Почему дательный?

Nov 11, 2013 11:28

Оригинал взят у nikaan в post
2. И в Символе Веры (я знаю почему он символ, а вы?), ... Творца... видимым же всем и невидимым. Забавна структура предложения: творца кому? - всем. Каким всем? - видимым и невидимым. Что странно - так это творительный падеж здесь (небу, земли, всем). На греческом там родительный, конечно - кого-чего. Неясно, что хотели ( Read more... )

флуд и троллинг, hermeneutica sacra

Leave a comment

Comments 5

(The comment has been removed)

trombicula November 11 2013, 08:09:23 UTC
Вопрос в том, почему генитив было не перевести генитивом же. Possessivus же его основная функция, и в ЦСЛ она есть. Зачем переходить на дательный?

Reply


multifidum November 11 2013, 08:39:12 UTC
В русле Вашей мысли лучше даже брать не "брат", а "отец". "Отец чей" и "отец кому" - равнозаконные вопросы даже в современном русском, равно как и ответы "отец мой" и 'отец мне". Аналогия могла бы быть даже на уровне отождествления понятий отец-творец.

Правда, откуда тогда взялись стада скотом - совершенно непонятно. И о переводе каких латинских текстов говорит тот пример? Ветхий завет переводился разве не с греческого?

А я не знаю, отчего он символ - объясните?

Reply

trombicula November 11 2013, 09:01:17 UTC
Аналогия могла бы быть даже на уровне отождествления понятий отец-творец.
...
Правда, откуда тогда взялись стада скотом - совершенно непонятно.

В ЦСЛ дательный притяжательный использовался шире - далеко не только для родства. В русском это скорее рудимент.

И о переводе каких латинских текстов говорит тот пример? Ветхий завет переводился разве не с греческого?

Там по ссылке подробно расписано: речь о Геннадиевской Библии, которая частично переводилась с латинского, частично - с греческого. Символ Веры переводился с греческого.

А я не знаю, отчего он символ - объясните?

Символ в первичном смысле - это средство опознания: глиняная табличка разламывалась пополам, каждая из сторон уносила свою половину; при опознании половинки складывали, чтобы убедиться, совпадает ли линия разлома. При крещении произнесение крещаемым исповедания веры является ритуальным "Возвращением Символа", по которому присутствующие члены Церкви могут убедиться, что он "свой", т.е. что его вера совпадает с верой Церкви.

Reply

multifidum November 11 2013, 10:28:04 UTC
Да, кстати, а стада скотом - это ведь творительный, а не дательный! Творец невидимым - точно дательный, стада скотом - творительный. И это - явно латинский субстрат чувствуется, так как там творительный вовсю используется при описании качеств - в латинских диагнозах растений, например - сплошь seminibus bicoloribus.

Reply

trombicula November 11 2013, 10:34:49 UTC
Нет, это дательный. Таблицы склонений, например, можно здесь посмотреть: http://www.mpda.ru/data/311/629/1234/Konspekt%20po%20CSL.pdf

Reply


Leave a comment

Up