или она с прекращением жизни тела исчезает, то, действительно, "смерть не имеет к нам никакого отношения" (Эпикур):
пока мы есть, ее ещё нет, а когда она наступает, то уже нет насполучается, что страх смерти обусловлен верой (пусть подсознательной) в то, что душа , если не бессмертна, то, во всяком случае, есть и не умирает вместе с телом
(
Read more... )
с самим этим различением я согласен. но теперь надо конкретизировать, что имеется в виду.
"формально-логическое" представлением о смерти--это понятии о ней, напр., как о разлучении души и тела.
здесь я становлюсь в позицию наблюдателя, рассматривающего два "объекта".
а "экзистенциально переживаемое"--это, напр., такое:
"Меня не будет, так что же будет? Ничего не будет. Так где же я буду,
когда меня не будет? Неужели смерть? Нет, не хочу"
http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0136.shtml
Вы согласны? или Вы имели в виду нечто иное?
Reply
Reply
поэтому отвечу "вслепую" (простите, если окажется невпопад).
разница между Э и ИИ в том, что один философ, а другой--нет.
вспомните описание смерти Сократа (в конце _Федона_).
разумеется, С.--не Э. (обстоятельства смерти кот. нам неизвестны). но общее--именно отсутствие страха (в отличие от ИИ).
причем, заметьте, С. допускает и ту возможность (что смерть--прекращение всего), на кот. настаивает Э.; но, тем не менее (в отличии от ИИ), не боится.
вопрос: почему это его не страшит?
Reply
Что касается Сократа, то что-то я не помню, чтобы в "Федоне" он признавал возможность прекращения всего (разве что в качестве условного допущения в ходе рассуждения). Но вот вопрос: всегда ли и во всем ли (и всякая ли) философская позиция делает человека более зрячим к истине? Разве мы не наблюдали в истории философии примеры, когда философы заморачивали себя абстрактными построениями? Конечно, для того, чтобы вести себя достойно в жизни, лучше не бояться смерти. Но опытные люди говорят, что не боятся на фронте только безумцы, мужество в том, чтобы страшиться и преодолевать страх. Не напоминает ли эпикурова логика фронтовые сто грамм перед атакой?
Reply
----------
такие контакты, как у ИИ, разумеется--самое обычное дело.
но мы же, надеюсь, не о статистике говорим.
т.е., не о том, "как бывает".
а о природе вещей.
и вот пример Сократа показывает, что такого рода "контакт со смертью", как у ИИ--вовсе не единственно возможный.
аналогия со "ста граммами" мне в этом случае кажется натянутой.
о том, что возмможность того, что со смертью всё прекращается, его не пугает, С. говорит в _Апологии_:
А рассудим-ка еще вот как - велика ли надежда, что смерть есть благо? Умереть, говоря по правде, значит одно из двух: или перестать быть чем бы то ни было, так что умерший не испытывает никакого ощущения от чего бы то ни было, или же это есть для души какой-то переход, переселение ее отсюда в другое место, если верить тому, что об этом говорят. И если бы это было отсутствием всякого ощущения, все равно что сон, когда спят так, что даже ничего не видят во сне, то ( ... )
Reply
Reply
-----------
т.е. Вы бы предпочли умирать "без анестезии", как ИИ?
или все же, как Сократ (буде у Вас возможность подготовить себя соотв. образом)?
Reply
Практический - как облегчить себе конец.
Философский - что это такое? Мне кажется, что, соглашаясь с тем, что философское дезавуирование смерти есть анестезия, Вы сдаете позиции.
Но у меня догадка по корневому вопросу Вашему: мы говорим об одном и том же.
Аналогия. Что значит сострадание? Переживание чужой боли. Аргумент а ля Эпикур здесь звучал бы так: как я могу страдать за другого - там, где он есть, нет меня, а на моем месте - его. Ваш ответ Эпикуру: моя дуща непространственна - она и здесь, и там. Мой ответ: его душа непространственна, она и там, и здесь.
Опрокидываем аналогию на смерть: душа в некотором роде вневременна, т.е. связна во времени. Я, говоря о сопереживании себе умершему (а это и есть вестники смерти, о которых я говорил), фактически, утверждаю посмертное существование души (иначе, чему сопереживать).
Фактически, я пришел к Вашему выводу.
Reply
---------
нет, я не это имел в виду. т.е. не какой конец Вам кажется более легким.
я имел в виду: какой конец Вам кажется более достойным.
---------
*соглашаясь с тем, что философское дезавуирование смерти есть анестезия, Вы сдаете позиции.
--------
почему же? "анестезия"--интригующая метафора, но ее аксиологические импликации в этом контексте не очевидны.
напр., хирургической операции Вы считаете более достойным подвергаться без анестезии?
если так, то почему?
--------------
*душа в некотором роде вневременна
---------
ну, да. т.е. не умирает вместе с телом. действительно, Вы пришли к моему выводу (как пишете ниже). хотя и "окольным" путем :>)
Reply
Reply
т.е., грубо говоря: допустим, Вы правы, и философия как "подготовка с смерти" (как она исполнена Сократом)--это род "анестезии".
отсюда следует, что такая практика ущербна?
или что?
(2) тоже не вполне понял. мне казалось, мы выяснили, что Эпикур в сжатом виде формулирует то воззрение, на основывался Сократ.
поэтому вопрос теперь уже стоИт не о том, что мы отвечаем Э., а о том, что мы отвечаем Сократу.
т.е., если Вы считаете это воззрение ложным, то и отношение Сократа к смерти Вам кажется ложным? или нет?
Reply
отсюда следует, что такая практика ущербна?
или что?
отношение Сократа к смерти Вам кажется ложным? или нет?
-------------
Философия есть подготовка к смерти, как я всегда понимал, это незабвение о смерти, неотвлечение от нее. Анестезия, даже философская, это род отвлечения, ухода в нечувствие (букв. смысл). Это годится как временный прием, как отдых в трудной работе. Но в ключевой момент... иожно, пожалуй, прибегнуть к облегчению физических страданий, чтобы сохранить более важное - ясность сознания, но тешить себя умственной анестезией? Что-то не то. Что качается Сократа, то я все-таки думаю, что плодом его "подготовки к смерти" было то, что и мы с Вами считаем правдой - неисчезновение души. А также достойная лучшего посмертия жизнь. А то, что Вы мне из "Апологии" напомнили, - это, по-моему, так, на публику.
Reply
т.е. Иван Ильич с его т.зр. "не прав".
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment