Докинз. «Бог как иллюзия» Глава 4. Бога нет почти точно наверняка

Apr 21, 2009 09:47


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Продожение. Начало в http://uborshizzza.livejournal.com/500844.html, http://uborshizzza.livejournal.com/505725.html и http://uborshizzza.livejournal.com/521005.html

Докинз. Бог как иллюзия. Глава 4.

В этой главе Докинз пытается доказать, почему бога почти наверняка нет. Как я уже писала, такое доказательство кажется довольно бесполезным для человека, воспитанного в духе научного атеизма, но, по-видимому, это важно для людей, живущих в США. За последние 20 лет выросло новое поколение, которое воспитывали уже не так, как нас, может быть, для них это будет интересным.

Итак, доказательство несуществования вездесущего сводится к опровержению одного из доказательств его существования, хотя, казалось бы, Докинз эти доказательства уже опровергал в предыдущей главе. Вся глава сводится к разбору доказательства, что Вселенная в целом, и живые организмы в частности, настолько сложны, что никак не могли возникнуть без специального замысла, а, следовательно, есть существо, которое все это задумало и осуществило. То есть, если что-то выглядит созданным намеренно, то оно намерено и создано. Очень странная логика. Например, некоторые скалы выглядят как вырубленные в породе скульптуры, однако все знают, что - это результат выветривания, сколь бы они не были похожи на сделанные человеком фигуры. Для борьбы с утверждением, что живые организмы слишком сложны, чтобы возникнуть самостоятельно, Докинз привлекает теорию Дарвина. По его мнению, с ее помощью можно показать, как сложные организмы развились из простых. Опровергнуть теорию Дарвина могло бы только нахождение в древних геологических пластах современных организмов («ископаемых кроликов в докембрии»), но пока таких не находят.

Одним из аргументов теологов является идея «нечленимой сложности», т.е. существование органа крайней степени совершенства и сложности. Это беспокоило еще Дарвина, как возможный контраргумент его теории. «Если бы возможно было показать, что существует сложный орган, который не мог образоваться путем многочисленных последовательных слабых модификаций, моя теория потерпела бы крушение, но я не могу найти такого случая». При доказательстве нечленимой сложности самое важное - продемонстрировать, что ни один из составляющих объект элемент не может быть полезным по одиночке. На роль такого объекта претендует гормональная система, по мнению некоторых креационистов, но Докинз с ними не согласен. Он считает, что таким объектом могло бы быть только животное колесо, но его нет.

С моей точки зрения аргументы про «животное колесо» доказывают, что использующий их не так чтобы очень, скажу прямо, умен или добросовестен. Колесо состоит из нескольких несвязанных друг с другом частей, по минимуму - из оси и собственно колеса. В организме же все части произрастают друг из друга. Даже если бы колесо было уже неживым объектом, а чем-то вроде волос или ногтей, которое не нужно ни к кровеносной системе подключать, ни к нервной, то как бы оно «отросло»? А принцип округлого катящегося предмета в природе используется, то же «перекати-поле» - единый организм шарообразной формы, легко перемещающийся под действием ветра.

К сожалению, дела в физике обстоят не столь хорошо, как в биологии - там нет своей теории Дарвина, поэтому креационисты цепляются на белые пятна в этой науке. Они объясняют особенности Вселенной тем, что ее создал бог именно для возможности жизни на Земле. В нашей Вселенной физические законы и константы настроены так, что окажись они чуть-чуть другими, жизнь в ней была бы невозможной. Это шесть основных постоянных (Мартин Риз), которые сохраняют свою величину в любой точке Вселенной. Далее, наша Земля лежит в так называемой зоне Златовласки. Она расположена от Солнца именно на таком расстоянии, чтобы вода могла находится в жидком состоянии, а благодаря орбите, приближенной к круговой, она никогда не выходит из зоны Златовласки. А Юпитер перехватывает все астероиды, которые могли бы помещать жизни на Земле. Луна стабилизирует ось вращения. Теисты утверждают, что бог создал Вселенную, настроив ее основные постоянные, поместив значение каждой в зону Златовласки, чтобы жизнь могла появиться и существовать. Вероятность того, что это могло совпасть случайно, кажется им слишком малой. Докинз же считает, что возможно появление какой-то научной теории, которая все объяснит. Пока же он делает вывод, что бога почти наверняка нет.
Продолжение следует.

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up