"Феноменология духа", отношение между верой и чистым здравомыслием. Снова достаточно понятный и весьма своевременный фрагмент. (Вообще очень, очень своевременная книга, товарищи: не хуже "Капитала" Маркса! :)). Гегель подчеркивает, что здесь речь идет именно о "вере мира образованности", а не о религии в себе и для себя (т.е. православии :)) (с.
(
Read more... )
Comments 16
"Чтобы верить, нужно решить верить" ... "Вера сама полагает свой предмет и вполне сознает это обстоятельство, она активна и сознательна."
К сожалению, из поста остается непонятным отношение автора (Гегеля) к такой активной вере - это с его точки зрения "истинная" вера или вера уже зараженная просвещением. Получается что вроде второе. Вышеприведенные цитаты я вообще могу понять только так, что вера создает свой предмет ( ... )
Reply
Reply
Всегда пожалуйста. Рад, что получилось доходчиво.
Мне казалось, что само понятие веры таково, что можно именно лишь найти себя верующим и никак иначе.
Возможно, это кажется потому, что разные формы религиозного сознания сосуществуют друг с другом. Не бывает же, чтобы человек только верил, но не испытывал благоговения (которое, по Гегелю, свойственно "несчастному сознанию"), не связывал веру с моралью и т.д. В "Феноменологии..." же разные формы рассмотрены последовательно, каждая на своем месте.
К сожалению, из поста остается непонятным отношение автора (Гегеля) к такой активной вере - это с его точки зрения "истинная" вера или вера уже зараженная просвещением.Это просто общее определение веры, независимо от ее зараженности или незараженности. Но надо подчеркнуть, что Гегель четко ограничивает значение этого термина, опираясь притом на господствующее состояние мысли в определенный исторический период - "эпоху образованности". В ( ... )
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Чистое Я - это ведь не что-то внешнее, во что можно было бы верить - это мой собственный опыт, опыт самосознания. Но для веры в абсолютную сущность он не нужен, т.к. перед этой верой не стоит вопрос о своем собственном существовании. Субъект веры существует именно в акте веры, как и картезианский сомневающийся субъект: "верю" - это же акт, сознательное действие, т.е. безусловно существующее.
Если абсолютная сущность - "вымысел", то и чистое "я" - тоже "вымысел"
Оно не вымысел, конечно, а реальный опыт. Приведенный фрагмент - это чисто полемическое доказательство от противного. Чистое Я ведь тоже некий интеллектуальный, внутренний опыт - поэтому формально и его можно назвать "выдумкой". Кроме того, оно ведь существует только исчезающим образом, как процесс, но не как устойчивый результат. А вот вера - устойчивое отношение. Поэтому когда Просвещение заявляет, что предмет веры "выдумка", то оно перекладывает, так сказать, с больной головы на здоровую :)
А что это за основания? ( ... )
Reply
Reply
Это же Вы выше противопоставили "веру в истину" и "фальсификацию гипотез" - так что это возражение скорее относится к Вам.
На мой взгляд, наука строится именно на допущениях, и ей "неинтересно", соответствуют ли они
Ну, у меня взгляд другой. Да и среди коллег точка зрения о том, что "соответствие" весьма важно, скорее преобладает.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment