Полухин.
ИСТОРИЯ ПОДПОЛЬНОЙ РАБОТЫ ТРОИЦКОЙ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ РКП(б) В ПЕРИОД КОЛЧАКА В 1919 году с 1-го ФЕВРАЛЯ и по 5-е АВГУСТА ТОГО-ЖЕ года. [2]
Излагая настоящую историю, я считаю необходимым поставить в известность Троицкий окружной комитет Р.К.П.(б), что мною и моими близкими по подпольной работе, т.е. т.т.
Вишняков И.Н. и Пенькова Д.А. все материалы были переданы Троицкой уездной организации Р.К.П.(б) с точными датами, подлинниками и всеми инструкциями, которыми руководствовалась наша подпольная организация.
Теперь, излагая вторично по просьбе председателя К.К. Троицкого окружкома тов. Шамшурина, мне придётся изложить данную историю постолько, посколько не изменила мне моя память.
Придётся еще по изложении данной истории столкнуться с некоторыми затруднениями по освещению важных некоторых работ и фактов, ввиду того, что многие из товарищей, работающих со мной в подпольной организации, отсутствуют: одни от тяжёлой и перегруженной работы ушли преждевременно в могилу, как, например, самые активные работники: 1-й - тов. НАУМКИН - железнодорожник (кательщик) и 2-й тов. ДЮРЯГИН - рабочий. Другие же раз"ехались в разные места Советской Республики. И только очень немногие из товарищей находятся в настоящий момент в гор. Троицке. Но я надеюсь, что мне удастся изложить историю более подробно, ибо, будучи председателем с момента подпольной организации и до прихода советских войск, ни один важный вопрос и исторические факты не миновали моего внимания.
Для того, чтобы подойти подробнее к сути дела, приходится начать историю с самого себя…
В 1918 году, в первых числах июня, я был арестован казаками Севастьяновской станицы Челябинского уезда как большевик, после чего был отправлен в Иркутскую тюрьму и просидел там до 25 декабря 1918 года.
По освобождении меня из тюрьмы я прибыл в город Челябинск и тут же в январе 19-го года вступил в подпольную организацию. И в первых числах февраля Челябинским Военным Революционным Штабом Р.К.П.(б) был командирован в гор. Троицк для основания подпольной организации.
Согласно Революционного Подпольного Штаба, на основании его предписания, в первую очередь я должен был явиться к тт. НАУМКИНУ и ПЕНЬКОВОЙ.
При встрече с названными товарищами было созвано организационное совещание из пяти человек.
Повестка дня:
1) Цели и задачи членов Российской С.Д.Р.П. (б)
2) Вербовка новых членов партии
3) Агитация и распространение литературы среди солдат армии Колчака
4) Выявить всех старых партийных работников [2об] и втянуть в работу
5) Разследовать в тюрьмах количество политических заключённых и их нужду
6) Установить связь с революционным крестьянским населением
7) Разные.
ПО ПЕРВОМУ ВОПРОСУ.
В виду того, что революционные рабочие Урала и крестьянское население Сибири, благодаря изменчеству делу народа, партия С.Д. (меньшевиков), лидером их партии в лице ЧЕРНОВА, АКСЕНТЬЕВА и других предали иностранному капиталу и Российской буржуазии, которые посадили царя Сибири - Колчака. Сотни тысяч рабочих и крестьян расстреливаются, сотни тысяч политических работников томятся в тюрьмах Сибири. Плач и стоны детей и родителей заключённых, которые безчеловечно выброшены за борт жизни и обречены померать от холода и голода - это с одной стороны. Белогвардейское офицерство превратилось в сплошную пьяную оргию, не щадя ни человечества, ни культуры. Буржуазия и кулаки взялись сводить счеты с Сибирским пролетариатом, те, которые не имели ничего, то расплачивались своей собственной жизнью - второе.
Мы, как члены Р.С.Д.Р.П.(б) на всё творимое в тылу белогвардейцев смотреть равнодушно не можем, а поэтому наши цели и задачи:
Внести глубокое разложение в ж.д. транспорте путём агитации среди рабочих-железнодорожников; призывать к порче паровозов, железнодорожных мостов и линий, а также рабочих Троицких предприятий, призывая к организованным действиям во всех революционных отношениях; во что бы то ни стало информировать рабочих о положениях на фронтах и об успехах советских войск.
2. ВЕРБОВКА НОВЫХ ЧЛЕНОВ ПАРТИИ.
Вменяется в обязанность т.т. НАУМКИНУ, ПЕНЬКОВОЙ И СИПЕТОВУ завербовать по 10 человек каждому, назначая старшего десятком, и руководить работой десятка только через посредство него; при чём строго соблюдать консперацию; не допускать и не оглашать Президиума организации, не произносить официальных фамилий; своему десятку дать клички и все письменные сообщения и переписки только должны проходить под кличкой. Вербовка членов партии должна происходить исключительно пролетарского происхождения. Вся поручаемая работа должна строго контролироваться в смысле точного выполнения. Всем вступившим новым членам в нашу партию - поручить вести агитацию среди рабочих, желательно индивидуально. Агитация должна происходить по ранее выработанному конспекту Челябинским Революционным Штабом Р.С.Д.Р.П.(б).
Всякая экспроприация преследуется партийным судом.
Все важнейшие работы не в коем случае не должны производиться без санкции Президиума организации. В экстро-денарных случаях допускается до [2А] Штаба организации и рядовой член десятка, но только через установленный пороль. Каждый член нашей партии безусловно, должен иметь оружие и быть всегда в боевой готовности.
3. АГИТАЦИЯ СРЕДИ СОЛДАТ АРМИИ КОЛЧАКА.
Войти в контакт с военными частями, выявить всех сочувствующих советской власти, а главное - найти членов Р.С.Д.Р.П.(б) и вести также работу, как в пункте 2-м.
4. ВЫЯВИТЬ ВСЕХ СТАРЫХ ЧЛЕНОВ Р.С.Д.Р.П.(б) и ВТЯНУТЬ В РАБОТУ.
Поручить НАУМКИНУ и ПЕНЬКОВОЙ как жителям города Троицка срочно приступить к выявлению таковых, если незнакомые с личностью, то через посредство уцелевшего партийного билета, предварительно убедившись в неподложности его фамилии, а также связаться с Троицкой тюрьмой с целью освобождения политических заключенных, но только членов нашей партии.
5. РАЗСЛЕДОВАТЬ В ТРОИЦКИХ ТЮРЬМАХ КОЛИЧЕСТВО ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЁННЫХ И ИХ НУЖДУ.
Поручить тов. ПЕНЬКОВОЙ связаться с родными заключённых в тюрьму, через посредство которых поставить в известность политических заключённых о существовании в городе Троицке подпольной организации РСДРП(б).
6. УСТАНОВИТЬ СВЯЗЬ С РЕВОЛЮЦИОННЫМ КРЕСТЬЯНСКИМ НАСЕЛЕНИЕМ.
В виду выступлений крестьянской массы против Колчака не организованным порядком, тем самым даёт повод вырвать с корнем все революционные зачатки в угоду торжества реакции. Дабы предотвратить не организованные выступления крестьянских масс, мы как члены РСДРП(б) не должны пройти молчанием и не услышать страдальческого голоса нуждающегося в нашей помощи, а потому мы обязаны уделить самое сугубое внимание этому вопросу.
7. РАЗНЫЕ.
В виду предстоящей мобилизации новобранцев Троицкого уезда командировать тов. ПОЛУХИНА в гор. Челябинск за революционной литературой. Заключительное слово имеют товарищи ПЕНЬКОВА и ПОЛУХИН. Особенно ярко отметила в своем выступлении тов. ПЕНЬКОВА роль и задачи каждого из работающего в данной организации, а именно в каждом из нас должна быть самодеятельность, самоотверженность, в особенности обратить внимание на все белогвардейские организации - проникнуть туда, завязать связь и поставить своих надёжных товарищей, через посредство которых и руководить работой, а также получать ценные сведения для нашей организации.
После этого на следующий день мне пришлось выехать в город Челябинск. По прибытии в Челябинск от меня был заслушан доклад Революционным [2Аоб] Штабом. На заседании присутствовали следующие товарищи: Председатель Штаба, кличка "ВОЛОДЯ", фамилию которого не знаю, председатель Челябинской инициативной группы ОБРАЗЦОВ, кличка "МАРУСЯ", тов. БЕРЕЗТОВ, клички не знаю, и начальник контрразведки нашей подпольной организации, фамилию и кличку не знаю.
В моем докладе я обрисовал положение гор. Троицка. Проведено организационное заседание, на котором встретили меня несказанно радостно, ибо до прибытия меня они все находились совершенно в неизвестности о положении власти Советов и на фронтах. А потому тут же на заседании выработаны нами первые шаги и обязанности каждого члена РСДРП(б). Работники по своему политическому воспитанию вполне выдержанные.
1-я - тов. ПЕНЬКОВА - жена старого революционного работника, которая по своей преданности находилась со своим мужем в стенах центральной Иркутской тюрьмы, после чего находилась в ссылке (Нерчинск), где случайно познакомилась с тов.ПРЕОБРАЖЕНСКИМ и БРЕШКО-БРЕШКОВСКАЯ, а также с другими лидерами нашей РСДРП(б).
2-й - тов. НАУМКИН - работник с 1907 года, принимал активнейшее участие и до Октябрьской революции, человек этот пользуется большей популярностью среди железнодорожных рабочих, политически вполне развит.
3-й - СИПЕТЫЙ Илларион - рабочий Троицкой ж.д., украинец, принимал горячее участие в 17-18 годах, был ярым защитником Советской власти, а также его братья активные работники при Советской власти.
4-й - по нации немец, военнопленный, фамилию и имя не знаю, работавший курьером на Орск.ж.д., по рекомендации тов. НАУМКИНА. Означенный товарищ действительно состоял в дем.раб.партии (большевиков) с 1909 года, имеющий партийный билет на руках.
5-м на заседании включаю себя, где и был избран председателем Троицкой инициативной группы.
Итак, выслушав мой доклад, Челябинский Революционный Штаб с мнением Троицких т.т. не согласился и тут же постановили, чтобы вместо меня председателем назначить тов. НАУМКИНА, а мне дать другие поручения, а именно: срочно выехать в завод Миньяр за получением денег из Ц.К. Партии в сумме 100’000 рублей. На этом было окончено заседание.
На следующий день я должен был выехать на место назначения. По уходе из заседания мне было предложено пойти с т.т. ОБРАЗЦОВЫМ и ВОЛОДЕЙ к ним на квартиру просмотреть советские газеты, разбирались в газетах до 2-х часов ночи, после чтения решили немного отдохнуть. Но не прошло и часа, как наша квартира была окружена сыщиком белогвардейских банд, но проникнуть ему не удалось. Мы же, пользуясь этим моментом, скрылись в подполье, которое было устроено настолько секретно, что когда банда и ворвалась в данное помещение, то им не удалось обнаружить нашего подполья и пришлось им лишь ограничиться нашими документами, [3] газетами, платьем, после чего удалились. Мы же в 4 часа ночи направились в другую часть города. Банда, уходя из помещения, арестовали отца ОБРАЗЦОВА и забрали с собой. На следующий день был выяснен вопрос, что налёт на конспиративную квартиру был устроен только потому, что накануне этого дня была устроена экспроприация, без разрешения на то Революционного Штаба, неким подпольным работником по фамилии ЛЕПЕШКО, по профессии кузнец, знающего конспиративную квартиру. Во время экспроприации был таковой задержан, к которому была применена пытка, благодаря которой он выдал квартиру.
В виду этого резкого обстоятельства, попасть на конспиративную квартиру не представлялось возможности, попасть и заручиться документом для поездки в Миньярский завод, вследствие чего и был командирован обратно в гор.Троицк с колекцией революционной литературы. По возвращении в гор. Троицке происходила мобилизация новобранцев Колчаковской армии. В организации нашей за моё отсутствие прибыли новые товарищи: ВИШНЯКОВ, ЖИБУРА, ЛАНКИН, АЛЕКСАНДРОВ, КОПТЯКОВ, ИВАНОВ, три брата НЕВЕРОВЫХ. Все эти товарищи были активные работники, каждому в отдельности из них было поручено распространять революционную литературу между новобранцами, мобилизуемыми Колчаком. Когда происходила мобилизация, точного числа не помню, приблизительно в конце февраля или же в начале марта.
Считаю необходимым отметить высокий энтузиазм среди новобранцев, которые при получении революционной литературы: брошюр, листовок, во время чтения таковых произносилось громогласное русское "Ура", "За здравствует власть Советов", "Долой тиранов буржуазию и Колчака". Брошюры и листовки носили характер по своему содержанию чисто агитационный. Советская власть характеризовалась как защитница прав трудового народа, и злейший враг капиталистам, помещикам и Колчака. В этих же брошюрах были воззвания к новобранцам следующие:
"Товарищи новобранцы, Вы оторваны от родной семьи, Ваш мирный труд нарушен. Вы призваны насильственно помещиками и Колчаком в защиту своих благополучий, а также этим осуществить зверскую эксплуатацию рабочих и крестьян. Вы призываетесь в белую армию уничтожать вашу кровную рабоче-крестьянскую власть. Рабочие и крестьяне центральной России призывают Вас в единый свой трудовой фронт против власти капиталистов, помещиков. Организуйтесь в тесные ряды, свергайте власть Колчака и т.д.".
После такого воззвания новобранцы направились к меновному двору, где находились политические заключенные, дабы освободить таковых, но контрреволюционное офицерство и казачество, увидя революционное брожение [3об] новобранцев, они выставили пулеметы и каваллерию около меновного двора. В силу таких обстоятельств невооружённая масса повернула в город обратно и ворвалась в белогвардейскую контр-разведку и освободила арестованных своих товарищей-новобранцев в количестве 9 человек. Этим самым было ясно, насколько они были преданы Советской власти и в то же время заклятые враги власти Колчака.
Белогвардейцы приняли самые быстрые меры для расформирования этих новобранцев по разным надёжным частям, но на половину этих призванных солдат не оказал ось в рядах белогвардейской армии, они разошлись по домам. В этом случае, не преувеличивая, могу сказать, что наша подпольная организация сыграла большую роль, а именно: при раздаче листовок и прокламаций вся масса новобранцев была охвачена сплошным энтузиазмом, в тот момент можно было вести их куда угодно. Да было бы и неразумно с нашей стороны вести невооружённую массу в открытый бой против до зубов вооружённого врага. Вопрос был поставлен в такой плоскости: произвести глубокую дезорганизацию белой армии. Всем членам подпольной организации были заданы задания: вести широкую агитацию среди новобранцев. Для каждого мобилизованного только две пути: первая - расходиться и скрываться до прихода советских войск, вторая - итти на фронт, но тут же переходить в советские войска, на что выдавались нами подпольникам соответствующие удостоверения, т.е. предъявитель сего - имя, отчество и фамилия, такого-то уезда - желает перейти из белых войск в красные войска и бороться за власть Советов. Дальше подпись такова: председатель Военно-революционного Штаба гор. Троицка РСДРП(б) "ПАВЕЛ", секретарь ЗУБОВ.
Такой наш метод привёл к положительным результатам, как, например: 42-й пехотный Троицкий полк, который под городом Орском перешёл весь поголовно на сторону Советских войск. Я твёрдо надеюсь, что этот полк, несомненно, будет внесён в страницу истории.
Буржуазия и духовенство сами сознавались в том, что с фронта бьют их организованные советские войска, а в тылу большевики производят у нас разложение в армии. Это имело место в гор. Троицке в апреле месяце 1919 года, выступал священник Троицкого Собора, выше приведённая мною фраза.
Из Челябинска мною были привезены инструкции для руководства нашей организации: 1-я по контр-разведки, 2-я по установлению связи, 3-я по организации Красного Креста, 4-я по снабжению, 5-я метод работы подпольного Штаба Р.Д. [4]
Согласно всех наших инструкций работа, безусловно, колоссальная, и по возможности почти все функции выполнялись, и только за исключением некоторых, совершенно не по нашей воле, не могли быть выполнены, а именно, как например, работа по снабжению, которая предусматривала: помогать преследуемым политическим работникам, которые нуждались очень во многом, начиная с документа на жительство и до насущного куска хлеба, а также по приобретению оружия, которое для нас было дороже хлеба, и для того, чтобы достать таковой, приходилось рисковать своей жизнью, но тем не менее всё-таки выполнялось. Что касается Красного Креста, задачи были следующие: приобретение паспортных бланок, заполненных старых паспортов, разного рода удостоверений, выявлять степень нуждающихся семей политических заключённых, семей борцов на советском фронте против Колчака, а также обеспечение политических работников, находящихся в тюрьмах.
Все эти средства осуществлялись путем отчисления из заработной платы рабочих и служащих, состоящих в нашей организации, из чего можно заключить, какие могли быть средства Красного Креста. Ибо при Колчаке и Дутовщине рабочие совершенно были деклассированы, была сгущённая военная атмосфера, хотя в нашей семье к приходу советских войск находилось 76 человек по твёрдому списку, но из них не больше, как 4-я часть, находилась на какой-нибудь работе, а остальные ¾ нашей организации были преследуемы властью Колчака, а потому о службе и думать было нечего, вот наши источники и средства.
Контрразведка. Инструкцией настоятельно было предусмотрено: проникнуть во все белогвардейские организации, для чего туда поставить своих надёжных товарищей, дабы тем самым быть в курсе дела всех контрреволюционных замыслов.
Инструкция связи гласила следующее: установить прочную связь с высшей нашей организацией, с железнодорожными рабочими, с военными частями, с конспиративными работниками, которые нами поставлены в учреждения Колчака, со всеми революционшми крестьянскими деревнями, с тюрьмой, с почтово-телеграфным ведомством, с типографией. Через посредство начальника связи устанавливались конспиративные квартиры, квартиры явок и назначения свидания - место и час - с теми или другими полезными лицами для нашей организации.
МЕТОД РАБОТЫ ПОДПОЛЬНОГО ШТАБА.
Президиум штаба из пяти человек: председатель, начальник связи, начальник контрразведки, начальник снабжения, начальник Красного Креста, который должен заседать не меньше [4об] одного раза в неделю, где врабатываются планы работы, а также производится обсуждение по приемке новых членов.
В силу сложных и важных работ пришлось в первую очередь подобрать более серьёзных и энергичных товарищей, а потому пришлось переменить первый состав президиума, т.е. некоторых товарищей заменить другими:
1-й ВИШНЯКОВ назначен был начальником связи; 2-й ПЕНЬКОВА - начальником Красного Креста; 3-й НАУМКИН - начальником снабжения; 4-й КОПТЯКОВ - начальником контрразведки. Вся же руководящая работа была в обязанности Председателя. И только к марту месяцу работа стала планомерной работой.
Часть 2