Храм Киёмидзу был основан в конце VIII в. в окрестностях города Хэйан (нынешнего Киото), который тогда только еще строился. Место, выбранное для храма, вероятно, почиталось как священное еще до основания в этих местах столицы: это водопад Шумных Крыльев, Отова. Храм стоит над высоким обрывом, особенно знаменито одно из его строений, установленное на сложной системе деревянных опор высотой около 13 метров. В храме Киёмидзу чтили бодхисаттву Каннон, а в святилище при храме - бога Оокунинуси. Храм считался «ответвлением» храма Ко:фукдзи в Нара - родового храма семьи Фудзивара.
Здесь сайт храма:
www.kiyomizudera.or.jp/ Летом 2009 года моя ученица Саша Бурыкина побывала в храме Киёмидзу. Авось, выложим как-нибудь фотографии, которые она сделала.
И
вот тут много его снимков.
Во многих японских храмах приняты свои особые способы изображения главного почитаемого существа - гохондзон (рис.I). Есть свой гохондзон и в Киёмидзу. Саша привезла его в виде небольшой печатной картинки (8,7 на 16,9 см) на бумаге, наклеенной на толстый картон. Здесь Каннон предстает в окружении тридцати двух существ.
Вот так выглядит Киёмидзу-гохондзон в целом:
Я разберу это изображение и расскажу, почему оно так устроено. Я буду опираться в основном на материалы сетевых словарей:
по японскому искусству и архитектуре JAANUS и
по буддийской иконографии в Японии.
Образы на картине из храма Киёмидзу в основном воспроизводят черты статуй из
Рэнгэо:-ин. Однако они отсылают и еще к нескольким знаменитым скульптурам Японии начала XIII в., в частности - к двум «человеколюбивым государям» из храма То:дайдзи и к четырем «небесным государям» из храма Ко:фукудзи в Нара (все они тоже входят в список Национальных сокровищ). Разглядывая гохондзон, почитатель Каннон из Киёмидзу может вспомнить и другие храмы Японии. Такое «паломничество не сходя с места» в японской культуре имеет давнюю историю. На паломничьих картинах (санкэй-мандара) отдельный храм нередко окружают другими знаменитыми святынями, в том числе и такими, что отстоят от него на много дней пути.
Главный образ в центре Киёмидзу-гохондзон - это «Каннон в облике будды» (рис. III). Из-за этого здесь для бодхисаттвы выбран мужской вид, при том что в Японии гораздо чаще встречаются изображения Каннон в женском облике. Волосы, вьющиеся колечками, длинные мочки ушей, завиток волос между бровями - всё это черты будды. На голове Каннон - венец с одиннадцатью лицами, обращенными в разные стороны. Рук у бодхисаттвы, как считается, тысяча, в них Каннон держит разные предметы: драгоценные жемчужины, цветы лотоса, кувшины с целительным снадобьем, колокольчик, небольшую пагоду, силки для уловления и спасения людей в водовороте мирового непостоянства, мечи и топоры для отсечения людских заблуждений. Здесь совмещаются несколько принятых способов изображения бодхисаттвы: «Каннон с одиннадцатью лицами», «Каннон с тысячей рук», «Каннон с жемчужиной исполнения желаний», «Каннон с кувшином», «Каннон с непустыми силками» (см. различные изображения Каннон в сетевом словаре по буддийской иконографии:
http://www.onmarkproductions.com/html/kannon.shtml). В двух руках, поднятых над головой, Каннон из Киёмидзу держит изваяние Будды Шакьямуни, сидящего в сосредоточении на цветке лотоса.
Сам бодхисаттва тоже стоит на лотосе на скале над водопадом Отова. Отметим, что имя «Каннон» содержит тот же иероглиф 音, он/ото («звук», «шум»), каким записывают и название водопада Шумных Крыльев. Ореол позади бодхисаттвы украшают золотые лотосы на длинных изогнутых стеблях. Так здесь соединяются образы воды с водными растениями - и света, исходящего от тела Каннон. Лотосы растут не просто в воде, но в грязи, и остаются при этом всегда чистыми - так что здесь можно видеть еще и образ мирской грязи, обратившейся в свет. Бодхисаттва остаётся в грешном мире, чтобы спасать его обитателей - и на картине из храма Киёмидзу это показано наглядно.
Над головою Каннон - три белых «лунных круга». На них, снова на цветках лотоса, расположены буквы азбуки ситтан - санскритского письма, используемого в японских буддийских храмах (рис. IV). Эти знаки соответствуют Каннон (в середине) и двум главным спутникам бодхисаттвы - Дзидзо:-босацу и Бисямон-тэн. Двуединая роль Каннон как помощника и защитника словно бы раздваивается между этими двумя существами: сострадание воплощается в образе Дзидзо:, а защита - в образе Бисямон.
Дальше цифры в скобках - номера изображений по прорисовке:
Бодхисаттва Чрево Земли,
Дзидзо:-босацу (санскр.
Кшитигарбха, 9) стоит слева от Каннон на двух цветках лотоса. В правой руке его длинный меч с рукоятью в виде ваджры - небольшого жезла с острыми лепестками на концах. В левой руке Дзидзо: держит монашеский посох. Дзидзо: почитается как сострадательный заступник живых существ во всех шести мирах - узников ада, голодных духов, животных, асур, людей и богов. Особенно часто Дзидзо: соотносят с адом. Бодхисаттву Каннон тоже почитают как сострадательного помощника во всех шести мирах. Часто Дзидзо: и Каннон выступают парой. Так, Каннон помогает роженице, а Дзидзо: - ее младенцу; Каннон защищает путника на воде, а Дзидзо: - на суше. Среди изображений Дзидзо: в храме Киёмидзу есть небольшая каменная статуя «Чрева Земли с подвижной головой», Кубифури-Дзидзо:. Вознося моление к бодхисаттве, его голову поворачивают на шее.
Небесный государь Вайшравана, Бисямон-тэн (24), стоит справа от Каннон. Его почитают как защитника общины от внешних гонителей и от внутренних врагов - человеческих ложных страстей. Бисямон-тэн одет в роскошные доспехи, цвет его кожи - зеленый, в правой руке жезл, в левой маленькая пагода. Ногами он попирает краснокожего злого демона 邪鬼, дзяки.
Существа, изображенные справа и слева от Каннон, можно разделить на три типа по их одеждам и снаряжению: воины в доспехах и с оружием, знатные мужи и дамы в богатых нарядах с музыкальными инструментами и иными предметами, а также отшельники с обнаженными торсами, в набедренных повязках, с ожерельями или платками вокруг шеи. Эти три разряда соответствуют трем властям в японском обществе эпохи Хэйан (IX-XII вв.), когда возник храм Киёмидзу, - чиновной знати (кугэ), воинской знати (букэ) и «храмовым домам» (дзикэ), к которым относились и буддийские храмы, и святилища богов ками.
Вверху на облаках видны два существа в обличии демонов. Это бог грома Райдзин (1) и бог ветра Фу:дзин (2). Они соответствуют индийским божествам Варуне и Ваю, их часто изображают как спутников «Каннон с тысячей рук». Краснокожий бог грома вертит вокруг себя обруч с надетыми на его барабанами, а в руках держит колотушки. Кожа у бога ветра зеленая, на плечах он несет мешок, откуда выпускает бури. Похожие изображения Райдзин и Фу:дзин впервые появляются в Японии в VIII в., а в эпоху Хэйан они становятся частыми. Широко известны также боги ветра и грома, изображенные в XVII в. художником Огата Ко:рин. Как и другие грозные божества (например, боги моровых поветрий), громовник и ветровик в Японии почитаются также и как защитники от соответствующих бедствий. Боги бури и грозы помогают бодхисаттве оберегать моряков и всех остальных людей в непогоду.
К тому же ряду богов относятся еще несколько образов справа и слева от Каннон. Внизу у подножия горы Отова стоят Бог Государь Шакра, Тайсяку-тэн, он же Индра (16), и Великий бог Брахма, Дайбон-тэн (31). Шакра в правой руке держит створку раковины тридакны, в левой палочку. В левой руке Брахмы - горшочек со снадобьем, в правой - колокольчик. Индра и Брахма в буддийских текстах выступают как государи богов, они ободряют Будду в его подвижничестве и слушают его проповеди. Как и в Китае, в Японии этих богов принято изображать в «царском» обличии, здесь их одежды и украшения воспроизводят китайские наряды эпохи Тан (VII-X вв.).
Богини на Киёмидзу-гохондзон тоже изображены в китайских придворных одеяниях. Богиня Мать Богов, Дзиммо-тэн (санскр. Харити, 12), упоминается в «Лотосовой сутре». Цвет ее кожи здесь - красный, в руках музыкальный инструмент - металлические тарелочки. В Японии Каннон часто изображается в облике Матери Богов - как защитница матерей. Руки Государыни Мавара, Мавара-о: (санскр. Притхви, 14), богини земли, почтительно сложены перед грудью, волосы распущены. Великая богиня Одаряющая По Заслугам, Дайбэнкудоку-тэн, (санскр. Шри или Лакшми, 15) в буддизме почитается как подательница счастья и удачи. Здесь в левой ее руке жемчужина, в правой ваджра.
Спутником «Каннон с тысячей рук» в паре с богиней Шри обычно выступает Отшельник Васу, Басу-сэннин (32), покровитель учёных. Торс отшельника обнажен, бедра опоясаны звериной шкурой, на голове шапка горного подвижника, правая рука опирается на трость, в левой - маленький свиток. Считается, что на свитке записана
«Сутра-сердце праджня-парамиты» - один из самых коротких буддийских текстов. В этой сутре бодхисаттва Внимающий Звукам входит в сосредоточение и постигает пустоту всего опыта наших чувств и знаний, включая даже четыре благородные истины буддийского учения. По другому толкованию, маленький свиток в руке у Васу вмещает в себя всё огромное собрание сутр о праджня-парамите, «запредельной премудрости».
Следующие восемь обличий соответствуют восьми небесным народам, упоминаемым во многих буддийских текстах, в том числе и в «Лотосовой сутре». Это наги - существа с человеческой головой и змеиным телом; людоеды-якши; небесные музыканты - гандхарвы; воинственные асуры; птицеподобные гаруды; киннары с конской головой и телом человека (или с человеческой головой и телом птицы); махораги с телом человека и головой змеи; собственно божества (санскр. «дэва»). Цвет обнаженного торса Государя асур, Асюра-о: (5), - красный, три лица обращены в разные стороны. Рук шесть, в двух из них он держит драгоценные жемчужины, в двух других - стрелы и языки пламени, а еще две руки почтительно сложены перед грудью. У Государя Куберы, Компира-о: (10), предводителя якшей, кожа зеленого цвета, в руках лук и стрелы. Его отождествляют с индийским божеством богатства Куберой. В Японии Компира-о: почитают как покровителя водных сооружений, прежде всего рисовых заливных полей, а иногда и как защитника моряков или как предводителя всех горных подвижников, сюгэндзя. Государь киннар, Киннара-о: (11), как и Компира-о:, одет в придворное платье, обеими руками он бьёт в барабан. У Государя махораг, Макорага-о: (20), торс обнажен, цвет кожи - желтый, в руках бива - струнный музыкальный инструмент, похожий на лютню. Государя гандхарв, Кэндацуба-о: (21), изображают с обнаженным торсом, цвет его кожи - красный, в правой руке маленькое колесо Дхармы. В Японии Кэндацуба-о: нередко выступает как защитник детей. Государь гаруд, Карура-о: (23), предстает в виде человека с птичьей головой в придворном наряде, он играет на поперечной флейте. У Государя Махешвары, Макэйсюра-о: (27), цвет кожи темно-синий, в левой руке посох, наверху которого сидит птица. Вероятно, именно он представляет здесь богов как один из восьми народов.
Драконам-нагам на картине из Киёмидзу соответствуют два существа. Государь-дракон Сагара, Сякара-рю:о: (7), носит богатые доспехи и держит в правой руке длинный меч. Драконы почитаются в японских храмах как повелители воды, помощники в обрядах вызывания дождя, а также как хранители сокровищ, в том числе и буддийских сутр. С Каннон, заступником мореходов, драконы связаны особенно близко. Сагара упоминается в «Лотосовой сутре» как отец Девочки-Дракона - о ней говорится, что она достигла просветления, несмотря на то что была женщиной, к тому же юной годами и не принадлежащей к людскому племени. Государь-дракон Нанда, Нанда-рю:о: (25), тоже упомянут в «Лотосовой сутре». Здесь он в доспехах, в левой руке держит цветок лотоса, а правой касается дракона, свившегося в кольцо у него на плече. Голова дракона поднята выше короны Нанды.
Еще одна группа почитаемых существ на гохондзон храма Киёмидзу - это четверка Небесных государей, защитников стран света. Их почитание в Японии началось очень рано, еще в VII в. - вскоре после проникновения буддизма на Японские острова. Небесный государь Многих Ворот, Тамон-тэн (санскр. Вайшравана, 3), защищает север. Нередко Тамон-тэн и Бисямон-тэн (см. выше) мыслятся как одно и то же существо, но здесь это два разных персонажа. Как и другие Небесные государи, Тамон-тэн одет в богатые доспехи. В правой руке он сжимает «драгоценную палицу», хо:бо:, а на левой ладони держит небольшую пагоду. Таким же он предстает на многих скульптурных изображениях, например, в храме То:дайдзи в Нара. Небесный государь Властитель Страны, Дзикоку-тэн (санскр. Дхритараштра, 4), защитник востока, правой рукой заносит над головой короткий меч, левой упирается в бедро. Небесный государь Широкоглазый, Ко:моку-тэн (санскр. Вирупакша, 8), вооружен длинным мечом. А Небесный государь Достигший Высоты, Дзо:дзё:-тэн (санскр. Вирудхака, 18), защитник юга, в левой руке держит трезубец, цвет его лица - зеленый. Не вполне ясно, почему Дзо:дзё:-тэн изображён отдельно от трех других небесных государей. Возможно, это связано с тем, что бодхисаттва Каннон соотносится с югом; далеко в море на юге, как считается, лежит гористый остров Поталака (Фудараку), «Чистая земля» бодхисаттвы Каннон.
На гохондзон представлены и еще двое защитников буддийской общины: Алмазный Силач Тайные Следы, Миссяку-Конго:-рикиси (17), и Могучий Государь Нараяна, Нараэн-Кэнго-о: (30). Их называют «человеколюбивыми государями», нио:, их статуи часто устанавливают у ворот японских храмов; особенно знамениты такие скульптуры в храме То:дайдзи. Здесь цвет кожи этих двух силачей - красный, одеты они в набедренные повязки, головы обриты по монашескому обычаю.
И наконец, на гохондзон храма Киёмидзу присутствуют семь персонажей, которых трудно объединить в группу. У Бога Пяти Чистых Обителей, Гобудзё:го-тэн (6), руки скрещены перед грудью, и в каждой - по короткому мечу. Иногда этого бога отождествляют с Ямой, государем ада. У Государя Хицубакара, Хицубакара-о: (22) в левой руке жезл. Иногда это существо соотносят с индийской богиней Дургой. Государь Павлин с Золотым телом, Кондзики-Кудзяку-о: (санскр. Махамаюри, 29), одет в доспехи, в левой руке меч, правая вытянута вперед. Государь с Повозкой, Полной Благ, Мандзэнся-о: (19), в правой руке держит молот, а левую его руку обвивает змея. Кудзяку-о: и Мандзэнся-о: обычно относят к числу «светлых государей», они же «государи знания», санскр. видьяраджа, - помощников при буддийском обряде. Их санскритские имена, соответственно, - Махамаюри и Атавака. Остальные три существа одеты в доспехи; это «воеводы-якши», защитники буддийской общины. Великий Золотой Государь, Киндай-о: (13), держит в правой руке трезубец. У Великого полководца Санси, Санси-дайсё: (26), в правой руке колотушка. У Государя Полноты Отшельничества, Мансэн-о: (27), цвет кожи зеленый, в левой руке стяг-трезубец.
Если сравнить списки двадцати восьми сподвижников Каннон из молельни Рэнгэо:-ин и тридцати двух спутников Каннон из храма Киёмидзу, то можно отметить, что в Киёмидзу исключены три существа, не слишком хорошо известных по буддийским источникам, и добавлены «небесные государи», более широко чтимые в Японии.
Гора Шумных Крыльев на картине из Киёмидзу выглядит как неприступная скалистая круча. Таков обычный способ изображения гор в дальневосточной буддийской иконографии. Холмы вдали очерчены более мягкими линиями, и подобный ландшафт, скорее, отсылает к святилищным паломничьим картинам. Внизу надпись: «храм Чистой Воды». Обрамление гохондзон воспроизводит узор многоцветной столичной ткани - коль скоро Киёмидзу находится в окрестностях Киото.
Киёмидзу-гохондзон. Верхняя часть: «лунные круги», Райтэн (1), Фу:тэн (2)
Киёмидзу-гохондзон. Верхняя треть левой части: Тамон-тэн (3), Дзикоку-тэн (4), Асюра-о: (5), Гобудзё:го-тэн (6), Сякара-рю:о: (7).
Киёмидзу-гохондзон. Средняя треть левой части: Ко:моку-тэн (8), Дзидзо:-босацу (9), Компира-о: (10), Киннара-о: (11).
Киёмидзу-гохондзон. Нижняя треть левой части: Дзиммо:-тэн (12), Киндай-о: (13), Мавара-о: (14), Дайбэнкудоку-тэн (15), Тайсяку-тэн (16), Миссяку-Конго:-рикиси (17).
Киёмидзу-гохондзон. Верхняя треть правой части: Дзо:дзё:-тэн (18), Мандзэнся-о: (19), Макорага-о: (20), Кэндацуба-о: (21), Хицубакара-о: (22).
Киёмидзу-гохондзон. Средняя треть правой части: Карура-о: (23), Бисямон-тэн (24), Нанда-рю:о: (25), Санси-дайсё: (26).
Киёмидзу-гохондзон. Нижняя треть правой части: Мансэн-о: (27), Макэйсюра-о: (28), Кондзики-Кудзяку-о: (29), Нараэн-Кэнго-о: (30), Дайбон-тэн (31), Басу-сэннин (32).