отрывок 1 отрывок 2 отрывок 3 Отрывок 4 НЕЗДОРОВАЯ ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ: "Я" В "ОНО".
Если здоровое развитие превращает "я" в "меня", то нездоровое развитие превращает "я" в "оно". Это одно из наиболее значительных открытий "всесекторной, всеуровневой" перспективы модели AQAL. Исследователям психологии медитации уже давно известно два значимых факта, которые, как казалось ранее, противоречат друг другу. Первый факт состоит в том, что цель медитации - отстраниться или разотождествиться от всех возникающих явлений. Очень долго трансценденция определялась как процесс разотождествления. И практиков медитации обучали, на самом деле, разотождествляться от всего, что является "я" или "мной или "моим".
Но второй факт состоит в том, что при патологии происходит разотождествление или диссоциация от частей самости, вследствии чего разотождествление становится проблемой, а не лекарством. Итак, следует ли мне отождествиться со своей злостью или мне стоит разотождествиться от нее?
И то, и другое; однако важнен правильный выбор времени - в данном случае с точки зрения развития. Если моя злость возникает в сознании, подлинно испытывается и обладается мною как моя злость, тогда цель в том, чтобы продолжить разотождествление (отпустить злость и саму свою самость, ее испытывающую, переведя тем самым "я" в "меня", что входит в здоровый процесс). Но если моя злость возникает в сознании и испытывается в виде вашей злости, или его злости или этой злости, - все что угодно, но не моей злости, - тогда цель состоит в том, чтобы сперва отождествиться со злостью и возвратить ее себе (переведя эту "оно"-злость, или "ее-злость" или "его-злость", 3-ого лица в "мою злость" 1-ого лица - и ПОНАСТОЯЩЕМУ вернув себе обладание этой чертовой злостью), и только потом можно разотождествиться от злости и своей, испытывающей ее самости (переведя субъектное "я" 1-ого лица в объектное "меня" 1-ого лица, - что, по определению, представляет собой здоровую "трансценденцию и включение"). Однако если сперва не осуществить возвращение тени себе, тогда медитация на злости попросту увеличит отчуждение: медитация превратится в "трансценденцию и отвержение", что как раз и является определением патологического развития.
Действительно, именно поэтому даже продвинутые практики медитации часто являются собственниками большого теневого багажа, который так просто отбросить не получается. И абсолютно все это замечают, кроме них самих. Последний твист в процессе Опранизации Америки состоит в том, что когда учителя медитации собираются вместе, то они без конца беседуют о своих теневых проблемах, демонстрируя их осознавание, но не делая ничего для их исцеления. (речь идет о ток-шоу Опры Уинфри).
Основной момент состоит в том, что оба эти факта относительно "отстранения" и "разотождествления", над которыми многие ломали голову, могут быть довольно кратко выражены языком модели AQAL: здоровое развитие превращает "я" в "меня"; патологическое развитие превращает "я" в "оно". В первом случае речь идет о здоровом разотождествлении или здоровом отстранении, здоровой трансценденции, во втором же - о нездоровом разотождествлении, патологической диссоциации, патологической трансценденции и вытеснении.
Похоже, если подводить итог данному обсуждению, что здоровое развитие и здоровая трансценденция - суть одно и тоже, ибо развитие заключается в "трансценденции и включении". Субъект одной стадии становится объектом субъекта следующей, обладая но трансцендируя его, до тех пор, пока, если представить себе идеальную последовательность, все относительные субъекты и "я" не окажутся превзойденными и не останется только лишь Чистый Свидетель или Чистое Я, пустотное пространство, в котором звучит глас Духа.
Точнее говоря, мы наблюдали, что на каждой стадии развития самости "я" одной стадии становится "мною" для "я" следующей стадии. По мере того, как каждое "я" становится "мной", его место занимает новое и более высокое "я", до тех пор, пока не останется лишь Я-Я или Чистый Свидетель, Чистый Дух или Большой Ум. Когда все "я" оказываются превращены в "меня", в потоке переживаний не остается ничего, кроме "Я-Я" (так Рамана Махариши называл Я, которое осознает Я), Чистого Свидетеля, никогда не являющегося объектом, но всегда остающегося чистым Наблюдателем, чистым Атманом, который есть не-атман, чистым Я, которое есть не-я. "Я" становится "мной", пока не останется только лишь Я-Я, и в Я-Я весь проявленный мир является "мною".
Однако, в любой точке развития, если мы отказываемся от обладания теми или иными аспектами "я", они проявляются в виде "оно", что есть не трансценденция, а патология. Отказ от права на обладание есть не разотождествление, а патология. Отказ от права на обладание есть не разотождествление, а отрицание. Это - попытка разотождествиться от побуждения ДО ТОГО, КАК будет признано и прочувствовано обладание им, и такой отказ от права на обладание приводит к симпотомам, а не к освобождению. И как только происходит подобный отказ от права на обладание, процесс разотождествления и отстранения, практикуемый в медитации, скорее всего, только ухудшит ситуацию и, в любом случае, не решит первопричину проблемы.