Про знаменитого каллиграфа Оно-но Митикадзэ 小野道風 (894-966), чьё имя чаще читается на «китайский» лад как То:фу:, мы в этом журнале упоминали очень часто: вот
недавняя история с ширмами, вот
пьеса, а вот
вся подборка картинок, где То:фу: учится упорству у лягушки.
У Кикути Ё:сая его портрет, конечно, тоже нашёлся. Но почему такой странный? Видимо, потому, что не придуманный, точнее, придуманный но не самим Кикути.
Он отсылает вот к этому свитку эпохи Камакура из Музея императорских коллекций.
Фрагмент свитка.
Поза и телосложение необычные. Но почему Митикадзэ здесь так выглядит, мы не знаем. А вы?
Вообще свитков с То:фу: сохранилось несколько, видимо, для обрядов - чтобы юные писцы могли с ним «завязать связь» и просить о помощи.
Вот фрагмент еще одного свитка, более традиционного вида.
Из историй про Митикадзэ сегодня пусть будет вот эта, небольшая, из «Собрания примечательных рассказов».
Мудрый правитель годов Энги [901-917] выстроил храм Дайгодзи и повелел, чтобы надписи для ворот изготовил Митикадзэ Асон. Затребовано было две надписи: для главных, южных ворот и для западных. Было решено, что исполнить надписи нужно двумя способами: уставным письмом и скорописью. Государь распорядился, чтобы Митикадзэ представил уставную надпись для южных ворот и скорописную для западных. Прочитав наказ, Митикадзэ воскликнул:
- О, мудрый государь!
И вот почему. Исполнить надпись скорописью - значило угодить государю в ответ на его благоволение, но изменить обычным правилам. Воистину мудрое решение! За это, должно быть, Митикадзэ и восхвалил государя.