Недавно я наконец-то расставил книги на полках в своем временном офисе. Одна из них упала и открылась вот на этой странице:
✷ Поль Дирак, Владимир Фок, Федерик Жолио-Кюри
✷ Георгий Гамов, Матвей Бронштейн (расстрелян в 1938г), Яков Френкель
“Наброски сделаны на Первой всесоюзной конференции по атомному ядру в Ленинграде, 1933 г. Художник Н. А. Мамонтов,” - гласила подпись.
“Рисунки явно профессиональные. Почему же я никогда ничего не слышал об этом художнике?” - подумал я.
Как известно, гугл знает все. Но в данном случае это “все” оказалось весьма скудным. Короткая заметка в википедии и еще несколько упоминаний не добавляющих ничего нового. Мне удалось найти всего три фрагмента его работ в относительно хорошем разрешении:
✷ Девушка и разбойник, 1950
✷ Пираты, 1948
✷ Пигмалион и Галатея, 1960
Зацепился я за то, что Николай Мамонтов учился у Елены Коровай в Барнауле, умер в 1964 году, и его первая выставка в Москве состоялась только в 2008. Про Елену Коровай, тоже почти забытую, и тоже обнаруженную мной случайно, я уже писал:
✷
http://traveller2.livejournal.com/362552.html “Понятно,- подумал я, - провинциальных художников в России не жаловали. Но ведь был же он в 1933 году в Ленинграде? Как сложилась его судьба?”
Итак, вот то немногое, что я узнал. Может быть, кто нибудь знает больше?
Николай Андреевич Мамонтов родился в 1898 в Омске. В 1910-х годах его семья переехала в Барнаул, где в 1917 -1920 годах он занимался в студии Елены Коровай. В 1921 году, вдохновленные лекциями и выставками Давида Бурлюка, Мамонтов и еще два художника организовали группу «Червонная тройка», объединившую молодых омичей, называвших себя футуристами. Ими было организовано три выставки. Тогдашняя сибирская пресса выделяла работы Мамонтова как виртуозные.
В 1923 году Мамонтов уехал в Узбекистан (как и Коровай!) а в 1924, в возрасте 26 лет, женился на дочери художника Д. К. Степанова (кто такой - не знаю) и вместе с его семьей уехал в Италию.
С 1926 по 1930 гг. Николай Мамонтов учился в Риме в академии известного неоклассициста Зигмунда Липиньского. Выставлялся в Риме (персонально и в составе объединения «Пламя») и в Триполи (Ливия тогда была итальянской колонией).
✷ Николай Мамонтов (в Риме?)
✷ Николай Мамонтов, Автопортрет, карандашный набросок.
В 1932 году один вернулся из Рима в Россию, оставив семью в Италии. Жил в Москве, работал реставратором, иллюстрировал книги. В 1934 году был арестован за антисоветские высказывания (еще не остыл после Италии, хе хе…).
Между этими двумя датами Мамонтов и посетил Ленинград. Сколько он там пробыл и как попал на Первую всесоюзную конференцию по атомному ядру - неизвестно. Примерно в это же время он съездил и в Омск, но не нашел там никого из своих старых друзей и вернулся в Москву.
Мамонтову повезло, что его арестовали рано, до убийства Кирова. Большой террор еще набрал обороты (вспомните “Дети Арбата”) и приговор был относительно мягким. На самом деле, ему повезло дважды. Отбывать наказание его отправили в Пятигорск, где он в основном оформлял санатории НКВД. В 1948 году умерла его вторая жена (в Москве он успел жениться). Мамонтов переехал к сестре в Саратов, где до конца жизни работал на кафедре архитектуры автодорожного института преподавателем черчения.
После смерти Мамонтова в 1964 году его работы рассеялись среди родственников, знакомых и соседей. Многие его картины спас от гибели саратовский художник Владимир Солянов. Позже он передал большую их часть Ирине Девятьяровой, биографу Мамонтова.
Мне удалось найти упоминания только о двух публикациях ему посвященных:
1) Девятьярова И. "Из ватаги омских озорников" (О друге юности художнике Николае Мамонтове), Сын Гипербореи. Книга о поэте. Омск, 1997;
2) Николай Мамонтов, «СНЫ ПИЛИГРИМА», Каталог «Выставочного зала в Толмачах» Государственной Третьяковской галереи, 2008.
Обе публикации мне недоступны.