Накамура Хо:тю: - яркий и приветливый

Dec 19, 2019 07:19



Сегодня покажем ещё одного японского художника, современника Китао Масаёси - чем-то на него похожего, а в чём-то совсем другого. Звали его Накамура Хо:тю: (中村芳中), и известно про него немного - даже года рождения не знаем, а умер он в 1818 или 1819 году. Принадлежал он к той же школе Римпа, о которой мы поминали в связи с Камисакой Сэкка, - яркой и нарядной.Основателями её считаются Хонами Ко:эцу и Таварая Со:тацу (первая половина XVII в.), а самым знаменитым представителем был Огата Ко:рин (1658-1716), в честь которого Римпа и получила, собственно, название («школа мастера Рина»). Все эти художники писали картины, расписывали ширмы, работали с лаком и инкрустацией, а в начале XIX века с лёгкой руки княжеского сына и монаха Сакаи Хо:ицу стали печататься и гравюры в этом стиле - ярком, красочном и нарядном. Но в большую моду эти гравюры не вошли, а к концу века и вовсе перестали печататься. Зато после Реставрации и открытия страны Ко:рина и его товарищей хоть как-то узнали в Европе, в том числе - как раз по старым гравюрам-репродукциям. Римпа оказала явное влияние на западный новомодный стиль ар-нуво.
Родился Хо:тю: в Киото, работал в основном в Осаке, а три года на рубеже веков прожил в Эдо, где всячески продвигал не очень популярную там школу Римпа. В этом он, честно говоря, не очень преуспел и вернулся в Осаку - и продолжал рисовать свои цветы, птиц и богов счастья.


.
.


Большой успех имели его рисунки для вееров:






Но мы покажем книжку гравюр как раз его эдоского периода - «Картинки [в манере] Ко:рина» (光琳画譜, «Ко:рин гафу», 1802 год), которой он пытался пристрастить жителей сёгунской Ставки к школе Римпа.

В ней перемежаются нарядные и изящные картинки с забавными.

Жмурки:



Фудзи - специально для эдосцев!



Олени:



Черепахи:



Танец:



Кто сказал, что в трогательной истории про Такасаго «жили старик со старухой, и не было у них детей»? Похоже, даже внуки были! И обеденные, скажем так, перерывы…



Цветочки:



Семеро мудрецов-отшельников из бамбуковой рощи, которых и Масаёси любил изображать:



Просто мыши:



Пёстрые гуси:



Пара бессмертных - Отшельник с жабой (или это Лю Хар?) и ещё какой-то:



Птенцы у водопоя:



Трудящиеся женщины, в разном настроении:



Ещё цветочки:






Шесть бессмертных поэтов. Судя по минам, невесело им жилось:



И опять цветы и травы:



Мостик:



Журавли:



Сцена из фарса « Удильщица» (釣女, «Цури-онна»):



Вьюнок:



Щенята:



«Весеннее цветение»:



Воробьи и голуби:



«Мы на лодочке катались…»



В тогдашнем суровом Эдо книжка большого успеха не имела (зато сохранилась хорошо!). А в ХХ веке эти картинки смотрятся для многих как родные - например, Май Митурич их (или похожие) явно видел…

Эдо, Япония

Previous post Next post
Up