Таир Салахов

Mar 19, 2016 19:19


Заканчивается выставка живого классика в ГТГ. Как ни странно, это первая персональная выставка в ГТГ академика и пр, и пр.

Таир Салахов родился в 1928 году, его отец был первым секретарем Лачинского райкома партии. В 1937 году его посадили, в 1938 расстреляли - что-то там по поводу нефти. В семье осталось пятеро детей, которых вырастила мать.
Таир с 1945 года учился в художественных училищах Баку, Ленинграда и Москвы где-то до 29 лет.
За это время он успел завести дочь Ларису (1950 год), жениться на дочери знаменитой узбекской танцовщицы и певицы Тамары-Ханум (настоящее имя Тамара Артемовна Петросян). Об этой женщине сняты фильмы и в Ташкенте есть ее мемориальный музей. Ее дочь Ванцетта, по специальности театральная художница, родила художнику 2-х дочерей.
В армии Салахов почему-то не служил. Может, "белый билет" был?
В 1957 году Салахов с отличием окончил МГХИ и сразу стал выставляться. Его первые работы были посвящены труженикам-нефтяникам, хотя его мастерская находилась на улице Горького.

Ремонтники (1960). Среди натурщиков затесался один скульптор. Тогда было можно так делать: мол, мы тоже работаем, не одни работяги трудятся. А у ремонтника в центре - цветок в руках. Это такой суровый романтизм.


Утренний эшелон. 1957


Баку


Портрет композитора Кара-Караева, 1962.
Работа воспринимается исключительно, как очень характерная для 60-х, для Оттепели. Почему? Может быть, дело в нарочито скудном, геометрическом дизайне, может, в белой водолазке, которую Салахов заставил надеть композитора. Тогда казалось, что впереди время открытий, научных прорывов, и даже вдохновение музыканта похоже на математические расчеты.

Эта работа сделала Салахова узнаваемым. Ее купила ГТГ, и картина всегда висела в залах советского искусства. За нее Салахов получил звание заслуженного деятеля Азербайджанской ССР.
Далее он рос и рос в чинах и званиях. И фильмы о нем снимали, и портреты вождей ему заказывали.


Утро на Каспии 1986.
Работа могла бы стать гимном Перестройки, если бы та удалась. Но не удалась.


Мне понравились его натюрморты, хотя я все натюрморты люблю и не критична к ним, признаюсь.
1958


Окно. Утро Москвы, 1958


1977


1980


1988


2000


Московские тюльпаны, 2003. Писал картину в больнице, где лечился от тяжелой болезни. Мог бы ведь прийти в уныние, а смотрите, сколько радости в картине!


Эта самая последняя по времени картина на выставке. Автору было 80 лет! Возможно, он и к 90 что-нибудь напишет
2008


Дочь Айдан, 1967 год.
Супер-пупер знаменитая работа Салахова, тоже из Третьяковки. Белое на белом и еще раз на белом. Написал картину за день, в день рождения дочери. Девочка была обижена, что ей не дают играть, а заставляют сидеть.

1967


Теперь Айдан выросла, сама стала художником, и у нее есть своя галерея в Москве «Галерея Айдан». Но папа продолжает ее рисовать.
По-моему, она на бабушку, Тамару-ханум похожа




Портрет матери, 1980




А здесь мамы нет на привычном месте - грустно. Умерла в 1984 году, дожив до 80 лет, и увидела триумф сына.
Портреты мамы повешены в укромном месте выставки, создавая такую приватность.


Портрет Дана, 1983.
Это его внук, наверное, от самой старшей дочери Ларисы. Еще у Салахова есть сын Иван, 1977 года рождения. Не знаю про него ничего.

Мальчик написан на фоне граната, и он сам похож на плод гранта: в красном халатике, и голова особенной формы. Но еще он, конечно, принц.


Портрет Варвары, 1997.
Последняя жена маэстро. Они вместе уже 30 лет. Она танцевала в ансамбле Моисеева, и про нее пишут, что она - единственный и последний потомок известного рода Багратионов. Она моложе мужа, но не больше, чем на 20 лет.
Наверное, ей тут за 50. Обратите внимание, что в зеркале она выглядит старше. Зеркало-то - объективно, а в глазах мужа она навечно юная.


А вот этого портрета на выставке не было. Молодой Брежнев. Ничто и не предвещает застоя.


А этот был. Говорят, они дружили, но здесь портрет Растроповича больше похож на дружеский шарж.


Наверное, самая странная его картина «Тебе, человечество» (1961), которую редко выставляют из-за больших размеров. Вот и здесь ее не было, но она была помещена на почтовую марку в Азербайджане.


Азербайджан. Особенно Салахов любит Апшерон.

Старый Баку


Апшеронская гробница.




Это что-то типа трансформаторной будки, но попробуйте отличить ее от древней гробницы! Через 100 лет и то, и другое станет седой древностью.


Путешествия.
Салахов первый раз выехал за границу в 1960 году и где только не бывал за государственный счет, но пишут, что советская власть его все равно обделила, потому что он мог выехать еще в 1958 году в Индию, а его не пустили. Ну, жуткие преследования.

Италия


Гранада


Выставка Салахова очень поучительная. В первом зале всё рабочие-нефтяники да индустриальные пейзажи. Во втором портреты мамы, пейзажи Азербайджана, заграничные зарисовки. Но и в первом и во втором зале основная гамма - белая. Все очень скупо, максимум - одно яркое цветовое пятно.
А потом проходишь в третий зал - а там все яркое, цветное! Видимо, под старость художник решил поделиться со зрителем своим счастьем.






А это старшая сестра Айдан, Алагез. Она была второй женой Кости Райкина, но они развелись.


ИЗО

Previous post Next post
Up