Надо отметить тот необычный для современного человека факт, что на войну спартанцы брали с собой несколько илотов. То есть, на одного спартиата приходилось штук 5-7 тех самых порабощенных жителей Мессении, которые ненавидели своих хозяев так, что
готовы были их съесть живьем.
Разумеется, о героических подвигах илотов в сражениях мы ничего, кажется, не знаем, но уследить за толпой народа, в пять-семь раз превышающей количество бойцов, спартиаты, разумеется, не могли.
«[…] Павсаний велел глашатаю объявить, чтобы никто не смел присваивать себе добычи, и приказал илотам снести сокровища в одно место. Илоты же рассеялись по персидскому стану и нашли шатры, убранные золотом и серебром, позолоченные и посеребренные ложа, золотые сосуды для смешения вина, чаши и другие питьевые сосуды. На повозках они отыскали мешки с золотыми и серебряными котлами. С павших врагов они снимали запястья, ожерелья и золотые мечи, а на пестрые вышитые одеяния варваров никто даже и не обращал внимания. Илоты похищали много драгоценностей и затем продавали эгинцам, но много добра им пришлось все-таки сдать, так как его невозможно было спрятать. Отсюда-то и происходит великое богатство эгинцев, которые покупали у илотов золото [и платили за него], как будто это была медь». (Геродот. IX. 80)