Гент - город, который наряду с Антверпеном приятно удивил меня в Бельгии (точнее, во Фландрии, потому что Валлония впечатляет по-другому, как будто это другая страна, про нее
отдельный разговор). Про эти 2 места однозначно можно сказать - мне хотелось бы туда вернуться.
И вот что обидно - именно на Гент у нас было категорически мало времени, всего несколько вечерних часов.
Сначала мы хотели попасть туда в один день с
Брюгге. Они находятся в одном направлении и на расстоянии в 50 километров - велик соблазн зацепить их одновременно. Но лучше так не делать, уж больно обширная программа. Я все время упускала из вида, что мы в основном имели дело не с маленькими провинциальными городками, где из достопримечательностей - одна рыночная площадь, а вполне себе со столицами провинций. Тем более, что в тот день из-за забастовки ж/д мы потратили несколько часов на брюссельском вокзале, метаясь от платформы к платформе. А еще мы поздно встаем. А еще нам хотелось не сильно поздно вернуться в Брюссель и хорошенько подегустировать известно что. Короче, и Брюгге-то у нас, колхозников, не удостоился полного дня, второй город уже совсем не вписывался.
Ах, эти вечные соперники Гент и Брюгге! Я долго решала, что же выбрать, если времени в обрез: победил Брюгге из-за своего романтического ореола и качественной саморекламы. Как мы поняли потом, для нас это был неправильный выбор (хотя это кому как, на вкус и цвет фломастеры разные). С другой стороны, не выбери мы Брюгге, я долго бы кусала локти и изводила себя мыслями, что была рядом со столь достославным местом и профукала его. Всю бы плешь супругу проела Замучалась бы рефлексировать.
Вторую попытку увидеть Гент мы решили предпринять, когда катались с нашими друзьями помедитировать на
Северное море. Но и они хотели нам показать побольше, и я славлюсь своей нехорошей привычкой пытаться объять необъятное, поэтому в тот день мы превзошли себя:
экскурсия по Ипру,
дегустация самого редкого траппистского пива в аббатстве Westvleteren, вдумчивая прогулка вдоль моря, ну а на ужин - он, Гент.
Гент - столица провинции Восточная Фландрия и, как уже понятно, соперник Брюгге на все времена по всем пунктам. Сначала они соперничали в торговле, потом практически одновременно пришли в упадок.
Но с XI по XVI века Гент был вторым по величине городом Европы после
Парижа (!).
В XIV веке восстали крестьяне, за ними горожане-ткачи, восстания, как это всегда водится, подавили, и ткачам (тем из них, кто хотя бы выжил) пришлось бежать в Англию, которая с радостью приняла их вместе с их технологиями. А в Генте и во всей Фландрии ткацкая промышленность загнулась. Потом еще чума очень кстати - и вот результат: города, славные в Средневековье, впали в глубочайшую депрессию.
Второе дыхание Гент обрел благодаря промышленной революции в XVIII веке, стал центром фабричного производства. А вот Брюгге в то время как раз совсем зачах.
Тем не менее ему снова удалось подняться благодаря развитию туризма. Теперь уже с Гентом - все наоборот. Типично промышленный, закопченный от заводских труб, серый город туристов не привлекал, да и старинные здания начали разрушаться. Гентцы серьезно поднатужились в 80-х годах прошлого века - несколько лет реставривовали, отчищали от копоти свой исторический центр.
Надо отдать им должное - то, что получилось, очень услаждает глаз.
Пусть там и нет такой кукольности, пряничности, как в Брюгге, но зато, на мой вкус, больше гармонии и уж точно больше жизни - Гент считается городом студенческим, где ж еще жизни кипеть, как не здесь. Это сразу чувствуется по тому, что вечером, после отъезда туристов-однодневок город не замирает, а наоборот просыпается и начинает активно тусить.
Складывается впечатление, что там совсем не скучно.
И если исторический центр Брюгге лично у меня вызывает чувство некоторой лубочности, то в Генте эта "средневековость" более органично встроена. И даже фоткам в стиле ретро - почти веришь.
Только люди выдают, ну не средневековые они, что ж тут поделать :))
Это красивое здание с башенкой многие называют Ратушей, но на самом деле это Почта, и вообще не готика, а неоготика XX века
В Генте есть увлекательная, но невеселая история о том, как в 1458г. герцог Филлипп Бургундский наказал горожан за восстание - он лишил город всех прав и приказал знатным людям пройти по улицам в труселях и с петлей на шее, а затем преклонить перед ним колени. Мол если очень качественно унизитесь, верну вам привилегии. Те все исполнили как надо, олигархам не привыкать, и видимо такой вид наказания оказался достаточно эффектным (и эффективным), потому что его повторил и Карл V в 1537г.
После такого двойного унижения у гентцев появилось прозвище stropke (петля от виселицы), и даже где-то в центре стоит памятник человеку с петлей на шее. Очень колоритный символ города, способного на самоиронию.
Мы его честно и долго искали и гуглили, пока ужинали в ресторации возле собора Синт-Баво, но так, увы, и не нашли достойных путеводителей. Нашла я описание уже сейчас,при написании поста, но тоже весьма туманное - нужно двигаться вдоль канала с мостиками в направлении Кармелитского монастыря (у меня на фотке с замком есть это направление) до красной кирпичной стены с изображением петли - вот там напротив, на другой стороне мы и найдем искомое.
Квест на будущее, а пока на его месте поставим еще одну монохромную фоточку - в этом городе они особенно удачно выходят.
Сегодня описания достопримечательностей мало, потому что самые основные - знаменитые церкви Гента, замок и набережные в любом случае пропустить невозможно. А вообще Гент вызвал у меня сильный эмоциональный интерес, поэтому информационный отодвинулся на задний план.
Зато там есть один артефакт, который заставил меня перелопатить о нем столько инфы, что хватит на путеводитель по целому городу.
Речь о Гентском Алтаре. Как я уже упоминала, история этого сокровища заткнет за пояс все фильмы и о Пуаро, и об Индиане Джонсе.
Воистину жизнь рождает такие сюжеты, которые самый изощренный писатель не родит в своем воспаленном мозгу.
Здесь я курсивом приведу наиболее интересные моменты из статьи на сайте журнала Вокруг света (полная версия
здесь). Так как букв очень много даже в кратком пересказе (там все веревочки эпопеи захватывают, но я постаралась хоть немного подсократить :), тот, кому шедевры мировой культуры и приключенческие романы о них неинтересны, может курсив пропустить (но это очень зря, честно).
Гентский Алтарь подробно рисует Рай, но весьма специфически (затейники были эти братья Ван Эйки). Почему Бог-Отец напоминает не католического, а православного Бога и обут в черные кожаные ботинки, которые больше бы подошли Сатане? Почему Ева держит в руках экзотический лимон, а не привычное яблоко? Почему в сцене Страшного Суда изображен только Рай и нет Ада?
Какое поле для трактовок и создания романов в духе Дэна Брауна! Есть даже теория о том, что в Гентском Алтаре зашифрован ключ к поиску Святого Грааля (логично, там даже подсказка есть: в самом центре - сама знаменитая чаша)))
Но наиболее интересна история похищений этого артефакта.
Сначала Алтарь прихватизировал Наполеон, однако в 1815г. Людовик XVIII вернул его в родной собор Синт-Баво в благодарность за то, что Гент приютил его после изгнания. Но на этом все только началось.
Гентский алтарь «погостил» дома чуть больше года: его части не успели даже смонтировать вместе. 18 декабря 1816 года викарий собора, воспользовавшись отсутствием епископа, продал 6 из 12 створок знаменитого складня. При этом он не удосужился даже узнать имя покупателя.
На несколько лет две створки с ангелами и четыре створки с праведниками исчезли из виду. Только в 1821 году стали известны их приключения на антикварном рынке. Викарий продал "гнилые доски" пронырливому старьевщику за 6000 франков и считал, что это очень выгодно. А тот перепродал створки алтаря уже за 100000 франков торговцу лесом Эдварду Солли (тоже считая его дурачком). Торговец-англичанин перепродал алтарь уже кайзеру Германии за 400000 франков (понятно, что у викария со старьевщиком просто не было таких связей)))
6 створок "Праведников" и "Ангелов" украсили Берлинский музей.
В начале Первой мировой войны у немцев появился шанс завладеть полиптихом целиком. Осенью 1914 года их войска продвигались так стремительно, что остававшуюся в Генте половину алтаря не успели эвакуировать из города. Каноник Ван де Гейн с помощью верных прихожан на тележке старьевщика вывез ящики с 6 панелями, завалив их тряпьем. Даже епископ и бургомистр, которые на секретном совещании с каноником приняли решение укрыть творение Ван Эйков в Генте, не знали, где оно хранится, и честно клялись в этом на Библии. «Гентское чудо» было спрятано буквально под носом у немцев, в одном из соседних со Святым Бавоном домов, в двух шагах от комендатуры оккупантов.
Причем Ван Гейн 4 года рассказывал немцам, что переправил Алтарь в Англию и даже предъявлял письмо письмо министра юстиции Бельгии Проспера Булле с фальшивым сообщением о благополучной погрузке Гентского алтаря на английский корабль. После отступления германской армии «Поклонение Агнцу», три панели с «Деисусом» и «Адам» с «Евой» под звон колоколов вернулись в собор. Чуть позже вернулись и 6 створок из Берлинского музея. Народ ликовал!
День 6 ноября 1920 года, когда собранный воедино Гентский алтарь впервые за 126 лет предстал во всем своем великолепии, стал в Бельгии днем национального торжества. Для Германии это был день унижения страны. 247-я статья Версальского мирного договора, где было записано требование вернуть части «гентского чуда» в Бельгию, превратилась для немцев в символ несправедливости стран-победительниц. Месть за «унижения Версаля» в будущем превратилась в краеугольный камень пропаганды нацистов.
Новая кража произошла 11 апреля 1934г. - была похищена одна створка, но очень ценная, "Праведные судьи", в которой Ян Ван Эйк написал себя. В краже сразу заподозрили нацистов.
Вор проник в собор, открыв три дверных замка отмычкой, сигнализации не было. Полиции не удалось найти на месте преступления никаких следов. Правда, случайный прохожий, некий Хан Хуртл, видел, как около полуночи из бокового входа собора вышел человек с чем-то продолговатым под мышкой. Завидев Хуртла, незнакомец уверенно направился к дому епископа, расположенному неподалеку. Подозрения Хуртла, которого сначала удивил столь поздний визит в собор, рассеялись: он решил, что это один из священнослужителей. Следить за тем, войдет ли человек со свертком в дом епископа, успокоенный Хуртл не стал.
Криминалисты пришли к выводу, что у незнакомца, увиденного прохожим, был как минимум один сообщник и кто-то из них был хорошо знаком с конструкцией складня. Украденная створка «Праведные судьи» с изображением на обороте Иоанна Крестителя была высотой около полутора метров. Вынуть ее из рамы-основы алтаря можно было, только вытягивая снизу вверх, как крышку пенала, да еще при особом положении всего бокового крыла. Один из преступников должен был залезть наверх, а второй помогать ему снизу. И проделать этот акробатический этюд на ощупь, в полной темноте. Изначально «Иоанн Креститель» и «Праведные судьи» были написаны на одной доске. Но в Берлинском музее эту створку распилили вдоль доски, сделав из одной две панели. Так было удобнее ее демонстрировать. Значит, эту трудоемкую операцию необходимо было проделать дважды.
Потом гентский епископ стал получать письма с предложением вернуть 2 половинки створки всего-то за 1 миллион франков. Подписано письмо было тремя буквами: D.U.A. Что это значило? Возможно, первые слова немецкого национального гимна: Deutschland uber alles?
Епископ, с разрешения полиции, вступил в переписку с вором. Он помещал в газете объявления на имя таинственного D.U.A. Чтобы доказать, что письма эти не розыгрыш, преступник прислал квитанцию камеры хранения Северного вокзала в Брюсселе. Он сообщил, что оставил там «Иоанна Крестителя». Епископ лично бросился на вокзал и действительно получил аккуратную упаковку, в которой на самом деле лежала половина распиленной створки. За «Праведных судей» вор по-прежнему требовал свой миллион.
Таким образом, это были явно не нацисты, а просто талантливые грабители.
20 мая 1934 года епископ поместил в газете «Дерньер ойре» объявление: «D.U.A. Согласны. Ждем ваших предложений». Вор прислал инструкцию: деньги в мелких купюрах передать священнику церкви Святого Лаврентия в Мольпасе, неподалеку от Антверпена. Тот должен отдать их человеку, который предъявит вырезку из газеты с объявлением на имя D.U.A. Посоветовавшись с полицией, епископ направил по указанному адресу пакет. В нем было всего лишь 25 тысяч франков.
Грабителя просто хотели выследить, однако это не удалось - человек ушел от слежки. Епископ предвидел такой вариант событий и отправил с деньгами тайное письмо с новым шифром. Пока полиция искала меченые банкноты, епископ тайно торговался с D.U.A., но успехом это не увенчалось. По всей Бельгии был объявлен сбор средств на выкуп части Гентского Алтаря.
Неожиданно, при прознесении зажигательной речи перед спонсорами, умирает банкир и благотворитель Арсен Годетьер. Когда он ненадолго пришел в себя, то успел прошептать: « Я перед высшим судом... Все, что касается алтаря... у меня в доме... в шкатулке.... Только мне известно, где «Праведные судьи»... Я уже ничего не могу для них сделать... Они спрятаны...» Договорить банкир не успел, он умер от инфаркта.
В доме Годетьера действительно нашли шкатулку, в которой была переписка таинственного D.U.A. и гентского епископа. Полицейские проверили каждый уголок, перекопали сад, но «Праведных судей» не нашли...
Тем временем началась Вторая мировая. Пока договаривались об условиях и гарантиях вывоза шедевра за границу, 10 мая 1940 года немцы начали танковый прорыв в Арденнах, и алтарь по железной дороге срочно переправили в замок По, на границе Франции и Испании, куда уже эвакуировали сокровища Лувра. Французское коллаборационистское правительство Виши быстро согласилось на передачу «гентского чуда» немцам. Алтарь увезли в замок Нойшванштайн в Баварии. Согласия Гента никто уже не спрашивал.
В руках у Гитлера оказался один из символов ненавистного для немцев Версальского мира. Но Гентский алтарь был призван не только потешить уязвленное самолюбие фюрера. В тихом провинциальном городке Линц на берегу Дуная, где прошло его детство, Адольф Гитлер решил собрать художественные сокровища со всей Европы. Этот проект получил название «Секретная миссия Линц», или «Музей Фюрера».
Среди тех, кто занимался этим вопросом, был некий доктор Зайбель. Химик по профессии, он был родом из Австрии, из городка Альт-Аусзе, который славился своими соляными шахтами. Однажды Зайбель случайно оказался в подземной капелле, которую шахтеры использовали для молитв. Там его внимание привлекла икона Богоматери, украшенная живыми цветами. Они не увядали уже несколько недель, а икона, двести лет находившаяся под землей, поражала свежестью красок. Проведя необходимые замеры, Зайбель выяснил, что температура и влажность в шахте просто идеальны для хранения капризных шедевров искусства. С конца 1943 года здесь развернулось строительство целого «музейного города». В подземных галереях были оборудованы хранилища, проложены дополнительные железнодорожные пути, подобран персонал из ведущих искусствоведов и реставраторов.
Пока Гитлер прятал награбленные сокровища, англичане и американцы искали их. С другой стороны их искал и СССР. Это было соревнование - кто первый найдет. Союзникам повезло больше.
У офицера-искусствоведа Роберта Посея, который руководил поисками Гентского алтаря, заболели зубы. Немец-дантист в городе Трире очень хотел понравиться американскому военному. За работой он проболтался, что его зять занимался во Франции сбором «бесхозных культурных ценностей» (так нацисты изящно именовали грабеж). И прямо из зубоврачебного кресла Посей направился в дом зятя - доктора искусствоведения, а по совместительству штурмфюрера СС Германа Буньеса. Тот рассказал Посею о тайном хранилище в Альт-Аусзе. В обмен он попросил американца об отпущении грехов. Но грехи этого охотника за евреями-коллекционерами были столь велики, что он не выдержал ожидания. Спустя несколько месяцев Герман Буньес застрелил жену и детей, а затем покончил с собой.
Территория, на которой находился подземный музейный город, по Ялтинскому соглашению попадала в зону оккупации союзников. Однако к началу апреля 1945 года советская армия была гораздо ближе к Альт-Аусзе, чем американцы. Если бы Сталин узнал, какая добыча ждет его в какой-то паре сотен километров к западу, никакие договоры его бы не удержали.
Союзники действовали решительно. Английская разведка подготовила диверсионную группу из четырех австрийцев-перебежчиков
8 апреля 1945 года она была сброшена на парашютах в немецкий тыл. Американцы, которым оставалось до цели почти 500 км, форсированным маршем двинули в район тайника отряд специального назначения под командованием майора Рольфа Пирсона. А тем временем над сокровищами Альт-Аусзе нависла смертельная угроза.
Местный гауляйтер Айгрубер заминировал шахту и намеревался взорвать ее при приближении противника. Но никто не должен был знать, что происходит. Поэтому и 500-килограммовые бомбы, и взрыватели были помещены в ящики с надписями «мрамор». Только бдительность шахтеров помогла своевременно обнаружить их содержимое. Остановить гауляйтера помог заместитель Гиммлера обергруппенфюрер СС Эрнст Кальтенбруннер. Австриец по национальности, он бежал из осажденного Берлина на родину и обосновался на вилле неподалеку от Альт-Аусзе. С ним связались через его местную любовницу, и он отменил приказ.
Шахта была разминирована. 3 мая 1945 года в обстановке полного хаоса британские диверсанты, бойцы Сопротивления и шахтеры разоружили охрану и взяли все входы в музейный город под контроль. Пять дней спустя, совершив пятисоткилометровый бросок, к Альт-Аусзе пробился американский передовой отряд, в котором находился и капитан-искусствовед Роберт Посей. После многочасовых блужданий по шахте, напоминавшей из-за собранных в ней художественных ценностей пещеру Али-Бабы, американец добрался до капеллы Святой Барбары, устроенной на глубине полутора километров в самом центре горы. Здесь хранилось все самое ценное, и именно здесь он нашел Гентский Алтарь.
Руководитель советской трофейной бригады полковник Белокопытов узнал о существовании тайника в Альт-Аусзе только 13 мая во время допроса директора Берлинских музеев Отто Кюммеля. Но было уже слишком поздно.
Летом 1945 года началось возвращение награбленного Гитлером. В середине августа 10 ящиков с панелями погрузили в военно-транспортный самолет, который вылетел в Бельгию. Сопровождал груз капитан Роберт Посей. В центральном аэропорту Брюсселя «Поклонение Агнцу» встречали королевский военный почетный караул и правительство. Однако, прождав несколько часов, встречающие разошлись. Самолет с алтарем исчез.
Он попал в сильную грозу, сбился с курса и на последних каплях горючего дотянул до брошенной военной авиабазы в 100 км от Брюсселя.
Там «гентское чудо» никто не ждал. Посей с трудом нашел телефон и попытался связаться с властями. Стояла глубокая ночь, на улице бушевал ураган, никого не было на месте. Тогда он попросил телефонистку соединить его с любым американским офицером, которого она знает. Та позвонила своему знакомому. Этому безвестному офицеру Посей объяснил, что у него на руках шедевр мирового значения и попросил раздобыть машины и охрану.
Офицер зашел в ближайший бар и вывел оттуда пару десятков американских солдат. Они остановили два грузовика и поехали выручать капитана. В четыре часа утра под проливным дождем и при свете молний грузовики подъехали к королевскому дворцу в Брюсселе. Посей заночевал в королевских покоях, а наутро сдал груз под расписку правительственным чиновникам.
30 октября 1945 года (в такую же самую пору, как сейчас, ровно 70 лет тому назад) взволнованный американец слушал торжественную мессу в величественном, пронизанном осенним солнцем соборе Святого Бавона и любовался вновь вернувшимся домой Гентским алтарем. Миссия капитана Посея и странствия творения братьев Ван Эйков закончились.
А похищенную створку "Праведный судьи" так и не нашли. До сих пор энтузиасты спорят о том, где она может быть. Самая популярная версия гласит, что пропавшая панель спрятана в самом соборе Синт-Баво! Самое «перспективное место» - огромный орган, выстроенный вскоре после кражи. Он мог «накрыть» тайник. Но это всего лишь красивая версия. Похоже, человечество навсегда лишилось автопортрета Ван Эйка, который изобразил себя среди праведных судей. Реставратор Йозеф Ван дер Феркен на дверце шкафа двухсотлетней давности написал копию украденной панели, которая еще в 1934 году заняла место подлинника. По правилам копия должна чем-то отличаться от оригинала, и Ван дер Феркен написал в виде одного из судей молодого бельгийского короля Леопольда Третьего.
Ох, эта история мало того, что сама по себе захватывающая, так еще и написана так увлекательно, что каждый раз как роман перечитываю.
Когда-нибудь по ней обязательно должны снять блокбастер. Как жаль, что Харрисон Форд уже слишком стар для этого....
Из достопримечательностей Гента еще очень рекомендую побывать в замке Гравенстин ("замок графов") в самом центре, там внутри музей тюрьмы, пыток, оборонительная система города, музей оружия и амуниции - в общем, классический набор функций средневекового замка :)
Ну а мы только поглазели снаружи, очень внушает. Только для моего объектива слишком большой, не влез :))
Набережные реки Леи (Грасляй, Корнляй и Граанляй) просто созданы для неспешных вечерних прогулок.
Грасляй - означает "улица трав и овощей", а Корнляй - улица зерна.
Там, как водится, и на лодочкаках можно прокататься
В Генте на главной площади, если удачно стать, можно увидеть в ряд 3 башни:
Церковь Святого Николая (XIII век, ранняя готика, старейшая церковь в городе)
Колокольня Белфорт (по большей части XIV век, высота 91 метр)
и тот самый Кафедральный Собор Синт-Баво (Святого Бавона), где находится Гентский Алтарь
Но как я ни примеривалась, последний у меня остался за кадром:)))
Кстати, посмотреть на подлинный шедевр Ван Эйков стоит несколько евро, а рядом можно полюбоваться на его копию совершенно бесплатно. Но как же можно не подойти к священным створкам, которые видели так много тайн...
Самое ужасное, что мы многострадальный Гентский Алтарь так и не посетили (не забывайте, что мы были там вечером, закрыто уже все было). Поэтому у меня есть теперь незакрытый гештальт в Бельгии....
Другие бельгийско-нидерландские заметки:
Кое-что о Бельгии. 10 самых впечатляющих мест, которые мы посетили. Не совсем обычный Амстердам Сила маркетинга, или Брюгге - город завышенных ожиданий В полях Фландрии маки заалели, или Город - мемориал Ипр В тени аббатства Синт-Сикстус, или Как мы дегустировали пиво Westvleteren И снова Северное море. На этот раз в Бельгии. Самый неголландский город Нидерландов - Маастрихт Крошечная зарисовка об Антверпене Ворота Арденн - Намюр Затерянные в Арденнах: Динан Лёвен: студенты, бегинаж и самый великий бельгиец