Композиция: Джулия (
lady_july7 ) из
ССТ La Rêverie
Часть 3
Несмотря на жесточайшие преследования, которым подвергались карбонарии после революций 1820-1821 гг., официально распущенное их общество вскоре начало возрождаться, вновь заговорщики стали вынашивать планы революционных переворотов. На этот раз наиболее активными оказались карбона-рии Центральной Италии. Под воздействием Июльской революции 1830 г. во Франции в начале февраля 1831 г. вспыхнули восстания в Моденском и Пармском герцогствах и в Папском государстве.
Из всех частей полуострова только в Средней Италии до сих пор не возникало революционных движений. Между тем недовольство было здесь не менее сильно, чем в северных и южных государствах, и правительства заслуживали таких же нареканий. Правителям ставили в вину прежде всего их необузданный деспотизм; в Модене Франческо IV, человек недалекий и с непомерными притязаниями, упорно добивался расширения границ своих владений и своей власти в стране; взбешенный убийством своего министра полиции, он учредил чрезвычайный трибунал для суда над карбонариями, вождю которых и пришлось сложить голову на эшафоте. Король подчинил печать строжайшей цензуре и представил конгрессу обширный меморандум, направленный против конституции. В Романье правление Льва XII (1823-1829) и Пия VIII (1829-1830) было ознаменовано лишь новыми строгостями против карбонариев и усилением административной неурядицы. Процессы против лиц, действительно принадлежавших к тайным обществам или только подозреваемых в этом, следовали непрерывно один за другим; за один год (1825) было осуждено 508 человек; в один день (23 мая 1828 г.) были повешены в Равенне семь либералов, и их трупы оставлены на виселице на двадцать четыре часа.
Герцог Моденский, сделав неудачную попытку отбить у принца Кариньянского право наследования на сардинский престол, соблазнился затем его примером, т. е. увлекся мыслью стать во главе либерального движения, которое сделало бы его властелином единого североитальянского королевства. Преодолев былую ненависть, Франческо IV, вступил в сношения с вождем моденских карбонариев. Эти переговоры были прерваны угрозами Меттерниха, получившего о них сведения. Боясь, как бы Австрия не свергла его, Франческо IV приказал своим бывшим сообщникам остановить подготовляемое ими движение и одного из них, даже бросил в тюрьму. Но вопреки его ожиданиям это внезапное предательство только ускорило ход событий. 3 февраля 1831 года, в сумерки, в доме Менотти собралось тридцать пять молодых людей, которые в полночь должны были выйти с оружием на улицы, провозгласить революцию и открыть ворота провинциальным инсургентам. Вдруг дом был оцеплен батальоном пехоты и после пятичасовой осады разбит пушечными выстрелами. Менотти с товарищами был схвачен, и Франческо IV, лично руководивший этим делом, собственноручно написал губернатору Реджио, прося его прислать палача.
Но эта победа абсолютизма оказалась весьма непрочной. 4 февраля при вести о моденских событиях восстала Болонья. Движение, распространяясь с быстротой молнии, охватывало последовательно города Романьи, Марки, Модену, откуда Франческо IV был изгнан на третий день после стычки, наконец, Парму, где население, увлеченное общим примером, заставило свою государыню Марию-Луизу удалиться в изгнание (11 февраля). В одну неделю революция была закончена, и знамя восстания развевалось теперь от Пьяченцы до Анконы и от Феррары до Риети.
Месяц спустя старый порядок был восстановлен во всех восставших провинциях, так легко добывших себе свободу. Папа Григорий XVI написал императору Францу I, прося у него помощи против революции. И вот австрийская армия, выступив из Пьяченцы, восстановила Марию-Луизу в Парме, без труда одолела моденское ополчение. Встретив и рассеяв добровольческий отряд Арманди в 7000 человек, австрийская армия продвинулась до Римини, затем - до Анконы, куда бежало временное правительство Соединенных провинций. Так как отстоять крепость Анкону было невозможно, то 29-го была подписана капитуляция, в силу которой всем находившимся в городе разрешалось беспрепятственно удалиться за границу. Революция была подавлена, и прежние государи восстановлены повсюду. Их возвращение сопровождалось репрессиями: в Модене Франческо IV немедленно по возвращении в столицу отправил на эшафот Чиро Менотти (20 мая 1831 г.) и установил в своих владениях настоящий режим террора; в Анконе папа признал капитуляцию недействительной, и австрийское правительство не соблюдало ее условий: около ста либералам пришлось томиться в венецианских тюрьмах за содействие правительству, учрежденному при победе восставших.
К началу 30-х годов, вследствие соединенных усилий реакционеров и австрийских войск, карбонарии, как самостоятельное общество, перестали существовать. Многие из них преданы были казни или погибли в австрийских тюрьмах. Остатки карбонариев в 1830 и 1831гг. слились с обществом "Молодая Италия".