Верхняя Тойма - 2012. Пролог.

Aug 31, 2012 15:34

Стартовали в 9 утра 13-го из Зеленограда. Соответственно, поехали через Тверь по Р-84, собрав по дороге несколько тверских райцентров. Далее - Устюжна, Череповец, Кириллов, трасса Р-5. К вечеру 14-го назначена была встреча в Каргополе с Василием e_rating и забронировано жильё, а на утро 17-го - 4 места в катере на Кий-остров, что не позволяло передвигаться в полноценном экспедиционном формате, не спеша заглядывая во все пропущенные за прошлые годы углы. Не слишком способствовал экспедиционности и класс Юриного автомобиля (Рено Логан), пару раз мы отступали, не подобравшись на расстояние разумного пешего броска до объекта. Обратный путь тоже был ограничен сроками - вечером 19-го кровь из носу нужно было быть в Авнюге (чтобы рано с утра сесть на узкоколейный поезд до Поперечки), 23 днем - в Вологде и поздно вечером в тот же день - в Зеленограде. При этом два дня фактически терялись для активного передвижения: 17-го весь день предстояло провести в ожидании прилива на Кий-острове (иначе оттуда не выбраться), а 20-го - в ожидании обратного поезда на Авнюгу в Поперечке. В совокупности эти факторы и диктовали формат - снять только самые-самые сливки с маршрута, создав задел и оставив подробные изыскания для последующих экспедиций.

Через Солзу в этот раз мы решили не упражняться - не тот автомобиль. Задачей первого дня было забраться за 60-ю (а лучше - за 61-ю) параллель и встать на стоянку, чтобы уже с утра начать экспедиционную программу, благо недообследованных объектов хватает и вдоль дорог в Вытегорском и Пудожском районах.

Первая остановка - в Слободе. Антониев Краснохолмский монастырь XV века. Объект из категории "нельзя пропустить".



Старейшая сохранившаяся постройка монастыря - Никольский собор (1481). Древние росписи под открытым небом и под солнцем. В 1930-х собор стоял целым. Поднялась же у кого-то рука такую красоту разрушить!


Белый камень и остатки росписей


Южный портал


Надвратная Вознесенская церковь (1691) и братский корпус (слева)


Угловая башня


Покровская церковь (1590-е)


На башне и на братском корпусе - интересный декор


Наличник второго этажа братского корпуса


Следующая короткая остановка - только на западном въезде в Кириллов. Свернули у N59.86066, E38.320065 с трассы на необозначенную указателями дорожку, и не ошиблись - вид на монастырь отсюда отменный!


Ночевать в урочище Вашки мы не рискнули - заезд туда сложный, а на небе собирались тучи. Проскочили было новый отворот на недостроенную федералку Р-1, но заинтересовавшись сияющим указателем "Архангельск -->", решили развернуться и поболтать с дорожниками. Те, взглянув на автомобиль, уверенно закивали головами и дружно заверили, что все ОК, "с той стороны на таких выезжают". Шила в жопе не утаишь, поехали. Благо теперь мы знали про лесной объезд перед самой Солзой.

Новый (хорошо видимый на Я.Космоснимках) 10-километровый участок до Елинской полностью заасфальтирован. Асфальт продолжается и за перекресток, где вскоре (через 350 м) обрывается и упирается прямо в тайгу. Отдельно умиляет стоящая к востоку от перекрестка новенькая автобусная остановка. Просеку рубить по-прежнему даже не начинали. Лютобешено ненавистные Народные Я.Карты отличились и на этот раз, показывая новую трассу на всем ее протяжении. Зато уже сейчас можете полюбоваться, как именно она пройдет: http://maps.yandex.ru/-/CVeyANKy

Что ж, углубившись на традиционную таежную "федералку", мы действительно вскоре увидели выезжающие "с той стороны" легковые автомобили. Вот только их водители и пассажиры странно размахивали руками и экстраорбитально вращали глазами: -- "Разворачивайтесь, даже не думайте!" -- "?? Мы тут вроде осенью в распутицу проезжали, а через самое гиблое место ж есть объезд" -- "Ага, мы как раз через объезд тот. Пять часов как с Солзы идем(!). Броды расквашены, лежневые участки разбиты. Даже не думайте!". Ну, не знаю... автотуристы такие автотуристы. Эти вот питерские, явно не лучше московских, с расейским бездорожьем малознакомые. (Должен заметить, федералка Прокшино - Солза по сравнению с тем, что мы увидели впоследствии на заключительных 13 км дороги в Лахому - сущий автобан. Такие постоянно эксплуатируемые всесезонные дороги, как в Лахому, я раньше видел разве что на чукотских приисках. Но ходят там преимущественно вездеходными караванами).

В общем, развернулись. (И правильно сделали, только время бы потеряли. Юра и впоследствии проявлял запредельную осторожность - разворачиваясь при малейшей опасности забуксовать или поцарапать днище. При таком подходе дальше ближайшей ямы мы все равно не сунулись бы, да и не очень-то нам эта Солза далась. Хотелось еще засветло попасть в Игнатово к Богоявленской церкви, а если повезет - и в Якшино, к тамошней деревянной Преображенской). Уже ощутимо смеркалось, поэтому через Прокшино заезжать не стали, поехали по новой Р-5 и свернули в Кузнецово, где на космоснимке читался мост через Кему на старом Вытегорском тракте.

Церковь Богоявления Господня в Игнатово (1805)


Она же на длинном фокусе


Мост оказался непроезжим, вернулись снова на Р-5, затем опять свернули на старый тракт и заночевали на берегу Ковжского озера в точке N60.802421, E37.404425. Якшино оставили на утро...

otметки, Верхняя Тойма - 2012, кирпичики

Previous post Next post
Up