Моя антипедагогическая работа

Jul 04, 2012 22:05


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Медицинские байки)

После вступительных статей о бардаке http://uborshizzza.livejournal.com/2039686.html, коррупции и кумовстве http://uborshizzza.livejournal.com/2044110.html в медвузах дохожу до обещанной уважаемому dok_zlo статье о своих педагогических изысках с целью обмена отрицательным опытом.

Начал я с того, что в медучреждениях царит такой бардак, что технарю работать с врачами тяжело (кстати - жена тут была на обследовании, говорит, что все время вспоминала мой пост. Действительно, полный бардак, так что работать все в принципе не может, но, все-таки, работает). Однако и врачам с технарями тяжело - другие, неожиданные, реакции. Поэтому я все время стараюсь подчеркнуть, что и я, и сотрудники моей кафедры - не врачи, а математики, и от них можно ожидать чего угодно, так что лучше не связываться. А так как во врачи обычно идут те, кто математику боятся, то и к математикам они относятся с большим подозрением.

Я считаю, что нужно щадить нервы окружающих, и нельзя обманывать их ожидания. Поэтому надо соответствовать стереотипам, которые для лиц разных профессий различны. Еще неизвестно, чего бы больше боялись окружающие - врача, которых ходит по отделению с безумным видом, бормоча под нос формулы, или математика в белом халате и шапочке и со стетоскопом на шее.

Можно считать это вариантом приспособительной окраски. Знаете - есть мимикрия, когда животные стараются стать максимально незаметными. А есть еще отпугивающая окраска, когда особо ядовитые или вонючие жуки окрашены в яркие цвета, предупреждая, что лучше от них держаться подальше.

Хотя я по натуре - человек достаточно добродушный, но на кафедре я работаю извергом. (Ой! Как страшно! Этот человек меня уморит!!! Прим. ред.) Причин для этого несколько:
- сотрудники утешают себя мыслью, что хотя кто-то в нашей дисциплине ни бум-бум, но он, может, врач гениальный вырастет. Я же довольно много был на всяких выпускных экзаменах и знаю, какой ужас несут по профильным предметам те, кого мы по снисходительности пропустили.
- если сотрудники стараются особо ничем не заморачиваться, то я и работаю в медицине долго, и много и активно работаю с действующими медиками, занимающимися научной работой, и знаю, что то, что мы даем, им необходимо позарез.
- полезно, когда есть, кем пугать студентов. Информация о том, что те, кто не успеет вовремя сдать зачет, на пересдачах будет сдавать лично завкафедрой, на многих действует отрезвляюще. А если при этом студенты вспоминают, что это - именно тот, кто зимой из 18 студентов - клинических психологов за двойки на экзамене отчислил 6… а в прошлом году у него один студент сдал зачет с 16-го раза…

Для того чтобы прослыть извергом, не надо ничего специально делать. Вполне достаточно придерживаться правил. Ну да, действительно, сдал студент мне зачет с 16 раза - так ведь первые 10 раз он просто приходил и ждал, что ему только за это поставят. Потом понял, что не прокатит, стал на зачете разбираться с зачетными заданиями, читать методички, сидеть все 4 часа… Ну и в результате разобрался и сдал необходимые три темы. Обычно до студентов просто быстрее доходит. Или вообще не доходит.

Ну да, действительно, отчислил я 6 человек, и что? Группа ходила на занятия отвратительно, там не работала, к занятиям не готовилась, средняя посещаемость была все полтора года, пока я у них вел, около 1/2. От них даже декан сбежал, поняв, что не может с ними справится - они на его увещевания не реагируют. Ну поставил я на первом экзамене большинство двоек, так ведь так подготовились. Некоторые подготовились и пересдали, в том числе и пятерки получили. А что та шестерка просто на все три пересдачи приходила стерильная, думая, что я им, как на других кафедрах, поставлю тройки просто чтобы не надоедали… Значит, плохие они были психологи. Правильно, что их отчислили.

Занятия для студентов достаточно тяжелые, а что сделаешь - программа сложна и обширна, учебных часов немного, приходится вести занятия плотно. Студентам с той же статистикой реально тяжело, надо удерживать внимание. Когда студенты устают, для удержания внимания приходится шутить. Шутки, в основном, тупые - другие до уставших студентов не доходят. Также для удержания группы в тонусе не сижу за столом, а бегаю по аудитории, с энтузиазмом вещая то из одного угла, то из другого. Помню, как-то раз во время занятия заметил, что студенты как-то подозрительно тихо меня слушают. Поймал себя на том, что я расхаживаю по аудитории, размахивая над головами студентов тяжелой железной ножкой от стула, которую я по ошибке схватил вместо указки. Кстати, деревянные указки я ломаю постоянно.

Некоторые свои «находки» пришлось отбросить - оказались неудачными. Так, одно время я, чтобы дополнительно стимулировать студентов, делал вид, что мне крайне неприятно, что они все-таки сдали зачет, и ворчал, что, как это не противно, но, увы - придраться не к чему. Потом решил, что это не работает, и для меня более естественно работать на позитиве.

Так как приходится работать еще и с младшекурсниками, то приходится особое внимание уделять дисциплине. Медвузы вообще совершенно повернуты на дисциплине, и кафедрам, ведущим занятие на первых курсах, приходится в качестве одной из основных своих задач уделять их дрессировке. Иногда приходится выгонять студентов с занятий. Хорошо, что редко. В вопросах дисциплины я стараюсь придерживаться формализма - объясняю, что занимаются они или нет - это их личное дело, но мешать другим они права не имеют. Второе, за что приходится выгонять - за нарушение правил безопасности, но если, к примеру, студент тихо спит в углу - у меня к нему претензий нет. На опоздавших на занятие вношу в ведомость, на сколько минут опоздали. Через 15 минут после начала занятий всех, кого нет, отмечаю как отсутствующих.

Бывает, студенты просят простить опоздание. Объясняю, что они не по адресу - за прощением надо обращаться к Всевышнему, а лично я ничего против них не имею. И вообще - ходят они или не ходят - это их личное дело, я их воспитывать не буду, для этого есть специальные люди в ректорате. Но в мои обязанности входит отмечать опоздавших и отсутствующих, и я это честно делаю.

Я вообще - за предельную честность и откровенность по отношению к студентам. Правда, иногда после моих ответов у них появляется подозрение, что я над ними издеваюсь, но это не так - просто жизнь такая.

В последние годы, в связи с разрастанием кафедры и программы, я уже не могу брать на себя прием всех пересдач. Но, к примеру, если группа начинает конфликтовать со своим преподавателем, то принимаю у нее зачет сам. Это хорошо дисциплинирует и студентов, и сотрудников.

Также, когда есть время, хожу по лекциям, которые ведут другие лекторы, переписываю студентов и в тот же день подаю докладную. Со своими студентами на лекции поступаю просто - в начале лекции раздаю им отпечатанные листочки для заполнения, а по окончании лекции у каждого по выходу их аудитории персонально беру его листочек. Потом заношу в таблицу, выкладываю ее в Интернет, ссылку отправляю в деканат. Для дополнительной стимуляции студенты, пропустившие больше всего лекций, экзамен сдают персонально мне.

Возможно, именно из-за этого у меня в этом семестре на 1 курсе МПФ было 6 двоек - другие экзаменаторы обошлись без них. Но в целом все вполне прилично - если отбросить двоечников, то средний балл - выше 4ки.

Во время сдачи зачетов и экзаменов иногда бывают «эмоциональные моменты». Помню, во время приема зачета у одной студентки началась истерика. Качественная такая, со всеми признаками. Отвел к себе, налил стопку коньяку, дал выпить, дал конфету на закуску. Пришла в себя, вернулась сдавать. Сдала успешно.

Одна девочка на экзамене разнервничалась и спрашивает: «А что Вы на меня даже смотреть не хотите, я что, так плохо отвечаю?» А она так хорошо рассказывала, что я очки снял и глаза закрыл, чтобы ничего не отвлекало, слушал, как песню.

А вот одну девочку я на последнем экзамене сбил. Замечательно ответила первый вопрос, я похвалил, а она застеснялась, ответ скомкала, на дополнительные вопросы вообще ничего ответить не могла. Так что - четверка.

Так как студенты, отвечающие мне, испытывают дополнительные эмоциональные переживания, то в качестве компенсации я тем из них, которые отвечают на «хорошо» или «отлично», даю по шоколадке. Вроде бы это никаким правилам не противоречит. Лично мне было бы приятно получить от экзаменатора шоколадку.

Медицинские байки

Previous post Next post
Up