Среди первоисточников альтернативной истории почетное место занимают легенды и предания и не только русского народа, но и соседних стран. Культурное наследие позволяет восполнить «утраченную» в летописях информацию.
Давно известно, что многие достижения человечества родились на стыках наук. Такой стык имеется и в распоряжении историков. Это язык народов и народный эпос, переписать и «утратить» который сложно.
В статье пойдет речь об очередной кошке Конфуция отсутствующей, но тем не менее разысканной на берегах Днепра. Когда реальной истории ещё нет, требуется её создать. А что в этом случае поможет как не легенда.
Для создания легенды о Киевской Руси потребовалась легенда о Киеве далекой эпохи.
Легендарное начало имеют многие города. Для чего и созданы красивые легенды, вот как эта например.
В Древней Греции процветал культ дельфина, это была одна из ипостасей бога Аполлона, в честь дельфина Аполлон основал город Дельфы. Красиво основал, правда?
А что с Киевом?
Далее вся информация взята из обычных справочников.
Сегодня на перекрёстке трёх улиц Владимирской, Десятинной и Андреевского спуска установлен камень с высеченными словами:
«Се повѣсти времѧньн|х| лѣт| · ѿкуду єсть пошла руска| землѧ · кто въ києвѣ нача первѣє кнѧжит| и ѿкуду руска| землѧ стала єсть».
Красивая легенда гарантия приятных эмоций, но к местной истории это не относится никак.
Известная легенда о трех братьях и сестре основателях Киева вроде привязана к местным названиям. Но сама легенда суть компиляция из аналогичных преданий многих народов плюс библейская топонимика.
В аналогичных легендах (История готов Иордана, эпос Старшая Эда) сестра трех братьев имеет биографию. Киевская сестра Лыбедь просто река, которая течет. Присутствие реки сестры обеспечивает привязку легенды к местности, чтобы не спутать события с похожими эпосами, где тоже присутствуют три брата, но без сестры (История Тарона).
Согласно ПВЛ два брата Щек и Хорив зачем то сели на холмах ставших от этого Щековица и Хоривица. К топонимам добавлена «-ица», что явно от церковно-славянского языка. Его применение прекрасно датирует саму легенду. А теперь поговорим о легендарных именах.
Брат Хорив.
Летописное Хорив полностью повторяет название библейской горы Хорив от еврейского слова хорива - «сухость, безводность», что реально, поскольку гора-первоисточник расположена в пустыне далеко от Руси.
В Библии гора Хорив упоминается под разными названиями: Синай, гора Божия (Исх.
4:27,
18:5,
24:13), гора Божия
Хорив (Исх.
3:1), гора Хорив (Исх.
33:6). Топоним известен и как гора Моисея на Синае в Египте. Чем знаменита гора?
Согласно Библии, на этой горе Бог являлся Моисею и дал Десять заповедей.
Гора Синай упоминается и в символическом смысле:
В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам. (Гал.
4:24-26)
Как вам «Иерусалим - матерь всем нам»? Эта фраза подтверждает библейское присутствие на Днепре, и объясняет соответствующую топонимику. Вот и ещё одно предположение, почему Киев не смотря на мужской род, стал «мать городам русским». Слова из Танаха аналогичны «городу, какой всем городам мати» из Голубиной книги славян.
Летописец сообщает, что Олег создает город «мать городам русским». Интересно, кто у кого идею позаимствовал. Читали ли тогда на Руси Танах, и что старше Танах или Голубиная книга? Это большой вопрос, но факт остается фактом - идея явно дублирована. А может, принят местный вариант, из-за невозможности его искоренить?
Не будем забывать, что в давние времена на Днепре пребывала не одна культура, и каждая оставила свой след.
Обратимся к местной топонимике.
Сразу за Подолом, огибая его с южной стороны, находятся три холма вытянутых в одну линию, названные как горы: южная, ближайшая к летописной Старокиевской горе -
Замковая гора; далее, на северо-запад - Щекавица, а за ней, наиболее удалена от Днепра, -
Юрковица.
Заглянем в справочники.
За́мковая гора - исторический холм в центре Киева, который представляет собой останец правого высокого берега Днепра с крутыми склонами. Расположена между Старокиевской горой, Щекавицей и урочищем Гончары-Кожемяки с одной стороны и киевским Подолом - с другой.
Старокиевская гора - исторический центр Киева, место, где, по легенде, изначально княжил Кий. Здесь находилось место поклонения славянским богам.
Ю́рковица - холм в Киеве на Подоле. Известная сегодня под этим именем местность, по мнению В.Б. Антоновича и П.П.Толочко, была третьей летописной горой - Хоривицей. Сегодня нет точных сведений, где располагалась летописная Хоривица. Есть только название из легенды.
То, что на Днепре именем брата Хорив ввели библейскую географию, сообщает легенда. Библейская гора на Днепре имеет и церковно-славянское подтверждение в виде характерного суффикса и окончания «-ица».
А теперь зададимся вопросом: Могло ли библейское присутствие на Днепре основать Киев ранее крещения? А вот Самватос (город Субботин) мог. Об этом написал римский император Константин VII.
Вот и древность, которая не старше X-го века даже по академическим меркам. Авторы легенды явно о чем-то не договаривают или следуют привычным сказкам.
А что расскажут остальные имена киевской легенды?
(Продолжение следует.)
Начало в Часть 1.
Часть 2,
Часть 3,
Часть 4