Как технарю работать с врачами

Jun 27, 2012 21:48


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Медицинские байки)

Уже более четверти века работаю я среди врачей, но продолжаю удивляться их странным, диким обычаям и привычкам. По-прежнему я, как технарь, чувствую себя среди врачей как белый человек среди папуасов. Или, наоборот - как папуас среди белых людей, это кому что больше нравится.

Наш уважаемый и всенародно любимый dok_zlo высказал пожелание, чтобы я написал пост о своей педагогической деятельности. Но, чтобы прояснить обстановку, вначале надо написать, с какими сложностями сталкивается технарь, работающий в среде врачей. Врачи считаются для технарей контингентом, с которым очень сложно работать. Не так, конечно, как с юристами, но все-таки…

Сразу хочу сказать, что все то, что я пишу, относится не к моей богоугодной конторе, а к отечественным учреждениям здравоохранения и медицинского образования. При этом в моей конторе и дружественных организациях нет самого главного недостатка, что есть в большинстве учреждений на местах - апломба врачей, которым они скрывают свою неграмотность и маскируют неуверенность. У нас, все-таки, работают очень квалифицированные люди. С академиками работать очень просто - они не форсят, не боятся признаваться в ляпах и охотно учатся тому, чего не знают. И заодно учат тебя тому, чего ты не знаешь.

Когда неподготовленный технарь попадает работать в медучреждение, то, выясняя, как оно работает, он приходит в полный ужас. С точки зрения технаря в управлении царит полный хаос и бардак, так что контора с таким уровнем управления работать в принципе не может. Но, однако, все каким-то волшебным образом работает. Кое-как, но работает.

Если нормальная техническая контора похожа на четко отлаженную машину, или хорошо управляемую армию, то медицинские учреждения похожи на цыганский табор. Думаю, что подобные различия связаны не с частными факторами, а с фундаментальными различиями в менталитете врачей и технарей.

Врач, как известно - второй после Бога, и он и только он отвечает за своего пациента, вне зависимости от наличия начальства и коллег. У технарей же другое деление «фронта работы». Квалифицированный технарь должен не только знать свой участок, но и понимать, кто какие аспекты работы знает лучше его. В частности, любой технарь - дисциплинированный сотрудник, так как он понимает, что начальство лучше осознает общую картину, из-за чего распоряжения, которые он лично считает идиотскими, могут на самом деле быть разумными и взвешенными. Поэтому технарь, получив приказ начальства, его тупо начинает выполнять, а если он считает приказ неправильным, то пишет докладную. Но приказ все равно выполняет, пока его не отменят.

Врач, получив приказ, начинает думать - правильный он или нет. Обычно приходит к выводу, что неправильный, и в результате его игнорирует. Кстати, такой стиль исполнения приказов очень помогает в том случае, если начальство действительно издает глупые приказы - они просто не выполняются. Для отечественных учреждений здравоохранения доля приказов, которые хоть как-то выполняются, обычно составляют около трети.

В результате столь разного подхода к выполнению приказов у технаря, работающего в учреждении здравоохранения, возникает когнитивный диссонанс. Однако тяжелых негативных последствий удается избежать ввиду развитого у врачей чувства здравого смысла, помогающего выкручиваться и не париться (см. выше).

Приведу пример. Лет пять назад наша контора перешла на систему Менеджмента Качества. В соответствии с ней кафедры получили 43 папки документов, обязательных для заполнения и выполнения, и строгий приказ ректора с указанием работать только по СМК, всю документацию вести по приложенному альбому форм и все приказы и распоряжения, не оформленные в соответствии с СМК, игнорировать.

Я, как честный человек, добросовестно изучаю документацию и выясняю, что в ней записано, что допуски на сдачу зачетов должны быть подписаны лично замдеканом (а не каким-то методистом). После этого подаю докладную с просьбой разъяснить, следует ли из этого, что допуски, подписанные деканом, следует считать недействительными? Ответа на свою докладную, естественно, не получаю.

Итак, 3 января приходят ко мне студенты с допуском на сдачу зачета. Я лезу в альбом форм и выясняю, что напечатаны они не на том бланке, как положено, и подписан методистом. Я объясняю, что документ составлен не по форме, и отправляю студента в деканат за правильным допуском. Соответственно 3, 4 и 5 приходят толпы студентов, которые идут обратно. 5 числа звонит декан, дескать, что такое? Я беру необходимые документы, иду к декану и показываю, что в соответствии с принятым порядком допуски должны быть ТОЛЬКО на спецбланках, которые не напечатали, подписаны замдекана и заверены БОЛЬШОЙ КРУГЛОЙ ПЕЧАТЬЮ в канцелярии. Декан выпадает в осадок, так как понимает, что даже если быстро напечатать бланки, то у всех страждущих заверить ее круглой печатью невозможно в принципе - не сможет канцелярия заверять по несколько тысяч документов в день. После этого вопрос - что делать? Я прошу у декана устного разрешения принимать у всех без допуска, мне такое разрешение дается, студенты берутся в работу… Еще я подаю докладную начальству о выявленной коллизии… Пять лет по тому устному разрешению принимаю всех подряд. Бланки так и не напечатали, но из альбома форм их тоже не исключили.

Что спасает в ситуации хаоса? Добрая воля. Врачи - люди милые, старающиеся хорошо выполнить свою работу (так, как они ее понимают). С ними всегда можно найти разумный выход из идиотской ситуации, которую они сами и создали.

Продолжение следует.

Медицинские байки

Previous post Next post
Up