программу строительства авианосцев, атомных подводных лодок, исследований Мирового океана от Арктики до Антарктиды... Нефтедоллары позволяли Советскому Союзу справляться с наращиванием боевой мощи как на суше, так и на море. Горшков создает военно-морские базы, "пункты материально-технического обеспечения", во всех стратегически важных точках: на Кубе, в Польше, в восточногерманском Ростоке, Финляндии, Сомали, вьетнамской Камрани, Сирии, Йемене, Эфиопии. Все четыре океана имели опорные точки для нашего флота.

Заслуживает отдельного исследования деятельность С.Г.Горшкова в Южном полушарии. Интерес к Антарктиде в СССР был неслучаен. Кроме транспортировки научных экспедиций в регион, южная Атлантика и южные части Индийского и Тихого океана, так называемый "Южный океан", в течение последних двух веков были стратегическими целями "Большой игры". Одно из советских исследовательских судов, выполнявших в том числе военные задачи, было названо "Витязь" - в честь военного корабля российской имперской эскадры XIX века. Слушатели лекций С.Г.Горшкова вспоминают необычную карту, на которой центром является не Атлантический океан, а Тихий, с левой стороны обрамленный Евразией, а с правой - западным побережьем Америк, разрезанным по линии гор. В течение трех послевоенных десятилетий выход в южные моря был для Советского Союза затруднен. Только в 1975 году в освобожденных португальских колониях Анголе и Мозамбике стало возможным разместить советские военные базы, имеющие целью контролировать южную часть Атлантики и Индийского океана. С выходом в южные части Тихого океана связаны интересы СССР в Никарагуа: всерьез обсуждался вопрос о строительстве еще одного канала между океанами. Тихоокеанский флот, на котором начинал служить молодой Горшков, должен был стать, по его мысли, важнейшим российским флотом. Дальний Восток должен перестать быть "дальним": это часть Русской Океании, стягивающей вокруг себя территории, страны, народы от Берингии до Антарктиды.

Сочетание боевого и организационного опыта со стратегическим видением позволили адмиралу Горшкову предугадать современный стиль ведения войны без решающего боевого столкновения, изматывающих противника "локальных конфликтов" и компактных "сил быстрого реагирования". Горшков был сторонником постоянного патрулирования всех значимых акваторий планеты. Ему мы обязаны тем, что Россия владеет арктической территорией далеко за пределами континентального шельфа Северного Ледовитого океана, практически до Северного полюса. Это владение обеспечивается тем, что под арктическими льдами постоянно ходят атомные и транспортные подводные лодки по маршрутам, проложенным при Горшкове. В своих заметках адмирал указывал: "Единственный вид вооруженных сил, который способен поддерживать нашу политику в холодной войне мирного времени - это флот. И для этого надо иметь корабли". И это в 1970-е годы, когда сторонники сухопутного и воздушного советского господства в Генштабе постоянно наращивает число танковых группировок в Европе, строят базы для все более мощных баллистических ракет, в то же время понимая, что их использование не даст шанса человечеству выжить...

В отличие от американских стратегов, в первую очередь Мэхена, рассматривающих и сейчас океанические просторы, как бескачественное и однородное пространство связанности, Горшков наделял водную стихию своим содержанием и смыслом. "Сущность морской мощи государства составляет степень возможности наиболее эффективно использовать Мировой океан, или, как иногда говорят, гидросферу Земли в интересах государства в целом." Океан, по Горшкову, является не средством коммуникации или прерывания чьих-либо коммуникаций, а как пространство экспансии за пределы береговой линии и межконтинентальных морей. Не только континенты и острова, соединенные "пустотой" водных пространств, но и океанические пространства и глубины рассматриваются как потенциальная среда человеческого обитания.

Исследование Мирового океана было неотъемлемой частью деятельности С.Г.Горшкова. Его вторым значительным трудом стал многотомный "Атлас Океанов", итог исследовательской работы огромного междисциплинарного коллектива, внесший огромный вклад в современную океанографию и не утративший своего значения до сих пор. Достаточно сказать, что масштабные исследования океанического дна и существенная коррекция геологических и геофизических теоретических положений во второй половине XX века были осуществлены по инициативе Горшкова и при его участии. В своих работах и еще более в своей деятельности адмирал Горшков сделал попытку разрешить цивилизационное противостояние народов Суши и народов Моря через совместное, пусть и соревновательное, освоение водных ресурсов планеты.

После перестройки ВМФ пошел под нож, в прямом и переносном смыслах. Однако идейное наследство адмирала Горшкова позволяет и в наше время одерживать победы. Первая за долгий период холодного противостояния "горячая" война в Осетии в августе 2008 года вызвала к жизни "аргументы Горшкова". Россия должна была вести борьбу за признание результатов победы в этом конфликте. США не смогли оказать военную помощь Грузии: в Черном море находился в тот момент крейсер "Москва", который одним своим присутствием не позволял ввести туда американскую войсковую группировку. Кроме того, "демонстрация флага" у берегов Венесуэлы и Никарагуа позволила создать напряжение у американских границ. Даже эти жалкие остатки горшковского флота позволили быстро и успешно разрешить назревший опасный дипломатический кризис.

Сегодня мы являемся свидетелями смены военно-стратегической парадигмы. Скорость, связанность, мобильность, электронные устройства, "облака", интернет, новые материалы и вооружения, робототехника позволяют вести военные действия повсеместно и в любых условиях. Особенностью этой новой ситуации является отсутствие: нет поля сражения, столкновения, армий, контакта с противником... В новой войне нет Человека. Военные стратеги пребывают в растерянности: является ли оператор дрона военнослужащим "при исполнении" или обычным диспетчером, который лишь регистрирует действия робота и зачастую даже не имеет возможности влиять на принимаемые дроном "решения"?

Провал субъектности в управлении сложными человекомашинными системами компенсируется частичным возвращением к средневековому воину-рыцарю как автономной и самодостаточной единице, защищенной и оснащенной всеми средствами ведения боевых действий, связи, транспортировки, экстренной помощи. Современный солдат- это одновременно субъект военных действий и элемент распределенного целого, не имеющего пространственной привязки. Не об этом ли мечтали древние, когда описывали мифологического грифона: стража в небесах, на суше и на море. И если в наземном или воздушном бою современный грифон, будь это робот или солдат, могут быть поддержаны из штаба с помощью технических средств, карт, прогнозов, то на водном театре военных действий по-прежнему требуются согласованные операции надводных и подводных плавсредств. Слишком велик Мировой океан, занимающий 70% площади планеты, слишком чужд и непредсказуем, слишком несоразмерен человеку и порождениям его технической мысли, слишком много тайн скрывает в своих глубинах.

В нашем сегодняшнем мире, открытом в своем физическом воплощении и скрытом в своей управленческой и интеллектуальной ипостасях, как никогда современно звучат слова Сергея Георгиевича Горшкова: "В понятие морской мощи государства в качестве основных компонентов мы включаем возможности государства в изучении океана и освоении его богатств, состояние транспортного и промыслового флотов и способность их обеспечивать потребности государства, а также наличие соответствующего интересам этого государства военно-морского флота, поскольку в мире существуют антагонистические социальные системы."

главком, океан, флот, адмирал, победа, Горшков, морская мощь

Previous post Next post
Up