К утру небо очистилось, а прохладная погода отогнала гнус. По плану у нас сегодня было достичь Каргополя, зацепив по дороге несколько нечасто посещаемых объектов.
Ковжское озеро - крупный (20 км) разлапистый водоем с большим количеством островов и полуостровов. На одном из них (о. Погост) когда-то стояло две деревянных церкви - Богородичная Ковжская (1802) и Преображенская Ковжская (1767). Потом Преображенскую церковь вместе с колокольней перенесли на южный берег озера, поближе к Вытегорскому тракту - в с. Якшино. Туда мы и направились первым делом...
Увы, на месте церкви мы увидели уже порядком заросшее пепелище. По словам местных, церковь сгорела 6 лет назад. Колокольня была разрушена раньше, еще до Войны.
Дальше наш путь лежал в культовое село Белый Ручей, известное (вместе с соседним поселком Депо) сразу тремя достопримечательностями: известняковыми и гипсовыми карьерами с ископаемой фауной нижнего карбона, действующей узкоколейкой с регулярным пассажирским сообщением, и местным пивным брендом, раскрученным до небес совершенно непропорционально (на мой взгляд) потребительским свойствам продукта. Фауна и УЖД нас не интересовали, а с пивом вышел облом - на всю поселковую агломерацию местным мало похожим на пиво напитком торгует лишь одна точка, и та была закрыта.
Новая церковь в Депо
От каменной Богородице-Рождественской церкви в Тудозерском Погосте (1807), помеченной в Церковно-Историческом Атласе Вологодской области как сохранившаяся, остался только фрагмент въездных ворот:
Но здесь нас ждал и первый краеведческий позитив за поездку: опрошенный местный житель оказался егерем, постоянно обитающим в ур. Кленово, где, как выяснилось, сохранилась Георгиевская деревянная церковь XIX века (по сведениям того же Атласа - утраченная!). Со слов егеря, от церкви уцелели "сруб и железная крыша". Туда можно проехать на легковом автомобиле, наш информатор даже готов был нас сопроводить - но лишь после того, как доделает свои дела в Тудозерском Погосте. Ждать у нас времени не было, оставили на будущее.
По той же причине проскакиваем ряд известных придорожных объектов, но сворачиваем на укатанный грейдер после Октябрьского, чтобы посмотреть деревянную Преображенскую церковь в Тикачево (1912). Церковь стоит прямо на краю заброшенного карьера с ПГС, скрыта деревьями и, как ни странно, цела - хотя и изрядно повреждена. Неподалеку - действующее кладбище с поклонным крестом и новой часовней.
Второй ярус колокольни выглядит, несмотря на прорехи в кровле, достаточно крепким и чуть ли не подновленным:
Возможно, церковью начали было заниматься вместе с установкой рядом часовни и креста, но потом бросили...
Далее мы покинули территорию ответственности
Зеленой Книги, роль бэкграунда взяла на себя Информационно-справочная система
"Архитектура Российского Севера", начатая и незаконченная сотрудниками Петрозаводского Госуниверситета. Информация по Пудожскому району в ней на заглядение качественная, но относится к 1993 году. Однако, в Сети недавно
появились результаты ревизии за 2007 год, проведенной сотрудниками Республиканского центра по государственной охране объектов культурного наследия. Увы, многие объекты к настоящему времени оказались утрачены, другие (включая интереснейшие памятники в
Суме и
Росляково) - разрушены до
плачевного состояния.
В
Ножево мы заезжать не стали - тем более, Юра там уже бывал. В свое время петрозаводский сайт вместе с некоторыми материалами по Кенозерью стали для меня откровением - в плане того, насколько обонежские (шире - северные) часовни иногда неотличимы внешне от сараев, амбаров, лесных избушек или бань. Но
Сигово находилось прямо на дороге, и мы решили проверить глаз:) С первого захода не удалось, пришлось брать языка. Он и указал на вот этот дом, признать в котором часовню можно лишь обладая очень богатой фантазией:
Однако с этого ракурса часовня хорошо идентифицировалась по
фото 1993 года,
а с этого - по
фото 2007 года:
Отдавая должное дотошности карельских исследователей, зададимся вопросом: сколько еще подобных исторических культовых объектов на Русском Севере до сих пор не распознаны...
На мосту через Колоду произошла радостная и довольно неожиданная (Веломанию я не читаю, а в почтовой рассылке о деталях предстоящего летнего похода Валентин не распространялся) встреча с
amkr, чуть позже подъехала
enalev. Им с еще несколькими велопутешественниками удалось внесли свежую струю в обычно заорганизованные и скучноватые мероприятия "гвоздевцев", инициировав и осуществив автономный от основной группы велопереход через Кенозеро и Порженский погост. К сожалению, толком пообщаться не удалось - мы торопились в Пирзаково к следующему объекту, а ребята - в Приречный к ближайшему магазину.
Пирзаково-Кукасово, Владимирская часовня XVIII-XIX вв. С 1993 года состояние
стабильно тяжелое:
В Усть-Реку заезжать не стали, свернули на север в сеть тамошних лесовозок - где, если верить интернетам, сохранилось около десятка объектов -
Татарская Гора, Красная (Костина) Гора,
Пялозеро, Пелусозеро, сразу несколько объектов вокруг Салмозера. У моста через Верхнюю Корбу пришлось развернуться, класс автомобиля подкачал. Тогда решили пробиться в Салмозеро и тоже не смогли проехать дальше Стешевской из-за лесовозов, разворотивших вполне сносный грейдер. Сама Стешевская очень понравилась - и живописным расположением на берегах Корбозера, и своими деревянными строениями. Не фотографировали, но кое-что можно посмотреть
здесь. В
Пелусозеро уже не поехали - дело шло к вечеру, решили отложить весь куст к западу от традиционного Кенозерья (т.е. включая, помимо восточно-карельских, и западно-архангельские объекты в Кумбасозере и Глубоком Озере) до будущих времен.
Вернулись на Р-2 и бодро покатили на Каргополь. Вдоль Лёкшмозера - еще две придорожных часовни "банно-сарайного" типа: в
Хвалинской и
возле Орлово. У них даже не останавливались. Зато сходили к Спасской часовне в Фоминской, по непонятной причине отсутствующей в известных мне фотокаталогах:
От Фоминской совсем недалеко до ансамбля Лядинского погоста. Пока шли, сделали несколько кадров с запада:
На объездной Каргополя радостно встретились с Василием
e_rating, наскоро обменялись новостями и планами на завтра, и заночевали в городе в частном доме. С утра предстояло совместное посещение Малой Шалги, а дальше вплоть до встречи в Онеге вечером 16-го у нас была своя автономная программа.
Продолжение следует...