Каватакэ Мокуами прославился своими бытовыми и уголовными драмами и,
как мы видели, в старости не был в восторге от фантастических пьес. Но начал он именно с фантастики - и какой!
В 1852 году в театре Каварадзакидза была впервые поставлена его четырёхактная пьеса по мотивам «Повести о подвигах Дзирайи» ( 児雷也豪傑譚語 «Дзирайя Го:кэцу-моногатари». Повесть эта - популярнейший иллюстрированный волшебно-приключенческий сериал, написанный четырьмя авторами (самый старший из них родился в 1789 году, самый младший умер в 1907), публиковавшийся с 1839 по 1868 годы (сорок три тома!). Мокуами (который тогда ещё носил имя Каватакэ Синсити Третий) окончания публикации дожидаться не стал и переделал для Кабуки ту часть этой огромной истории, которая и стала самой популярной. Пьесу ставили охотно, последние крупные постановки - 1975 года и 2004 года, экранизировали пьесу и роман тоже многократно, начиная с 1914 года. У нас, впрочем, её героев знают, кажется, в основном по фильмам про Наруто - тем любопытнее посмотреть, откуда всё пошло.
А заодно можно будет посмотреть иллюстрации к повести и театральные гравюры.
Жил-был некогда в провинции Этиго князь Цукикагэ Гунрё: Миюкиносукэ, и был он столь доблестен и славен, что его избрали регентом при юном сёгуне. По дороге из своих владений в камакурскую Ставку он попал в беду - на него набросилась змея-великан. Как ни храбро сражался Цукикагэ, туго ему пришлось. Но тут, откуда ни возьмись, появляется юноша с мечом, приходит ему на помощь и сражает змею.
Вот как всё страшно - с громом и молниями!
Князь в восхищении спрашивает: «как тебя зовут?» - «Зови меня просто Оротимару - Змеёныш». - «А кто твои родители?» - «Я сирота.» - «Ты спас мне жизнь - я в долгу не останусь: отныне ты будешь моим сыном!» - молвил князь. И не знал он, что со змеёю отнюдь не покончено. Змея эта жила в горах тысячу лет, совершенствуясь в тайных знаниях на погибель стране Японии. Многое она постигла, многому научилась, только вот не умела принимать человечье обличье - а кто ж может погубить державу успешнее, чем люди? Но когда храбрый юноша вонзил в неё меч, дух змеи по клинку вполз в его тело и овладел им; князь объяснялся уже со злодеем, одержимым горным демоном. Теперь Оротимару получил всё змеиное могущество: удары его оружия стали ядовиты, словно змеиные укусы, взгляд его завораживал, а неотступной целью для юноши стало погубить все острова со всеми живыми тварями. Но Цукикагэ он об этом ничего не сказал.
Оротимару на гравюре Утагава Кунисада
Постепенно князь полностью подпал под влияние приёмного сына - до такой степени, что приказал убить всех остальных своих детей, а Оротимару назначил единственным наследником. А по наущению этого наследника задумал собрать под своей властью все прочие княжества и распространить свою власть на всю страну. Начал он с того, что оклеветал перед Ставкой своих соседей - князей Огата и князей Мацуура, обвинив их в противоправительственном заговоре. Этим семьям были когда-то доверены великие сёгунские сокровища - Лунная Печать и Ратное Знамя. Хитростью Цукикагэ выманил эти регалии у соседей, а потом, уже как регент, добился, чтобы Ставка потребовала их немедленного возвращения: войску надо идти в поход, подавлять восстание черни! Огата и Мацуура представить требуемого не смогли, тут им и конец пришёл: Цукикагэ разгромил их войска и перебил семьи. Самого младшего княжича Огата, мальчика по имени Дзирайя, и самую младшую княжну Мацуура - девочку по имени Цунатэ, он приказал сбросить со скалы, возвышающейся над долиной. Младенцы уже летят в пропасть - и тут их на лету подхватывают чьи-то крепкие руки и уносят неведомо куда прямо по воздуху.
Это старый отшельник, даосский чародей с Жабьей скалы, Сэнсо До:дзин, их спас. Утащил к себе в горную пещеру и стал учить всему, чему знал - и ратному делу, и тайному колдовству (эту пару считают едва ли не первыми ниндзя!). Когда дети подросли, он открыл им их происхождение и все козни Цукикагэ и Оротимару.
Утагава Тоёкуни III: «Вот как всё было, дети мои!»
Ничего удивительного, что отрок и девица немедленно воспылали жаждой мести. Вот тогда Сэнсо До:дзин и преподал им главный урок. Дзирайю он научил Жабьему колдовству - как вызывать жаб-великанов, а если таких не найдётся - сложить жабу из бумаги и оживить; и будет она служить верно и преданно. А Цунатэ досталось Улиточье колдовство: как из шелковинок создавать огромных слизней, проворных и преданных.
Юные чародеи с помощными зверями - картинка из повести и гравюры Утагава Кунисада
Поупражнявшись, оба юных мстителя прекрасно научились управляться с этими чудищами и преисполнились великих надежд. Но Сэнсо До:дзин предупредил их: «Чудовищ не двое, а трое. Помните слова китайского мудрецов из книги «Канъинси»: Жаба сильнее Слизня, Слизень сильнее Змеи, Змея сильнее Жабы; сойдутся все трое в бою - и не будет победителя! Таково Троичное Равновесие Могущества, 三竦, сансукуми. Но есть способ и эту препону обойти, и разрушить Змеиное колдовство, которое защищает Оротимару. Потому что и ему не устоять против чудо-меча с волнистым клинком, имя же тому мечу - Намикиримару. Найдите этот клинок - и будет вам победа, а без того и не пытайтесь. Страшен яд Змеёныша, исцелить от него может только кровь женщины, рождённой в год, день и час Змеи, а такие редко встречаются!»
Та же пара в изображении Утагава Тоёкуни III - вдвоём и со своим супротивником
«Канъинси» - это книга 關尹子, «Гуань Инь-цзы» («Мудрец Инь с заставы»), она же 道德真經, «Дао-дэ чжэнь-цзин» («Истинная книга Пути и Доблести»), названная в честь того стража заставы по имени Инь, которому Лао-цзы, уезжая на запад, вручил свои сочинения, в том числе обычную, всем известную книгу «Дао-дэ-цзин». А его Троичное равновесие - оно из японской детской игры «мусикэн» (действительно китайского происхождения и вполне даосского содержания). Это вроде нашей игры в «камень-ножницы-бумагу»: выкидывается большой палец - это Змея, указательный - Жаба, безымянный - Улитка или Слизень.
Тут все трое в виде нэцке
И вот Дзирайя и Цунатэ покинули горную пещеру и отправились на поиски волшебного меча...
(Окончание будет)