2007 год. Путешествие из Петербурга в Москву на т/х "А.Радищев" День пятый - Горицы. 06.06.2007

Jun 05, 2013 22:10

Утро, тихое безмолвие - мы выходим из Белого озера. И среди этого спокойствия и умиления ещё одна боль - Рождественская церковь Крохинского погоста у истока Шексны из Белого озера.




В 1788 году на левом берегу была построена каменная двухэтажная с колокольнею церковь Рождества Христова. В нижнем этаже был зимний храм, а в верхнем двухсветном - летняя церковь. Церковь имела 3 придела - Рождества Христова, Никольский и ПетроПавловский.
В начале 60-х годов XX века Крохино, Каргулино и другие поселения Белозерского района попали в зону затопления при создании глубоководного Волго-Балтийского водного пути. Уровень воды в Белом озере поднялся, обеспечив гарантийную глубину для прохождения судов, а под воду ушли древние села и целая жизнь... Рождественская церковь оказалась в воде и началось её разрушение.



Церкви на Белом озере Вологодской области - как айсберги. Их большая часть скрыта под водой. Каждый турист, проплывающий мимо на теплоходе, может стать последним, кто видит эти исчезающие святыни.
Меня Христорождественская церковь всегда завораживала, обреченная но стойкая. Видно, как безжалостное время и как стихия и непогода убивают церковь. Так не хочется, чтобы через несколько лет добавилась фотография с холмиком из обломков.



С 2010 года силами энтузиастов и паломников начато восстановление церкви. Проводятся работы по расчистке территории храма и укрепляется берег вокруг. об этом можно подробнее посмотреть на сайте http://krokhino.ru/ и в ЖЖ krokhino_cerkov



После прохождения церкви долго разговаривали с методистом теплохода Андреем Степанишиным. Он делился своими впечатлениями, мы показывали ему свои фотографии, на которых он смотрел, что ещё разрушилось по сравнению с прошлым годом. Вот ведь парадокс - он на теплоходе больше всех знает о тех местах, где проходит теплоход, а вот воочию увидеть не всегда получается. В тот момент, когда мы проходим мимо того или иного места он вынужден находится в радиорубке и вещать нам об этом месте. Андрей, помимо своих ежедневных вещаний, постоянно общался с туристами, за что ему большое спасибо. Он прекрасный, очень приятный в общении человек.  Свои познания о маршруте Москва - Санкт-Петербург он подробно изложил в своём путеводителе "В град Петров дорогой мечты". Именно его он и подписывает:)



Ну а мы продолжаем свой путь по Волго-Балтийскому каналу, который протянулся на 367 км от устья Вытегры до Рыбинского водохранилища и включает в себя Белое озеро, Ковжу, Шекснинское водохранилище, Вытегру и водораздельный канал. Нередко смешиваются понятия Волго-Балтийского канала (Волго-Балт) и Волго-Балтийского водного пути, однако Волго-Балт является лишь одной из составляющих указанного водного пути, который, в свою очередь, имеет протяженность порядка 1 100 километров и представляет собой сложную систему рек, озер и каналов, соединяющих Волгу с Балтийским морем.







Мы делаем стоянку в Горицах, пересаживаемся на автобусы и едем в город Кириллов, на окраине которого на берегу Сиверского озера расположен самый большой монастырь русского Севера - Кирилло-Белозерский монастырь.



Основатель одного из самых крупных северных монастырей, преподобный Кирилл, прозванный Белозерским, происходил из знатного московского боярского рода Вельяминовых. Будучи архимандритом московского Симонова монастыря, он отказался от относительно легкой жизни в Москве, и в возрасте 60 лет отбыл на север, где в 1397 году вместе с иноком Московского Симонова монастыря Ферапонтом основал новую обитель.
Духовное влияние преподобного Кирилла и основанной им обители простиралось далеко за пределами Белозерского края. Непосредственно самим Кириллом были пострижены в монашество Савватий - основатель знаменитого Соловецкого монастыря на Белом море и Мартиниан - устроитель Ферапонтова монастыря принявший бразды правления обителью после отзыва преподобного Ферапонта князем Андреем Можайским для организации другого монастыря. В самой обители Кирилл установил очень строгие правила, которым должны были беспрекословно подчиняться все насельники монастыря, а все недовольные немедленно изгонялись. Кирилл наладил жизнь и работу монастыря таким образом, что даже после его смерти в 1427 году (в возрасте 90 лет!), монастырь продолжал богатеть и укреплять свое влияние. К началу XVII века Кирилло-Белозерская обитель состояла из двух монастырей: Успенского и Иоанновского. Стоявшие рядом монастыри были обнесены каменными стенами с восемью башнями. Внутри стен располагались девять каменных церквей, колокольня и различные хозяйственные постройки.



Краткая история монастыря в датах:

1397 - основание монастыря монахом Кириллом, пришедшим из Москвы;
1447 - посещение монастыря Василием Темным;
1528 - приход на богомолье Василия III со своей женой Еленой Глинской;
1557 - большой пожар уничтожает большинство построек;
1584 - в монахи монастыря, незадолго до своей смерти, постригается Иван Грозный;
1600 - закончена постройка первой каменной крепостной ограды;
1601 - монастырю принадлежат 3 волости, 1 слобода, 51 село, 880 деревень;
1612-1618 - оборона от польских войск;
1654-1680 - строительство второго каменного кольца укреплений - "Нового Города";
1676-1681 - пребывание опального патриарха Никона в заточении;
1722 - приезд Петра I;
1740 - монастырь является собственником 21 тысячи крестьян из 16 уездов;
1764 - указом Екатерины II "О штатах" монастырь лишается своих крестьян и угодий;
1776 - из подмонастырской слободы образуется город Кириллов;
1777 - в крепостной стене монастыря размещается городская и уездная тюрьма;
1924 - закрытие монастыря и открытие на его территории музея.
В комплекс Кирилло-Белозерского монастыря входят ансамбли Большого Успенского и Ивановского монастырей («Старый город»), «Нового города» и территория несохранившейся крепости Острог между ними.



Ограждённая территория "Нового города", Я не буду перечислять название башен, просто представьте по этим фрагментам крепостной стены и башням всю мощь монастыря.



Проходим через Святые ворота (1523г.) с надвратной церковью Иоанна Лествичника (1572г.)



Под ногами мостовая из надгробных плит, ведущая от притвора Успенского собора к входу в церковь Кирилла - шокирующее впечатление. Не хочется наступать. Не понимаю, почему до сих пор не убрали это надругательство над памятью давно умерших. Ведь можно выкопать и установить надгробия, как полагается, тем более, что на территории монастыря достаточно свободного места, а дороги вымостить камнем, либо просто заасфальтировать.



Больничная церковь Евфимия Великого (1646г.) - это небольшой больничный храм на территории Большого Успенского монастыря, в южной его части. Рядом находятся Большие больничные палаты.



Через Святые врата выходим на берег Сиверского озера.



Говорят, что вода в Сиверском озере святая, поэтому каждый старается если не окунутся, то хотя бы омыться водой из озера.



Водяные ворота с летней надвратной церковью Преображения Господня (1595 год) являются одним из самых запоминающихся архитектурных объектов при посещении Кирилло-Белозерского монастыря, особенно в летнее время, когда ворота открыты и можно с территории музея-заповедника выйти непосредственно к Сиверскому озеру.



Ансамбль церквей Кирилло-Белозёрского монастыря: центральное место у Успенского собора (1497 г.) - одного из первых каменных построек в Белозерье. Успенский собор окружён церквями-приделами равноапостольного великого князя Владимира(1554г.), епископа Епифания Кипрского(1645г.), игумена Кирилла Белозерского(1785 (1585)гг.). Рядои отдельно стоящая Колокольня (1757-1761 гг.). С юга к ней примыкает Церковь Архангела Гавриила (1531-34 гг.), с севера - Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1519 г) с трапезной палатой. Под колокольней проходит дорога от Водяных ворот под надвратной церковью Преображения Господня к Успенскому собору.



Успенский собор с церквями-приделами, с другого ракурса.



Каменные сени над крестом, отмечающим место первой кельи преподробных игумена Кирилла и Ферапонта Белоезерских. Это уже территория Ивановского монастыря.



Церковь Иоанна Предтечи (1531-34гг). Построена на вклад Великого московского князя Василия III.



А это крыльцо стояло безхозно, видимо впоследствии оно украсит вход какого-нибудь древнего строения. А может быть это будет небольшая часовенька, время покажет.



Церковь Сергия Радонежского (1560г) с трапезной палатой 91592г) на территории Ивановского монастыря.



Деревянная церковь Ризоположения (1485г.) из села Бородава, перенесённая на территорию "Нового города" Кирилло-Белозерского монастыря у северной стены Ивановского монастыря - самый старый точно датированный сохранившийся памятник русского деревянного зодчества. Вероятно более древний, чем бородавский храм, - церковь Воскрешения Лазаря Муромского, построенная на северо-восточном берегу Онежского озера, перенесённая в 1959 году в Кижи, сооружённая, как ранее считалось, в конце XIV века, однако исчерпывающие доказательства её возраста отсутствуют.



Ветряная мельница из деревни Щёлково (19 век)



На крепостной стене - целый проспект, можно представить мощь оградительных сооружений.



С крепостной стены открывается изумительный вид на Глухую (Котельную, Воскобойную) башня и на территорию Ивановского монастыря.



Так же вид с крепостной стены на Церковь Сергия Радонежского (1560г.) с трапезной палатой (1594г.) и за ней Церковь Иоанна Предтечи, всё это Ивановский монастырь



Интересный монастырь, с интересной историей, здесь сплетались и судьбы и интриги и горе и радость. И всё с именем Господа нашего. Я положительно отношусь к тому, что музеи помогли нам сохранить многие храмы и монастыри, но мне всё же хочется, чтобы храм Божий был храмом, а не музеем, чтобы в него приходили помолиться, пообщаться с Богом, чтобы праздно шатающиеся не оскверняли его своим присутствием вольно или невольно. С такими схожими чувствами я покидала все подобные "музеи", и Кирилло-Белозёрский монастырь не стал исключением.



А мы опять летели на автобусе по бескрайним просторам Белозерья.



Времени на посещение Горицкого Воскресенского Девичьего монастыря у нас уже не оставалось, значит нам суждено ещё сюда вернуться. Мы отплывали, а голос Андрея Степанишина вещал нам удивительную историю монастыря.



Основанный в 1544 году, монастырь сыскал славу обители опальных девиц. В него ссылались неугодные царственные особы.  В 1563 году после доноса Ефросинья Старицкая, урожденная княжна Хованская, была насильно пострижена в монахини под именем Евдокии и отправлена в основанный ею монастырь. Произошло это оттого, что боярская оппозиция предпочитала видеть на троне вместо Ивана Грозного его двоюродного брата Владимира, человека безвольного, мать которого, княгиню  Ефросинью Старицкую, женщину властную, стойкую непокорную, сильную Иван Грозный считал своим главным противником. Вместе с ней в монастыре под именем Александра жила Иулиания Дмитриевна, урожденная княгиня Полоцкая, жена князя углицкого Юрия Васильевича, родного брата царя Ивана Васильевича (Ивана Грозного).
В 1569 году вслед за расправой со Старицкими была убита и Ефросинья с сопровождавшими её монахинями и слугами. Согласно горицкой рукописи, опричники утопили в Шексне четырёх женщин: инокинь Евдокию, Марию, Александру и игуменью Анну. Тело Евдокии было погребено в Горицком монастыре, а после её канонизации останки стали почитаться как святые мощи. В  1575 году Иван Грозный заключил в монастырь под именем Дарья свою четвёртую жену Анну Алексеевну Колтовскую, которая часть своего более чем пятидесятилетнего монашества провела в Горицах. Вместе с ней жила здесь невестка Грозного - вторая жена его сына Иоанна - Пелагея Михайловна ( Параскева). Уже после смерти Ивана Грозного в 1591 году после убийства царевича Дмитрия, мать его, Мария Нагая, восьмая жена Ивана Грозного была сослана Борисом Годуновым в Николовыксинскую пустынь, а затем в Горицкий монастырь под именем Марфа. В память об убитом сыне она возвела придел при Воскресенском соборе. В 1606 году Лжедмитрий приказал умертвить всю семью Годуновых, а нод красавицей царевной Ксенией Годуновой, дочерью Бориса Годунова, надругался и выслал её в Горицкий монастырь , где она была пострижена под именем Ольга. В 1739 году в монастырь была насильно привезена молодая знатная девушка. По мнению некоторых историков это была Екатерина Долгорукая, несостоявшаяся жена императора Петра II. Из стариц, принадлежавших к именитым родам, примечательны инокиня Агафья Кайбулина (урожденная Шереметева) - жена царевича Михаила Кайбулича, кн. Ирина Мстиславская, невеста царя Феодора Иоанновича, кн. Анна Голицина, кн. Анна Трубецкая, кн. Мария Воротынская, кн. Дарья Силкова, кн. Марфа Полева и многие другие.



Долго ещё мы видели на горизонте возвышающуюся колокольню, Воскресенский собор (в лесах) и рядом с ним Троицкий собор. А на самом берегу приходскую церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.



Река Шексна в теле Шекснинского водохранилища несла свои воды, остались позади и монастырь и гора Маура.



По берегам то и дело проплывали Вологодские волости. Вот она, русская глубинка, овеянная былями и легендами.



Погода решила добавить своих впечатлений. Мы убегали, но тучи не сдавались и продолжали с нами соперничать.







А на Солнечной палубе вовсю шла подготовка к празднованию Дня Нептуна.



Ну а какой-же Нептун без воды и без стихии.



Мост оказался границей разгула стихии.



Дождь нас всё-таки нагнал.



Ливануло так, что всех туристов быстренько смыло в конференц-зал.



Но не смотря на дождь, было тепло и весело.



И очень красиво.



Местами голубое небо,



а местами свинцовые тучи.



Так мы и встретили закат.



Круиз на теплоходе "А. Радищев" Из Петербурга в Москву:
День первый: Санкт-Петербург
День второй: Валаам
День третий: Свирьстрой, Мандроги
День четвёртый: Кижи
День пятый: Горицы
День шестой: Мышкин, Углич
День седьмой: Канал им. Москвы

Горицы, Крохино, Круиз из Санкт-Петербурга в Москву 2007

Previous post Next post
Up