1. Пасынок Ёситоси
В этом дневнике уже воспроизводилось много гравюр Цукиока Ёситоси (月岡 芳年, 1839-1892), одного из самых известных японских художников второй половины XIX века. Сегодня мы начнём рассказ о его ученике и преемнике Цукиока Ко:гё. Ко:гё больше всего прославился своими гравюрами к действам Но:, в том числе и тем, которые уже знакомы нам по кабукинским переделкам - эти его гравюры мы тоже будем постепенно выкладывать. Но сперва - о самом художнике.
Родился он в Токио, в самом начале эпохи Мэйдзи, в 1869 году, и настоящим его именем было Ханю: Бэнносукэ. В родительской семье отношения не заладились, и когда Бэнносукэ было одиннадцать лет, его мать, Сакамаки Тайко, разошлась с мужем, вернулась в родной дом и дала сыну свою фамилию (под которой он и был известен вплоть до 1910-х годов). Мальчика она отправила в Йокогаму в обучение к своему брату, художнику по росписи керамики, продававшему свои работы в основном на вывоз за границу. Потом Бэнносукэ недолго учился тому же искусству в Токийской школе изящных искусств и в Фукусиме, но в восемнадцать лет его оттуда забрали. Дело в том, что в 1884 году Тайко снова вышла замуж - за Цукиока Ёситоси, и как только выяснилось, что этот брак достаточно прочен, Ёситоси взял пасынка в обучение в свою мастерскую.
Цукиока Ёситоси
А ещё через пару лет вторым наставником двадцатилетнего Бэнносукэ стал другой знаменитый художник - Огата Гэкко: (尾形 月耕, 1859-1920), обучавший его уже не только графике, но и живописи, особенно в жанре «цветов и птиц». Огата Гэкко: и нарёк юношу китайским псевдонимом Ко:гё.
Огата Гэкко:
Ёситоси умер в пятьдесят три года, и после его смерти сразу разгорелось соперничество - кто из его учеников станет его преемником как глава школы (а учеников у него на то время были десятки). Верх взяла, как ни странно, вдова художника Тайко (хотя сама она никогда не рисовала) - она возглавляла школу Цукиока почти двадцать лет, причём довольно успешно: она, судя по всему, умела очень хорошо мирить молодых художников. А в 1911 году передала руководство школой сыну, и с тех пор он, собственно, и звался тем именем, под которым наиболее известен - Цукиока Ко:гё月岡耕漁 (у него было ещё несколько артистических псевдонимов для разных жанров, но их мы опустим).
Был он мастером на все руки и работал в разных стилях. Тут и живопись с «цветами и птицами»:
И картины маслом, и малоформатные, вроде открыток, гравюры вот в таком духе:
И пейзажи:
Целая серия гравюр у него посвящена славе японского оружия (тут он шёл по стопам обоих своих главных наставников), японо-китайской и русско-японской войнам. Вот, например, триптих (1906), изображающий битву под Пхеньяном:
Были у него и другие гравюры на тему современности и текущих реформ. Вот парный портрет (1900) наследника престола Ёсихито, будущего государя Тайсё:, и его пятнадцатилетней невесты Кудзё: Садако - они рассматривают преподнесённые им к свадьбе подарки. Последуем их примеру…
На трёхногом столике слева - слива, сосна и бамбук (пожелание жить долго и оставаться молодыми). Там же стоят фигурки старика и старухи - это Сумиёси и Такасаго, образец верности в любви до преклонных лет (про них тоже есть действо Но:).
Гравюра Ко:гё к этому действу
В середине на подставке на голубой скатерти - рисовые колосья (пожелание изобилия и молодым, и всей стране). Колосья установлены как бы на островке - образ «Страны Урожайных Осеней», Японии.
А сооружение около принцессы изображает гору бессмертных, с персиками и журавлями - это тоже пожелание долгой жизни. Наследник в мундире (кто лучше разбирается в японских и иностранных орденах того времени - будем благодарны за комментарии!) и в европейских брюках. Невеста в несколько осовремененном средневековом платье, подобающем царевне (из этого наряда по сравнению с образцом тысячелетней давности изъяли «всё китайское» - для пущего патриотизма). Её головной убор - знак принадлежности к Солнечной династии; мы ещё увидим его на гравюрах Ко:гё к действу Но:, в котором появляется божественная прародительница государева рода.
Но главную славу Ко:гё составили гравюры на темы театра Но:, которыми он занимался около тридцати лет. Это - тоже влияние Ёситоси: у того гравюр на эту тему мало, но он действа Но: любил и дружил с ведущими актёрами своего времени. Ко:гё вспоминал, что первый раз побывал на представлении Но:, которое должно было даваться в честь посещения Японии русским наследником (будущим Николаем Вторым) в 1883 году; высокий визит, как известно, не заладился, но действо не отменили, и больше того - возможность посетить его неожиданно представилась и четырнадцатилетнему Бэнносукэ. У Ко:гё действам Но: посвящено несколько картин (включая картину «Государыня на представлении Но:», которая самой супруге государя Мэйдзи очень понравилась) и пять гравюрных циклов, в общей сложности почти шесть сотен гравюр, включая иллюстрации к первым переводам действ Но: на европейские языки.
Последняя серия была посвящена фарсам Кё:гэн, её художник завершить не успел - он умер в 1927 году, сделав только шестнадцать гравюр из задуманной полусотни; цикл завершила его девятнадцатилетняя дочь Фумико, студентка Школы изящных искусств (под псевдонимом Ко:бун). После смерти отца она возглавила его школу под именем Цукиока Гёкусэй月岡玉瀞 (бабушка была бы довольна!) и продолжала работать на темы театра Но: ещё несколько десятилетий. Цукиока Гёкусэй прожила долгую жизнь и умерла меньше двадцати лет назад.
Театральные гравюры Ко:гё издавались по-разному: и отдельными листами, и в виде подборок в папках, и сшитыми альбомами, в которых иллюстрации прикрыты папиросной бумагой с напечатанными на ней объяснениями.
В следующие разы мы расскажем немного о театре Но:, о театральных гравюрах Ко:гё и о тех действах, к которым они сделаны.