Поозерье-2012. Самое из увиденного, часть II.

Sep 17, 2012 00:34

Итак, попав внутрь ***ской церкви, я еще не знал, что в фондах ГМА им. Щусева чудесным образом сохранилось изображение и песненского иконостаса, и здешнего главного Преображенского престола.

Песно, церковь Преображения Господня, 1745. Главный иконостас (фрагмент), фото 1934 г. с сайта pesno.ru. Как теперь понятно, еще один выдающийся образчик торопецкой школы резьбы. До наших дней дошли лишь небольшие фрагменты обрамления деисусного чина.


(кликабельно до 1429*1133)

А это уже ***, фрагмент интерьера второго (из трех!) этажа, столь красочно описанного Галашевичем. Самые интересные детали также утрачены, но главное налицо. Та же школа, тот же заказчик. Возможно, те же самые мастера...


(кликабельно до 2592*1944)


Сначала общий план. Вид на погост *** с северо-запада. Справа - одноименное озеро ***.


Церковь выглядит тяжеловато и необычно, зато абсолютно уникальна по композиции. Виной всему - тот самый достроенный в 1831 году третий этаж с Успенским приделом. Пусть простят мне эту натянутую аналогию, но Челищевы (а и Песно, и Троицкое, и Хворостьево, и Знаменское, и Осташков, и *** - это всё они) - это такие местные Строгановы, подвижники, новаторы и большие оригиналы. А в роли Аники Строганова выступал сам Иоанн Челищев. Не случайно оригинальнейшую для этих мест и нехарактерную для конца XVIII века восьмилепестковую Богоявленскую церковь на погосте Псовец некоторые считают именно его лебединой песней.

Тот же ракурс, ближе:


И с обратной стороны:


А теперь поднимемся на третий, верхний этаж - где устроен тот самый Успенский придел с алтарной нишей, сквозь которую когда-то были видны парящие резные ангелы главного иконостаса... Увы, фотоаппарат от волнения вовсю дурковал (точнее, это я забыл переключить авторежим), половину фотографий пришлось вообще выкинуть, остальное - уж что есть, не ругайте сильно.






Это снято на лестнице, ведущей на второй этаж


А это - входной портал второго этажа




На втором этаже - оригинальная планировка. Перед амвоном - временный(?) престол, за ним до иконостаса - обширное возвышение. По боковым стенам и возле иконостаса - кованые и каменные выгородки, далее - широкая симметричная алтарная часть с двумя входами, но без выраженных центральных Царских Врат. Любопытно, как в такой планировке выглядела литургия. Известно, что в верхней церкви (как и в нижней - т.е. всего пять) было два престола: главный Троицкий и Никольский. У боковых окон - стрельчатые арочные своды, на стенах и потолке - богатые лепные украшения.
















Лестница между первым и вторым этажами:


Интерьер первого этажа. Тут было два престола: Нило-Столобенский и Ильинский:


Лепнина на сводах (тоже торопецкая школа):


Южная стена трапезной:


Алтарная часть (северный вход)


Итак, наша очередная мини-экспедиция в Тверское Поозерье, начавшись в Песно, закончилась на третий день в ***. А между ними был целый день 8 мая, о нем - в следующей части. Кочевицы, Сопоть, Добшо, Торопец, Баранец, Озерец (все эти три топонима произносятся с одинаковым фиксированным ударением - догадайтесь с трех раз с каким), Метлино, Почеп, Нишевицы, заброшенное (в отличие от своего вытегорского тезки) Якшино - зато с разваливающейся на глазах церковью (второй раз в жизни мне было так страшно фотографировать под куполом) и не до конца развалившейся усадьбой.



otметки, оtметки, кирпичики

Previous post Next post
Up