или она с прекращением жизни тела исчезает, то, действительно, "смерть не имеет к нам никакого отношения" (Эпикур):
пока мы есть, ее ещё нет, а когда она наступает, то уже нет насполучается, что страх смерти обусловлен верой (пусть подсознательной) в то, что душа , если не бессмертна, то, во всяком случае, есть и не умирает вместе с телом
(
Read more... )
с самим этим различением я согласен. но теперь надо конкретизировать, что имеется в виду.
"формально-логическое" представлением о смерти--это понятии о ней, напр., как о разлучении души и тела.
здесь я становлюсь в позицию наблюдателя, рассматривающего два "объекта".
а "экзистенциально переживаемое"--это, напр., такое:
"Меня не будет, так что же будет? Ничего не будет. Так где же я буду,
когда меня не будет? Неужели смерть? Нет, не хочу"
http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0136.shtml
Вы согласны? или Вы имели в виду нечто иное?
Reply
** почему источником сведения о смерти являются состояния неверия, я не понял
----
Мы не можем бояться условно. Должны верить в то, чего боимся, иначе это игра. У человека, который уже пришел к убеждению, что душа не умирает, ушло и чувство наступающего конца (это и есть единственное доступное знание о смерти), но представление о нем он может получить в минуты потери веры. Так вот по моему представлению в состоянии неверия он именно-таки страшится, а не наоборот, как утверждаете вы трое - Вы с Сократом и Эпикуром.
Reply
----------
но ведь почти все традиционные религии, верящие в посмертное существование, верят и в возможность загробных мучений.
или Вы считаете, что боязнь их не попадает под категорию "страха смерти"?
------------
*Не могу я как Вы сказать, что понял и не принимаю.
---------
но Вы же сами это дальше прекрасно объясняете.
если я правильно понял, Вы считаете, что именно знание того, что Вы проснетесь, делает засыпание нестрашным.
тезис вполне внятный. но для меня не убедительный, т.к. в моем опыте засыпания знание о том, что я проснусь, никак не задействовано. т.е. в моем сознании его нет.
Вы, конечно, можете возразить, что это знание во мне есть подсознательно, и на подсознательном уровне определяет мое эмоциональое состояние.
однако проверить эту гипотезу невозможно. и в этом ее слабость.
Reply
---------
добавьте четвертого: Шекспира.
устами Гамлета он говорит, что страшит неизвестность как таковая, а вовсе не бесконечная продолжительность её.
Reply
Reply
** Не согласен.
-----------
что Вы несогласны, я уже понял.
а вот как предлагаете удостовериться в истинности тезиса, что нестрашным засыпание делает именно знание того, что вы проснетесь, не понял.
для меня это вовсе не самоочевидно.
могу только повторить, почему.
боимся мы состояний нежелательных, причем именно в силу их нежелательности (а не почему либо ещё).
но нежелательность определеятся, в первую очередь, характером состояния, а не длительностью .
разумеется, если само состояние нежелательное, то перспектива длительного в нем пребывания эту нежелательность усугубляет.
но если само состояние никаких негативных эмоций не вызывает, то непонятно, как сама по себе перспектива длительного пребывания в нем длите может вызвать страх.
Reply
Подумаю.
Reply
Reply
а в случае смерти--то же самое, только дольше.
разве нет?
Reply
Reply
----------
это не "паника", а чувство страха.
--------------
*Логика Тугодума такова: есть страшное - есть страх, нет страшного - нет страха.
------------
не совсем так. моя логика такова:
есть нежелательное, кот. может произойти--возможен страх.
нет нежелательного, кот. может произойти--страх невозможен.
----------
*Я вижу ситуацию иначе. Ситуация посмертного небытия страшна, это - ее онтологическое свойство
*Знание и чувства, которые оно вызывает, вещи разные.
---------
я правильно понял, что для Вас "страшность"--такое же объективное свойство вещей, как форма, цвет, и т.п.?
иными словами:
нечто является или не является страшным совершенно безотносительно того, вызывает ли оно у кого-либо чувство страха (и вообще какое-либо чувство).
так?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Leave a comment