О жадности илотов

Oct 21, 2018 10:27

Надо отметить тот необычный для современного человека факт, что на войну спартанцы брали с собой несколько илотов. То есть, на одного спартиата приходилось штук 5-7 тех самых порабощенных жителей Мессении, которые ненавидели своих хозяев так, что готовы были их съесть живьемРазумеется, о героических подвигах илотов в сражениях мы ничего, кажется, ( Read more... )

Греция, античность, читая книжки

Leave a comment

Comments 25

oopk October 21 2018, 10:01:37 UTC
Ну, илоты разные бывали, наверное. С собой вряд ли брали тех, к которым лучше спиной не поворачиваться. И если жажда наживы, судя по такому описанию, была оправданной.

К тому же если в поход уходить, оставляя илотов, тоже можно потом пожалеть.

Но мне интересно: а чем платили за золото, как будто это была медь? Они же не недвижимостью расплачивались. Драгоценные камни или какие-нибудь аналоги векселей?

Reply

aviculus October 21 2018, 10:29:29 UTC
За вещи из драг.металла платили деньгами, я осмелюсь предположить.

Reply

oopk October 21 2018, 23:42:06 UTC
И что из себя представляли деньги от иностранцев, которые более удобны в обращении, чем непосредственно золото?

Могу себе представить что-то типа бартера: нашёл два золотых меча, поменял один на хорошую одежду и, например, украшения и инструменты, потому что больше не унести, а второй отдал спартанцам. Как альтернатива тому, чтобы просто отдать оба меча спартанцам, вроде бы неплохо.

Reply

ulli_u October 22 2018, 04:19:14 UTC
Серебряные эгинские статеры. )

Reply


d_clarence October 21 2018, 20:46:15 UTC
Кстати, а что было с илотами, когда римляне окончательно угомонили Спарту? У меня пробел в этой части. Уравняли в правах со спартанцами? Распродали?

Reply

ulli_u October 22 2018, 05:20:02 UTC
Ничего. Думаю, как только спартанское государство перестало существовать, так и общинная собственность илотов тоже, трансформировавшись в частную.

Reply

d_clarence October 22 2018, 06:51:32 UTC
Полагаю немирным путем. Спасибо!

Reply

ulli_u October 22 2018, 18:12:55 UTC
Ну, кто, может, по старой памяти остался с хозяевами. Кто мог - дал деру. Спартиаты остались ведь только с лаконскими илотами, да и тех последнее время активно отпускали на волю.

Reply


oopk October 21 2018, 23:45:53 UTC
А такие взятые с собой илоты не могли в результате сами стать спартанцами?

Reply

ulli_u October 22 2018, 04:45:17 UTC
Нет. Спартиатами не могли стать. Отпущенные на волю илоты назывались неодамоды и составляли в Спарте особую социальную группу, по набору прав не равную спартиатам.
Илотов отпускали на волю как непосредственно перед военными действиями, так и после - "в награду".

Reply

oopk October 22 2018, 19:24:00 UTC
Спасибо за объяснение.

Если я правильно понял и могу доверять Википедии, то они становились периэками, причём через службу гоплитами?

(битва при Платеях)
Как я понял, от Спарты было гоплитами 5000 спартиатов и 5000 периэков. (Чуть более четверти всех тяжеловооружённых греков.)

А 35000 илотов числились легковооружёнными, составляя половину всех легковооружённых греков.

Таким образом этим 35000 видимо не светило стать и неодамодами. Но и следить за ними могли не только 5000 спартанцев. Весьма возможно, что они были намного ближе к этим 5000 периэкам. Каков реальный статус семьи илотов, в которой есть один или больше неодамод?

А Вы не знаете их перспектив: стать гоплитами-периэками в следующую войну (каков тогда возрастной состав)? Или только нажиться?

С детства не читал Геродота, ничего не помню, надо издание с комментариями найти и детям почитать.

Reply

ulli_u October 23 2018, 07:24:02 UTC
Нет. Неправильно. Периэки - изначально свободные неграждане Спарты. У них по отношению к государству спартиатов было только две обящанности: поставлять солдат в спартанскую армию и платить налоги. Неодамоды имели право свободного перемещения, но жили там, куда их выселяло государство. Они, в отличие от периэков, принадлежали к спартанской общине, но гражданскими правами не обладали или обладали каким-то минимумом.

Каким гражданским статусом обладали члены семьи неодамода, я не знаю.

Reply


poctoronnym_v October 23 2018, 12:54:48 UTC
Блин, т.е. 300 спартанцев имели еще полуторатысячный лагерь поддержки

Reply

ulli_u October 23 2018, 14:01:49 UTC
В нашем источнике о Фермопильском сражении - 7 книге Геродота - сообщается, что отряд Леонида был "передовым", потому что Спарта опять готовилась к Карнеям. Именно по этой причине лакедемоняне не участвовали в Марафонском сражении 10 лет назад.

Илота Геродот упоминает лишь раз - когда рассказывает, как больной глазным недугом спартанец потребовал отвести его сражаться, вопреки разрешению Леонида остаться в лагере. Сам илот потом бежал.

Геродот все время говорит о "малочисленности" лакедемонян: "маленький отряд", "300 спартанцев", "из этих трехсот". Ни слова об илотах или периэках. При этом описывая Платейскую битву в IX книге, он отдельно считает периэков, спартиатов и илотов.

Reply


Leave a comment

Up