С начала отсюда Наутро после нашего грандиозного похода в Иудейской пустыне мы опять оказались в распоряжении Аркадия, который забил на работу ради нашего развлечения. Я не высказывал никаких пожеланий, прекрасно понимая, Аркадий покажет нам то, что интересно ему, а наши вкусы почти всегда совпадали.
Первое место, куда он нас привёз, были раскопки города Бет-Шеана, он же Ниса-Скифополис.
Похоже на то, что люди на этом месте стали жить сразу же, как отбросили хвосты и слезли с деревьев. А может и раньше. Во всяком случае 7000 лет назад город тут уже был. Потому как место и удобное, и важное. Есть ручей, то есть пресная вода, и тут дорога вдоль моря из Египта поворачивает, чтобы попасть в долину Иордана, а оттуда дальше на восток, в Месопотамию. 3-4 тысячи лет назад это точка соприкосновения двух сверхдержав своего времени. До времён библейского Исхода, то есть до появления в этих местах евреев, это был ханаанский город под властью Египта.
В синодальном переводе библии он назван Вефсан. На его стенах филистимляне вывесили тело первого еврейского царя Саула после победы над его войском. Город захватил царь Давид, и он входил в состав Иудейского царства до нашествия ассирийцев в 732 году до нашей эры, когда был разрушен храм царя Соломона, а евреев депортировали в Вавилон.
Непонятно, что тут было в следующие 300 лет, но в конце 4 века до н.э. наступила эра всеобщего эллинизма, греческой культуры, бизнеса и религии. Греки посчитали, что в этом месте бог Дионис похоронил свою кормилицу Нису и назвали город Ниса-Скифополис.
После победы местных евреев над греками в результате Маккавейских войн в конце 2 века до н.э. в Иерусалиме воцарилась династия Хасмонеев, царствовавшая до римского завоевания. В Скифополисе в это время жили как иудеи, так и эллины. Во время антиримского восстания 66 года н.э. эллины, болевшие за римлян, поубивали иудеев, которые симпатизировали повстанцам.
Практически всё, что мы видим тут раскопанным, это уже римский город 2-3 века нашей эры.
Как обычно, посреди римского города стоит баня. Бани на раскопках легко узнать по лесу невысоких колонн, которые поддерживали плиты тёплого пола. В таком раскрытом виде хорошо видна система печей и дымоходов, по которым горячий воздух поступал под полы и лежанки в залах.
Другой непременный атрибут античного города - театр. Он тут сильно разрушен, но нижние ряды сидений сохранились, так как были завалены обломками.
Тут же рынок с крытым портиком и мозаичным тротуаром.
Лавки не велики. Похоже, что их использовали только как склад, а прилавки были снаружи, в портике. Надписи везде греческие, а не еврейские или латинские.
Мрамора почти нет, мостовые из туфа, а живописно упавшие колонны из светлого известняка.
Посредине был дворец с большим мощёным внутренним двором, слева храм, справа рынок, дальше баня, ещё дальше театр.
Всё это великолепие как-то пережило византийские времена и нашествие арабов в середине 7 века. Колонны рухнули во время землетрясения 749 года. После этого город бросили. На высоком холме устраивали свои казармы мамелюки. На обломках театра крестоносцы сооружали крепость. Появлялись и приходили в упадок деревни.
В середине, между деревьями и склоном холма небольшое светлое здание. Это городские ворота. Город продолжался и туда. Там ещё ничего не раскопано. Да и холм, с которого я это снимал, состоит из культурного слоя, из мусора веков и тысячелетий.
Вот собственно и вся раскопанная часть. Копают до уровня римской мостовой. Но под ней ещё 2-3 тысячи лет.
И ещё одна важнейшая деталь римского города: комфортабельный общественный туалет на полсотни посадочных мест.
Недалеко оттуда на горе стоят развалины замка крестоносцев Бельвуар. Его начали строить в 1168 году, а снесли в 1220. Но снести до основания такое мощное сооружение не простое дело, поэтому много сохранилось.
Название замка переводится как Прекрасный вид. Вид оттуда действительно таков.
>
Возле замка цветёт "иудино дерево" (багряник европейский).
Поужинали рыбой в ресторане на берегу Кинерета (оно же Галилейское море и Тивериадское озеро).
День четвёртый