История с Пусси Райот как форма эксперимента Милгрэма

May 05, 2012 15:04

Вот такая у нас средняя температура по палате: 47 процентов россиян, из тех, кто слышал про «панк-молебен», считают, что будет правильно, если их посадят в тюрьму 7 лет. Это вместо того, чтобы немедленно выпустить и извиниться, как уже давно надо было сделать.

Причём тут Милгрэм и его самый знаменитый психологический эксперимент 20-го века? ( Read more... )

Россия, люди, социальная психология

Leave a comment

Comments 79

ya_exidna May 5 2012, 20:11:52 UTC
Очень интересно, спасибо.

Reply

turtle_t May 5 2012, 22:02:54 UTC
А мне очень приятно, спасибо.

Reply

ya_exidna May 6 2012, 05:57:23 UTC
Я еще подумала, что те люди, которые соглашались на эксперимент, могли быть изначально настроены на то, чтобы что-то самим себе и окружающим "доказать", "преодолеть жалость", например, ради высокой идеи и науки - какая-то такая мотивация могла быть. Хотя, по сути, это то же самое, о чем вы написали, конечно.

Reply


a_grabenich May 5 2012, 20:26:51 UTC
Мне очень понравилось Ваше рассуждение об эксперименте Милгрэма. Я с Вами абсолютно согласен ( ... )

Reply

evelina_de_lain May 5 2012, 20:59:21 UTC
Абсолютно согласна, вы хорошо написали.

Reply

a_grabenich May 5 2012, 22:02:58 UTC
Спасибо!

Reply

turtle_t May 5 2012, 21:58:03 UTC
О, какой интересный взгляд. Я, пожалуй, тоже соглашусь с Вами.

Reply


gala_vrublevska May 5 2012, 20:29:39 UTC
В этом посте слишком сильный акцент на том, что россияне жаждут крови и хотят, чтобы хулиганок засадили на 7 лет. А как альтернатива - предлагается извиниться перед ними.
Большинство из моего окружения считают, что девицам хватило бы и двух недель общественно-полезных работ, и наказать бы быстро и неотвратимо.

Разве в цивилизованных странах не штрафуют, например, тех, кто устраивает шум в доме после определенного позднего часа или в других невинных вроде бы случаях нарушения общественного порядка?

Reply

turtle_t May 5 2012, 22:01:43 UTC
Да, Галя, штрафуют. Это очень правильное слово ты вспомнила. Именно оштрафовать пусек и надо было. Не больше и не меньше. Более строгие наказания за преступление такого рода -- это в наше время моветон.

Reply

ya_exidna May 6 2012, 06:04:57 UTC
Я так поняла, что там и штрафовать не за что было: они не нарушали буквы закона и общественного порядка. Даже ничьих чуЙвств-с не оскорбляли: в храме никого не было, это уж потом все "оскорбились" - через интернет. :)
Выгнали бы их оттуда - и всё.

Reply

(The comment has been removed)


isya May 5 2012, 20:40:53 UTC
я не помню, читал ли собственно интерпретацию Милгрэма. но то, что я про нее думал - оно как-то не отличается от Вашей (и, видимо, от интерпретации Хаслама ( ... )

Reply

turtle_t May 5 2012, 22:08:01 UTC
Милгрэм может так и понимал, но книжку свою он назвал вполне однозначно: Obedience to Authority: An Experimental View. И так и пошло: у кого ни спроси, про что эсперимент Милгрэма -- "про обидиенс". Вот и Вики про это же пишет - про подчинение авторитету.

Четвёртая фраза и впрямь самая провоцирующая. Но ведь она же и единственная, которая является прямым приказом. Но про непрямые воздействия я конечно тоже согласна.

Reply

isya May 5 2012, 23:23:08 UTC
мне название кажется вполне хорошим первым приближением, честно говоря. если начать разбираться внимательнее - то, конечно, картина сложнее.
хотя, может быть, у меня фантазии просто не хватает? :) может быть, Вы придумаете какое-нибудь альтернативное короткое название, которое бы больше подошло? :) если получится - тогда это сразу покажет, что я неправ :)

Reply

frau_derrida May 7 2012, 18:53:41 UTC
гхм, ну по мне подчинение "идее науки" - это точно такое подчинение авторитету, как и подчинение конкретному мужику в белом халате, эту науку воплощающему.

Reply


ask_robert May 5 2012, 21:04:55 UTC
Огромным недостатком работ Милгрема, на мой взгляд, остается его сосредоточенность на изменении условий экспериментов без учета того, а на кем конкретно проводится эксперимент.

Кто, собственно, эти люди? Вот даже Вы, внимательно изучив экспериментальную часть (в таком объеме я еще не встречал описаний), все время пишете - 65%, 40%, 10% испытуемых. А кто они такие? Это ясно, что от условий эксперимента часть людей идет до конца, часть отказывается, но почему, собственно, эта часть отказалась, а другая - согласилась?

К тому же, преступления фашизма не заключались лишь в том, что они следовали преступным приказам из-за великой идеи. Они еще фотографии повешенных домой отправляли. Рисовались перед своими бюргершами на фоне расстрелянных партизан в точности как охотники на фоне убитых слонов. Эти люди на самом деле не считали врагов за людей как таковых. Это глубже, чем простая пропаганда и эксперименты Милгрема. А он ставит между ними знак равенства. И это вторая серьезнейшая ошибка Милгерма.

Reply

turtle_t May 5 2012, 22:17:51 UTC
Сам Милгрэм проводил этот эксперимент много раз, а после него другие его повторяли, в разных странах и обстоятельствах. Результаты везде были примерно одинкаковые. Ну, не 65%, так 60. Но больше половины ( ... )

Reply

reader59 May 5 2012, 22:47:03 UTC
"Приставание на улице" в общем случае репрезентативной выборки не дает, так что вопрос о чистоте эксперимента не снят.
Но вообще-то у Милграма про возможности самостоятельного мышления в экстремальной ситуации. Разговор с социологом столь же большим экстримом считать сложно, потому и предложенная параллель, мягко говоря, обсуждаема.
Интересно было бы сравнить ответы россиян с ответами аналогичных выборок в странах, серьезно отличающихся от России по уровню развития как вверх, так и вниз. В качестве гипотезы предположу, что отражаемые ответами национальные особенности мышления тут первичны, и что где-то должен быть качественный переход, отделяющий страны, способные к продуктивной организации общества, от печального большинства. И оч.интересно было бы посмотреть, с чем это коррелирует, - правда, результаты в этом вопросе могут быть уж вовсе неполиткорректны.

Reply

ask_robert May 6 2012, 07:11:14 UTC
Это все интересно, но из Вашего текста так и не последовал ответ на вопрос: почему, собственно, эта часть отказалась, а другая - согласилась ( ... )

Reply


Leave a comment

Up