Наше знакомство с Каргопольем вошло в определенный ритм. День в городе, день на поездку
по маленькой кругосветке, день в городе, день на
поездку в Кенозерье, опять день в городе и опять за город по не очень сложному маршруту. Все интересовавшие нас деревянные церкви расположены вдоль Пудожского тракта: Красная Ляга, Лядины, Масельга.
Рано утром в день поездки температура за окном опустилась ниже -20 градусов, и поскольку предполагалось, что почти все время мы проведем на природе (переезды между этими местами не очень длинные), пришлось надеть на себя всю одежду, взятую из Москвы. Получились два этаких кочанчика капусты (как в детской загадке). Отличие лишь в том, что все одежки были на застежках. Благодаря этому можно было никуда не спешить на морозе. Мы не рассчитывали, что впечатления от этой поездки смогут превзойти или сравниться с теми, что мы получили
в Кенозерье. Однако получилось именно так.
Сретенская церковь в Красной Ляге
Урочище Красная Ляга находится в 6 км от Пудожского тракта. Чтобы туда попасть, необходимо свернуть в деревне Ватамановская (Печниково) направо, и через 5-6 километров вы доедете до места. Этой зимой оттуда вывозили лес, поэтому дорога была более-менее накатанной, но довольно узкой и с колеями. Пару раз пришлось разъезжаться с лесовозами, для этого съезжали в полуметровый сугроб на обочину. Но все обошлось, машина большая, нигде не застряли.
Сретенская церковь в Красной Ляге
Сретенская церковь стоит среди чистого поля, которое постепенно зарастает молодыми сосенками. Когда-то здесь была деревня, построенная вокруг небольшого круглого озера («ляги»). Красной она, наверное, стала от слова красивая. История об этом умалчивает. В один момент озеро исчезло, так иногда бывает с карстовыми озерами. Через какое-то время исчезла и деревня. Ни рек, ни ручейков здесь нет, эти места еще называют «каргопольской сушью». Не стало воды, и люди были вынуждены перевезти свои дома в другие деревни. Возникает резонный вопрос: «Есть же колодцы?». А колодцы в этой части края, западнее Каргополя, очень и очень глубокие. Отличительной особенностью местных колодцев (фотографию можно посмотреть, например,
тут) являются большие воротные колеса, чтобы было легче доставать полное ведро с большой глубины. Внимательный турист обязательно обратит внимание на эту деталь. Наверное, в деревне вместе с озером в ту же воронку ушла и вода из колодцев.
Деревня исчезла, а церковь осталась. Ее построили в середине XVII века. Это большая и высокая церковь, увенчанная тонкой и изящной главкой, относится к «древнейшему типу восьмериковых шатровых церквей» (Г.Гунн). С западной и восточной сторон к ней примыкают два симметричных прируба: притвор и алтарь.
Алтарь имеет покрытие в виде «бочки», из которой вырастает такая же изящная главка. Притвор сейчас покрыт обычной двускатной крышей. До реставрации, которая была проведена в конце XIX века, над ним также было «бочковое» покрытие, о чем свидетельствуют старинные фотографии, которые можно посмотреть, например,
тут. На рубеже XIX-XX веков в церкви прорезали большие окна, стены снизу доверху обшили тесом, и украсили здание резьбой. По словам Г.Гунна «…прежде величавое сооружение превратили в затейливую игрушку».
Декор на Сретенской церкви в Красной Ляге
Еще не так давно можно было попасть внутрь церкви. Сейчас же входная дверь закрыта на замок.
В поисках интересной точки съемки пришлось облазить все сугробы, но не могу похвастаться, что мне удалось ее отыскать.
В поисках удачной точки съемки
По мере удаления от церкви, ее прирубы становятся все менее заметными. Перед взором остается лишь устремленный ввысь силуэт «восьмерика», крытого шатром.
Мы приехали сюда очень рано. Солнце только-только начало всходить. Неожиданно получилось, что мы встретили рассвет в чистом поле в компании друг друга и этой одинокой, величавой и красивой церкви.
Лядины
Село Лядины находится примерно в 15 км от деревни Печниково, дальше по Пудожскому тракту на запад от Каргополя, рядышком с д.Гавриловская. Когда-то, еще не так давно, в нем стоял ансамбль-«тройник». Но, к сожалению, до нас он не дожил. После реставрационных работ от ансамбля осталась только зимняя Богоявленская церковь, построенная в самом конце XVIII века. Летняя Покрово-Власьевская церковь, построенная в середине XVIII века, и шатровая колокольня 1820 года постройки, сгорели на Пасху, 5 мая 2013 года. Причиной пожара была молния, ударившая в церковь Покрова Богородицы,
громоотвод которой на время реставрационных работ был отсоединен (эту же версию нам подтвердила Елизавета Шевелева, искусствовед и продолжательница династии известных мастеров Каргопольской игрушки). Дальше загорелась колокольня. Так на Русском Севере на один ансамбль-«тройник» стало меньше. Во время пожара сильно почернела от дыма, но тем не менее не сгорела, только Богоявленская церковь.
После окончания реконструкции церковь обшили тесом и выкрасили в белый цвет. В солнечную морозную погоду на фоне яркого снега она смотрелась очаровательно и живописно со всех сторон. Ее двенадцать небольших главок, возвышающиеся над общим объемом и алтарной частью церкви, завершали картинность образа. Этакая готовая открытка, но неживая. Кладбище, возле которого стоит церковь, по понятным причинам тоже не могло добавить жизни.
Кладбище возле Богоявленской церкви
Впрочем, заснеженная волейбольная площадка с обвисшей сеткой, расположенная в нескольких метрах от кладбища, вкупе с одинокой фигурой, на мой взгляд, вдохнули в этот образ немного жизни.
Наше знакомство с селом Лядины началось не совсем так, как мы его себе представляли, а именно, с общения с местным жителем. Мы достаточно медленно ехали через село, рассматривая через окно автомобиля местные домики, когда впереди увидели довольно молодого, одетого явно не погоде, идущего по замысловатой траектории, которую сложно было рассчитать, человека. Он нес сумку и пакет с квашеной капустой, который периодически выпадал из рук. В первый момент возникла мысль, что может, ну его к лешему, оставим машину прямо в том месте, где его только заприметили. Но может человек, заслышав звук автомобиля, мобилизовал последние силы, а может, морозный воздух, наконец, его немного протрезвил, но походка вдруг стала более уверенной и более предсказуемой. Воспользовавшись этим видимым кратковременным улучшением координации движений, мы обогнали его и метров через 200 остановились за поворотом в надежде, что наши пути не пересекутся.
Но не тут-то было. Пока мы копались внутри автомобиля, молодой человек поравнялся с нами и постучал в окно. Для меня подобные моменты всегда в тягость, потому что суть всех предварительных разговоров, которые непременно последуют, сведется к выклянчиванию денег на шкалик. А денег я алкоголикам принципиально не даю и стараюсь подобные разговоры пресекать на корню, просто их игнорируя. Но то ли безмятежное выражение лица, на котором появилась беззубая улыбка, то ли еще что-то, в общем, вступил я с ним в немногословный диалог.
- Как тебя звать-то? - первым поинтересовался я.
- Паха, - гордо ответил молодой человек.
- Не замерз? Может подбросить до дома? - спросил я, глядя на его посиневшее лицо, понимая, что везти тут особо и некуда. Но диалог уже завязался.
- Не, я вон там живу…
И он рукой неопределенно показал на стоящие в некотором отдалении дома.
- Мы, люди северные, привычны к таким морозам. Я зимой в проруби купаюсь. А вы откуда? - перехватил он у меня инициативу.
- Из Москвы, путешествуем. Работаешь где-нибудь? - почему-то спросил я. Наверное, вспомнил, как хозяйка нашей квартиры в Каргополе сетовала, что ее дочь, зубной техник, не могла найти работу в городе и уехала работать в Онегу.
- С вахты вернулся, работы нет у нас… Вот, ездить приходится в другие города… А что вы приехали смотреть к нам, что интересует-то?
- Ну как, мы путешествуем, в Каргополе - каменные соборы, теперь ездим, смотрим на деревянные церкви, часовни… Вот к вам в Лядины приехали.
- А, ансаааммббль… - то ли глубокомысленно, то ли иронично произнес Паха, - а хотите я вам экскурсию проведу?
Этого вот нам только не хватало. Сближаться с местными алкоголиками (в душе-то он наверняка хороший человек) не входило в наши сегодняшние планы 🙂. Тем не менее чувствовалось, что он твердо решил получить заветную сумму на опохмел, но не спешил впрямую об этом заговаривать. Дальше в процессе нашего разговора Паха посетовал на то, что мы, московские жители, да и вообще больших городов, какие-то неулыбчивые, суровые и закрытые. И слова-то из нас клешнями надо вынимать. То ли дело они, местные. При этом его трясло все сильнее, и я уже готов был отдать ему свою куртку, лишь бы окончательно не угробить на морозе его здоровье этой довольно уже продолжительной и бессмысленной болтовней.
- Чего трясет-то? Совсем окоченел, давай все-таки подвезу последние сто метров, - повторил я свое предложение.
- Не, мне не холодно. Это бодУн. Опохмелюсь, и все пройдет. Не поможешь ли? - наконец-то прозвучал заветный вопрос.
Договорившись о сумме добровольного пожертвования на поддержание его здоровья и пожелав друг другу хорошего дня, мы расстались лучшими друзьями. Он бодро направился в сторону домов, ну а мы наконец отправились осматривать оставшуюся в одиночестве после пожара церковь.
Во время прогулки за нами зорко следили три пары глаз и шесть пар лап местных трезоров. Чтобы мы не отклонялись от намеченного маршрута, они, соблюдая должную дистанцию, нас непрерывно сопровождали. Правда, иногда вдруг резко убегали по своим делам. Но через несколько минут снова возвращались. Так с личной охраной мы и гуляли.
Наши телохранители
Не могу не упомянуть о крыльце-гульбище Богоявленской церкви. Это крыльцо является необычной архитектурной особенностью. «Если смотреть со стороны, то крыльцо, прислоненное к западной стене трапезной, имеет вид «растянутого шатра» (Г.Гунн).
Крыльцо-гульбище Богоявленской церкви
Внутренняя часть этого шатра выкрашена в синий цвет с разбросанными в разных местах звездами, получается этакое звездное небо. К сожалению, часть расписных граней потерялась, и на их месте зияют щели. Лестница внутри крыльца круто поднимается к двери. Под тенью шатра можно спрятаться в жаркую солнечную погоду или, наоборот, во время дождя переждать ненастье, используя ступеньки вместо лавки.
Несмотря на крепкий мороз знакомство с этим местом оставило в душе теплые воспоминания, хотя с утратой Покрово-Власьевской церкви и колокольни, возможно, нарушилось целостное восприятие этого места. Но нам сравнить не с чем.
Конечно, правильнее было не спеша обойти все село, повнимательнее рассмотреть деревенские домики, на которых наверняка можно отыскать красивый необычный декор, свойственный только этому месту или отыскать колодец с огромным воротным колесом, о котором я упомянул выше. Но пора было двигаться дальше. Световой день уже давно перевалил за свой экватор. И нам надо было поспешить к третьему пункту нашей сегодняшней вылазки, в Масельгу. Очень хотелось сделать это засветло, чтобы увидеть спрятанную в лесу церковь Александра Свирского. Поэтому переборов в себе желание подольше любоваться местными видами и попрощавшись с нашими телохранителями, мы поехали дальше.
Масельга
От села Лядины до Масельги примерно час езды, заблудиться трудно, вдоль дороги стоят указатели.
С финского языка слово maaselkä переводится как земляная гряда, хребет. Масельга стоит на берегу одноименного озера. Дорога от Морщихинской проходит по той самой земляной гряде, которая является частью водораздела между Онежским озером и рекой Онегой. Так информируют многочисленные источники, некоторые в этом контексте упоминают бассейны Балтийского и Белого морей. Озеро Вильно, как и Лекшмозеро, и другие озера, которые находятся справа от дороги, в конечном счете питают реку Онегу, а Масельгское, Наглимозеро и другие озера, расположенные слева от дороги, питают в конечном счете Онежское озеро. При этом, как мне кажется, незаслуженно опускается тот факт, что Онежское озеро относится к бассейну Атлантического океана, а река Онега - к бассейну Северного Ледовитого океана. То есть, вот эту дорогу от развилки с Пудожским трактом можно рассматривать как водораздел меж двух океанов! Тогда и пафос места сильно увеличивается 🙂. А ведь чуть южнее находится и вовсе уникальная, одна из трех подобных точек в мире и единственная в нашей стране. Именно в ней сходятся три основных российских водораздела: Атлантический, Северный Ледовитый и Каспийская внутриконтинентальная морская система (из статьи «Водораздельный ландшафт как историко-географическая составляющая территории Каргополья» Д.В.Тормосова, Н.И.Тормосовой). Эта точка находится на территории Андомской возвышенности и называется
АТЛЕКА. Но это все лирика, ехали мы сюда не для того, чтобы зафиксировать факт своего визита именно на водораздел.
Территория Масельга (именно такое название указано на картах Яндекса) относится к
южной части Кенозерского парка, куда можно приехать отдохнуть на несколько дней, арендовав один из домиков. И, конечно, совершить интереснейшие прогулки по туристическим маршрутам, которых тут довольно много. Летом пешком или на лодке, зимой же пешком, на лыжах или снегоходах.
У нас было очень большое желание доехать на снегоходе до недавно отреставрированного и стоящего в глубине парка Порженского погоста. Но не было возможности: свободных мест в снегоходах не было, мы не потрудились их заблаговременно забронировать. Как говорится в известном тосте, пусть наши желания совпадают с нашими возможностями. И мы выбрали доступный нам пеший маршрут на вершину Хижгоры (самую высокую точку Каргопольского края) к церкви Александра Свирского, которая тоже входила в наш список желаний.
Группа, вернувшаяся от Порженского погоста
Слово «хиж» означает «священная роща, место поклонения предкам». Вероятно, когда-то на вершине этой горы было древнее языческое капище. А может, наоборот, ее назвали чертовой горой потому, что в переводе с карельского -hiije- означает черт, леший (
из статьи "Карельский лед XVII века в топонимии восточного Обонежья" Е.В.Захаровой, И.И.Муллонен). И заплутавшего в лесу человека леший приводил в это место. Но это уже мои домыслы. Все-таки единственной общепринятой версией происхождения этого названия является первая.
Хижгора стоит меж двух деревень: Масельги и Гужово. В двадцатые годы XIX века на ее вершине стоял старообрядческий деревянный «крест, обрубленный на манер часовни». Позже по инициативе жителей этих деревень артель под предводительством местного крестьянина Шилова возвела на этом месте церковь во имя Иверской Божией Матери. В 1871 г. ее освятили в честь преподобного Александра Свирского, которого очень почитают на Севере (из материалов информационного стенда, расположенного возле церкви).
Уточнив направление, в котором находится церковь, мы пошли по утоптанной тропинке в сторону Хижгоры. Дорога живописная и не очень длинная.
Панорама Масельгского озера
Тропинка на Хижгору
Вид на Масельгу
В ее конце сокрытая от глаз за заснеженными высокими елями да березами на вершине холма стоит та самая церковь Александра Свирского.
Небольшая лужайка, на которой стоит церковь, со всех сторон стиснута деревьями. Вкупе с высокими сугробами это обстоятельство предоставляет фотографу немного вариантов для съемки.
Главки церкви Александра Свирского
Но иногда ощущение красоты и гармонии, которое возникает внутри тебя, сложно передать словами и фотографиями. Так было и здесь. Можно подобрать много разных красивых эпитетов к тому восторгу, который вызвала не только и не столько сама церковь, а совокупность впечатлений от красоты природы, погоды, освещения, но все равно это сложно передать словами и картинками.
Церковь отреставрировали в период 1987-2006 гг. За заиндевевшим окном с ледяными узорами можно было прочесть текст молитвы Александру Свирскому. В одном из окон было разбито стекло (вандализм или капризы погоды, не знаю), через которое был виден иконостас. Как и в церкви
Почозерского погоста, иконы в нем представлены в виде фотокопий.
Ледяные узоры
Скромный интерьер церкви Александра Свирского
Обходя церковь снаружи, я вдруг подумал, что мне бы хотелось зайти внутрь и посмотреть на ее скромное убранство, подняться на колокольню. Однако замок, висевший на входной двери, недвусмысленно намекал на отсутствие такой возможности. Но не зря же говорят, что мысли иногда материализуются. Иначе сложно представить дальнейший ход событий.
Мы уже собрались в обратную дорогу, когда заслышали голоса людей, очевидно шедших в нашу сторону. Через несколько минут на полянку вышел человек, на груди которого висел большой зеркальный фотоаппарат с хорошим объективом (мы, фотографы-любители, такие мелочи всегда подмечаем 🙂), за плечами же виднелся фоторюкзак. Коллега, подумал я. Посмотрим, понаблюдаем за ним, вдруг он как опытный фотограф (так нам казалось) увидит место для съемки, которое мы пропустили, и мы сможем им воспользоваться. Мы стояли тихо, спрятавшись за заснеженными, низко нависавшими ветвями елей, чтобы случайно не испортить ему кадр. Мужчина же ходил вокруг церкви и непрерывно щелкал затвором. Немного погодя на полянку вышли и остальные участники этой группы. Ими оказались, как мы узнали чуть позже, жена и взрослый сын. Вместе с гомоном, нарушившим какую-то интимную тишину этого места, к нашему удивлению и радости они принесли ключи от церкви, отперли ее и зашли внутрь.
Тут уже нам не стоило таиться, а стоило, наоборот, поторопиться, и мы поспешили из своего укрытия. На верхней довольно тесной площадке колокольни мы с ними разговорились и узнали чудесную историю про эти ключи. Оказалось, что в эту церковь устраивают экскурсии, но о них надо договариваться заранее. Ключ хранится на кордоне. Если знать об этом и вежливо попросить, то, вуаля, он твой. Фотограф с семьей об этом узнали случайно. С их слов, один добрый человек им рассказал о такой возможности, и они решили попытать счастья. Вежливо попросили этот ключ на кордоне у сторожа, и им его вручили. Вот так благодаря вежливости и добрым людям, которых среди нас подавляющее большинство, мы не только осмотрели церковь Александра Свирского снаружи, но и зашли внутрь и побывали на колокольне. Ну и вера в то, что мысли могут материализоваться, только крепнет после подобных случаев.
Говорят, что еще пятьдесят-семьдесят лет назад с церковной колокольни можно было видеть
«33 озера и святую рощу в Думино». Сейчас же за высоченными деревьями проглядывают лишь фрагменты озера.
Нам довольно долго не хотелось уходить, поэтому спустившись с колокольни, мы заново несколько раз обошли церковь, стараясь сохранить в памяти атмосферу этого места. Возможно, что при других обстоятельствах у нас были бы иные впечатления. Но в этот раз так сложились звезды, что кроме тихого внутреннего восторга, ничего другого мы не испытали. И даже двадцатиградусный мороз, под аккомпанемент которого прошла вся прогулка, практически не ощущался.
Прощальный взгляд
Уже совсем смеркалось. Недалеко от деревни мы повстречали женщину средних лет, разыскивавшую свою подругу, которой, надо понимать, около семидесяти, и которая уехала на ночь глядя кататься на лыжах. И подумалось, вот ведь счастливый человек. Может, местные чары так действуют на людей. Ведь счастливые часов не наблюдают.
В машине на обратном пути мы довольно долго обсуждали события сегодняшнего дня. Сошлись на том, что стоит приехать в Масельгу еще раз на несколько дней обязательно зимой, чтобы не встречаться с комарами, мошкой, гнусом и прочими злобными насекомыми, лучше небольшой компанией (веселее будет). Снять домик, гулять, гулять и еще раз гулять, вдыхая свежий морозный воздух, и обязательно добраться до отреставрированного и покрашенного ансамбля Порженского погоста, стоящего в глубине Кенозерского парка, до которого в этот раз «руки не дошли».
#осеньосень
#10лонгридов
#уголкиРоссии