«Картинки из Йокогамы», или Парад пяти заморских наций

Mar 14, 2014 10:03



(Начало - тут)

В 1850-х годах «закрытию страны» пришёл конец, к 1860 году были заключены торговые соглашения с западными «пятью державами» - США, Голландией, Великобританией, Россией и Францией, а на месте деревушки Йокогамы, к югу от Эдо, начало строиться большое поселение для заморских торговых представителей - с кирпичными домами и прочими удивительными вещами. Через десять лет число заморских торговцев превысило уже полтора десятка тысяч. Подавляющее большинство японцев, однако, по-прежнему могло видеть иноземцев только на гравюрах - теперь они назывались «йокогамскими картинками», печатались в цвете полусотней издателей, а создавали их в 1850-1870-х годах прежде всего художники из именитой школы Утагава.





Утагава Ёсиики. Русская девушка и совершенно ошалелый британский солдат.

Картинки продавались сериями по пять листов (по числу представленных в Японии западных держав), иногда к ним добавлялся шестой лист, с китайцами (хотя с Китаем официального торгового соглашения заключено не было, но китайские купцы в Японии всё равно торговали).


Утагава Ёситора. Американская семья.




Утагава Ёсикадзу. Английская пара и русская чета.

Если на «картинках из Нагасаки» иноземцы всё больше прогуливались, то на «картинках и Йокагамы» они часто сидят - диковинным образом, на стульях!


Опять Утагава Ёситора. У голландской дамы в руках, кажется, сигара, а её напарник-грамотей листает свою книжку «по-японски» - от задней крышки обложки к передней. Впрочем, может, у него в руках и правда японская книга. Ещё одна всюду присутствующая примета «заморской одежды» - это, конечно, пуговицы.



Француз ухаживает за модной гейшей, усадил её на европейский стул! (тоже Утагава Ёситора).



Нередко и европейцев на картинках сопровождает китайская прислуга - как на этом «Застолье иноземцев из пяти держав» работы Утагавы Ёсикадзу.




На гравюре Утагавы Садахидэ (1861) присутствует ещё и приглашённая гейша, и японская служанка. Страсть европейцев к музицированию тоже отмечена. И люстры!

А иногда дополнительный лист мог изображать «парад всех пяти заморских наций».

Тоже Утагава Садахидэ

Свободные сношения с иноземцами, однако, всё равно были мало кому доступны - так что большинство художников не изображало европейцев и американцев с натуры, а перерисовывало с гравюр из привозных газет, книг и журналов (в том числе и с карикатур, которые с непривычки непросто было отделить от прочих изображений). Вот, к примеру, картинка работы Утагавы Ёсикадзу с «праздником заморских представителей».


За окном - вид Йокогамы, но почти всё остальное срисовано с гравюры, изображающей приём первого японского посланника в Америке, танцующая девочка - с другой гравюры, изображавшей детский праздник, и, конечно, добавлены голландские механические часы с боем - какой же без них западный интерьер?


Он же. Зеркала, люстры, музыкальные инструменты… А снаружи - узнаваемая Йокогама.


Утагава Ёсифидзи изобразил буйные развлечения европейцев в парке. Теперь и у нас в Японии можно посмотреть на живых заморских детей! Ну, и собачки в изрядном количестве.

Впрочем, иногда изображались и собственно «дальние страны» - как на этой картине «американского процветания».


А на более ранней гравюре Хиросигэ Второго (1860) американскую женщину точно не спутаешь с европейцами - она в индейском уборе из перьев.

Рядом с нею - голландец в меховой шапке с перьями и англичанин, если кто их не опознал по одёжке.

Многие западные новинки впервые были увидены японцами эпохи Мэйдзи именно в Йокогаме, а уж оттуда прогресс стал распространяться в Токио и дальше.


Утагава Кунимаса. Первый поезд покидает Йокогаму



На гравюре Хиросигэ Третьего англичане играют в конное поло - увлекательно!



Тоже Хиросигэ Третий. Вторая национальная промышленная выставка в парке Уэно.


Тот же Хиросигэ - гастроли французского цирка. Арену для представления предоставило местное святилище.

Впрочем, преувеличивать «низкопоклонство перед всем иностранным» не стоит - были и вполне патриотические картинки:

Утагава Ёсифудзи. Борец сумо: посрамляет иноземца.

Примерно половина картинок - с выставки 2003 года в хайфском музее, посвящённой нагасаки-э и йокогама-э, остальные - что откуда.

Мэйдзи, Япония

Previous post Next post
Up