Когда в конце XIX века на Западе возникла мода на всё японское, европейцы и американцы бросились скупать за гроши японские гравюры - а образованные японцы удивлялись: «Это же ширпотреб, дешёвка, что они нашли в этих картинках?» Что не помешало японской гравюре оказать влияние на многих западных художников.
Это известная история. Куда реже случалось обратное: чтобы японский художник вдохновился европейским лубком и дешёвыми гравюрами. О таком случае мы сейчас и расскажем.
Звали этого художника Каваками Сумио (川上澄生 или 川上澄夫, 1895-1972). Родился он в небольшом городке Канума недалеко от Иокогамы. Окончил школу, колледж и в двадцать два года отправился на год в Америку - посмотреть на мир. Это оказалось дорогим удовольствием, так что Каваками приходилось наниматься на самые разные работы - то малярничать, то ловить рыбу у побережья Аляски и Канады… Эти края попали на его первые гравюры.
А по возвращении он стал учителем английского языка в Уцуномии, главном городе своей префектуры, и работал в школе почти всю жизнь, а живописью и гравюрой занимался в свободное время. Его работы до войны попали на пару выставок, но впечатления не произвели. Каваками пробовал заниматься масляной живописью в европейском духе (это было модно), но скоро ему надоело. И действительно, картины получались не слишком интересные:
Вскоре он окончательно переключился на гравюру. Иногда грубоватую:
А иногда вполне изящную, как в серии 1929 года с видами Японии:
В основном это были пейзажи, в том числе городские:
В конце 1930-х он даже поучаствовал в создании знаменитой совместной серии нескольких художников «Сто видов нового Токио», о которой мы когда-нибудь ещё расскажем:
Универмаг
Выставка хризантем
Парад. Кажется, единственная его «официозная» работа.
Нам сильно нравится этот морячок конца 1920-х годов.
«Первая листва» конца 1920-х, «Чертополох» уже послевоенный.
Большой успех имела декоративная бумага работы Каваками - для обёртки гостинцев и т.п.
И книги иллюстрировать изредка доводилось - например, роман своего знакомого Хагивары Сакутаро (больше известного как скандальный поэт-экспериментатор) про кошачий город:
Но прославился Каваками Сумио не всем этим, а своими гравюрами «на западные темы». Он очень интересовался темой европейцев в Японии (и их изображениями на печатных «
картинках из Нагасаки» и «
картинках из Иокогамы»), собирал старинные книги, в том числе зарубежные, а заодно коллекционировал курительные трубки и другие бытовые предметы. И скоро увлёкся не только японскими печатными картинками, но и западным лубком. Тем более что стиль их иногда неплохо сочетался.
Голландец и голландка
.
Европейские цирюльни
Ранние свои гравюры Каваками часто печатал с нескольких досок, но с 1930-х годов перешёл на печать с единственной доски (чёрный контур), а раскрашивал свои картинки уже просто от руки. Или вообще не раскрашивал.
.
Некоторые темы были особенно любимы Каваками - например, старинные карты и кораблики:
(Окончание будет)