30 сентября утром в Южной Корее НЕ произошло трагедии. И поскольку никакой трагедии не произошло, мало кто обратил внимания на те события, что развернулись вокруг небольшого живописного острова Хондо, что находится у юго-восточного побережья Корейского полуострова. При этом эти события по своей канве на удивление напоминали трагическую историю с паромом «Севоль», которая вот уже несколько месяцев находится здесь в центре внимания.
Действительно, на первый взгляд события развивались удивительно похожим образом. Рано утром прогулочный корабль Бакхансы (바캉스호) со 110 пассажирами и членами экипажа отправился в плавание вокруг острова Хондо - обычная часть тура по острову, к самым примечательным местам которого с суши просто не подобраться (я там был когда-то, и на таком кораблике плавал). Корабль этот, как и злополучный паром «Севоль», находился уже в весьма преклонном возрасте (27 лет) и был недавно куплен в Японии. Как и в случае с паромом «Севоль», у штурвала находился недавно поступивший на работу капитан, человек не первой молодости, который скорее думал о пенсии, а не о карьере. По невыясненным причинам корабль отклонился от курса, вошёл в закрытый для навигации участок акватории и там около 9 часов утра оперативно напоролся на подводную скалу, которыми изобилует округа острова. Пробоина в районе машинного отделения, и корабль начал тонуть.
Однако вот с этого момента события стали развиваться совсем иначе, чем на пароме «Севоль».
Члены команды стали активно помогали пассажирам (в основном ачужмкам, то есть тётенькам, несколько старше среднего возраста - туры на Хондо особенно популярны у этой категории) одеть спасительные жилеты и подниматься на относительно безопасную верхнюю палубу. Был немедленно подан сигнал бедствия, и в 9 часов 14 минут в расположенном неподалеку рыбачьем порту острова Хондо включили сирены. В течение 3-4 минут немедленно к месту происшествия отправилось десять быстроходных катеров - по большей части это были корабли местных жителей. Через несколько минут в море вышло ещё несколько прогулочных и рыбацких судов, находившихся в порту.
Дальнейшие действия развёртывались в соответствии с разработанным еще в середине 1980-х годов и регулярно обновляемым планом спасательных работ. План этот был создан после того, как около острова затонул пассажирский паром. С тех пор на острове Хондо один-два раза в год проводятся учения спасателей, причем решающую роль в этом играют не профессиональные спасательные службы, а местные жители.
Примерно через 10 минут после подачи сигнала бедствия первые корабли подошли к тонущему судну. Вскоре к быстроходным катерам присоединились корабли покрупнее, которые и приступили к эвакуации пассажиров. В результате когда к 9 часам 46 минутам, когда к месту происшествия подошел сторожевик южнокорейских пограничников, эвакуация была уже закончена, и никто не пострадал.
Эпизод этот заставляет задуматься о двух обстоятельствах. С одной стороны, он ещё раз напоминает о том, что «авось» свойственен корейцам ничуть не меньше, чем россиянам. Потерпевшему бедствие кораблю было 27 лет, у штурвала стоял человек, не слишком знакомый с местными условиями навигации, да и погода была такая, что выход в море лучше было бы отложить (волнение и сильный ветер - на которые сейчас экипаж и возлагает вину, снесло, мол, в опасную зону).
С другой стороны, происшествие заставляет задуматься об одном обстоятельстве - о парадоксе, связанном с работой всяческих спасательных и аварийных служб, равно как и прочих силовиков. Когда они делают свое дело четко и профессионально (и зачастую с немалым риском для собственной жизни) на их действие мало кто обращает внимание. В данном, случае, например сообщение о НЕ случившейся трагедии в корейской прессе оказались далеко не на первой полосе.
При этом надо понимать, что спасатели, в основном - добровольцы из местных рыбаков - которые на моторных лодках с максимальной скоростью рвались к тонущему кораблю по весьма неспокойному морю, немало рисковали своей жизнью. Однако их усилия и риск не привлекли особое внимание читающей публики, так как эта публика посчитала, что эти люди поступили так, как они должны были поступить. Ещё меньше внимание привлекли действия команды корабля. Показательно, что в публикациях, которые я видел, даже имена организаторов молниеносной спасательной операции не названы.
Что же, наверное так устроен мир, и расстраиваться по этому поводу не следует. И тем не менее некоторое грустное ощущение лёгкой несправедливости остается. Когда спасатели работают, на их труд мало кто обращает внимание. Впрочем, это относится и к другим экстремальным специальностям: пожарным, полицейским, даже врачам. Внимание привлекают их ошибки, хотя эти ошибки могут случаться достаточно редко.