Вторую и самую дальнюю поездку из Каргополя мы совершили в Кенозерье. Главной ее целью было посещение Почозерского погоста. У нас не было уверенности, что мы сумеем туда добраться, поскольку плохо представляли, насколько хороши там дороги зимой, в особенности, в такую снежную зиму, как эта. И вообще, вдруг накануне пройдут сильные снегопады, и дороги окажутся нерасчищенными.
До этого мы съездили
по маленькой кругосветке, так я назвал маршрут Каргополь - Кипрово (Саунино) - Александро-Ошевенский монастырь - Погост - Низ - Ширяиха - Архангело - Каргополь. Во время нее и на следующий день особых осадков не было. Опасения вызывала ночь накануне запланированного вояжа. Но мы решили, что если утром будет валить снег, то поедем поближе -
в Масельгу с заездом в Красную Лягу и Лядины, а если нет, то поедем в Кенозерье.
Почозерский погост находится возле одноименного озера примерно в 160 км от Каргополя. Постараюсь объяснить, за каким лешим нас понесло в такую даль.
Панорама ансамбля Почозерского погоста
Своеобразным путеводителем для нас были две книжки Г.Гунна, в которых он достаточно интересно и поэтично, но порой чересчур восторженно отзывался о памятниках деревянного зодчества. Не скрою, что, возможно, эта излишняя восторженность нам также передалась. Многие из описанных им часовен и церквей не дожили до наших дней: либо разрушились, либо сгорели. Но ансамбль Почозерского погоста чудесным образом не только не исчез за пятьдесят лет, прошедшие со времени издания книги, но и недавно был отреставрирован. Согласитесь, что в наше время это можно расценить как небольшое чудо. В книге «Каргополь-Онега» Г.Гунн с грустью рассказывает об утрате бочкового покрытия на зимней церкви, а также потере звонницы и шатра на колокольне. Реставраторы восстановили и то, и другое. И пока не случилось никаких неприятностей, и весь ансамбль в сборе, мы решили обязательно там побывать, потому что неизвестно, когда мы приедем в Каргопольский край в следующий раз.
В день поездки необходимо было встать очень рано, чтобы истопить печку на кухне (мы снимали квартиру с печным отоплением). Так у нас повелось: утром до и во время завтрака топили печь на кухне, а вечером - в гостиной. Тогда дома было все время тепло, но не перетоплено. Ночью и утром был небольшой снег, но не снегопад, и за это время вряд ли на дорогах могли образоваться сколь-нибудь значительные сугробы, поэтому решено было ехать на Почозеро.
Около восьми утра, еще в сумерках мы выехали из города. До Конево мы ехали по пустынному шоссе Каргополь-Онега. Изредка навстречу попадались машины, поднимавшие за собой огромные клубы снега (мы за собой тоже поднимали никак не меньший шлейф). И когда мы попадали в это облако, видимость на мгновенье стремилась к нулю. Кое-где на расчистку дороги уже выехали трактора, машины, грейдеры. По мере нашего удаления от города погода менялась в лучшую сторону. На смену снегу пришли небольшие голубые просветы промеж облаков, и мы в тайне стали надеяться на солнечную погоду, по которой уже успели соскучиться. Гулять, любоваться красотами и фотографировать все-таки лучше при хорошем освещении.
В Конево мы свернули с шоссе и поехали вдоль Онеги в поисках переправы через нее. Когда-то возле деревни Афанасовской стоял мост, по которому можно было перебраться на другой берег. Но он уже давно разрушился. Летом перебраться за определенную мзду можно по понтонному мосту, куда мы сначала подъехали. Стоило мне выйти из машины, чтобы уточнить условия переправы по нему, как возле меня материализовался жизнерадостный молодой кобель довольно внушительных размеров. На мое счастье агрессии в нем не было, а хотел он немного поиграть, поэтому его прыжки вокруг меня, лай не представляли никакой угрозы. Следом объявился сторож, который бестолковым туристам (то есть нам) объяснил, что пользоваться нужно бесплатной ледяной переправой, сделанной чуть дальше. По ней мы перебрались на другой берег и по живописной дороге, которая то удаляясь, то приближаясь, идет вдоль реки Кены, добрались до Кенозера.
Мост на городнях возле деревни Измайловская (Кенорецкая)
Возле деревни Измайловской (Кенорецкой) еще стоит, но уже «еле дышит» мост XVIII века. Он стоит на деревянных городнях, которые в плане напоминают очертания лодки. Внутри они заполнены камнем, а сверху из бревен постелена проезжая часть. Сейчас проезд на другую сторону на машине запрещен ввиду ветхости моста, поэтому перебраться туда можно только пешком. «Некогда на месте деревни Кенорецкой стоял Пахомиев монастырь, основанный в середине XV века. Мы мало что о нем знаем». (Г.Гунн). Сейчас на другой стороне Кены стоит Пятницкая церковь, построенная в самом начале XIX века, с колокольней. Судя по тому, что мы видели жителей окрестных деревень, выходящих из нее и возвращавшихся к своим машинам, оставленным на этом берегу Кены, службы в церкви идут.
Прихожане Пятницкой церкви
Погода взяла уверенный тренд на улучшение, развеялись последние облака, и впервые за время нашего путешествия по Каргополью мы увидели яркое солнце. Наша поездка шла без приключений. Понимая, что у нас впереди довольно много времени, решили заехать в Вершинино, чтобы посмотреть на Никольскую часовню и зайти в администрацию национального парка с целью узнать, пускают ли внутрь Почозерского погоста, или же нам придется довольствоваться его осмотром снаружи.
Никольская часовня в Вершинино построена во второй половине XVIII - начале XIX века. Недавно совместно с норвежскими плотниками она была отреставрирована. Во внутреннем убранстве часовни сохранилось «небо», состоящее из 16 граней. Но к сожалению, она была закрыта, и внутрь мы попасть не смогли.
Никольская часовня в Вершинино
Успенская церковь и "парящее" озеро
Во время прогулки вдоль озера нам на глаза попалось объявление о том, что именно сегодня на Почозерский погост в 15:00 организовывается экскурсия. Не веря в подобную удачу во второй раз (
первый раз мы присоединились в последний момент к экскурсионной группе к церкви Иоанна Златоуста в Кипрово (Саунино) и далее), мы пошли к администрации парка выяснять подробности. К сожалению, экскурсия могла состояться, если бы накануне кто-нибудь на нее записался. Мы об этом не знали, а никто из отдыхавших здесь туристов подобного желания не выказал. Но любезная девушка сказала, что мы можем зайти внутрь отреставрированного ансамбля, только надо найти сторожа. Как его найти, она тоже рассказала. А уже чуть позже сумела до него дозвониться (в Кенозерье со связью плоховато) и предупредила, что мы к нему приедем. Никакие билеты для посещения приобретать было не нужно.
Гостиница при парке была полностью заполнена туристами. По замерзшему и заснеженному озеру то и дело в разных направлениях сновали снегоходы. Либо это рыбаки переезжают от одного места на другое, проверяют снасти, либо туристов катают.
Кенозеро. Рыбаки на снегоходе
Ежедневно всех желающих возят на снегоходах, в том числе, до удаленных часовен и церквей, добраться до которых летом можно только на лодке или прогулочном кораблике. У нас даже закралась шальная мысль, а не воспользоваться ли моментом и не доехать ли на снегоходе до какой-нибудь часовни, стоящей на другом берегу озера. Например, в Горбачиху или Захарову. Но все снегоходы были заняты, нигде свободных мест не было. Можно взять напрокат лыжи и попытаться туда добраться на своих двоих, но далековато и холодновато (было около минус 15). Да и пора было двигаться к нашей главной цели сегодняшнего путешествия, чтобы успеть туда засветло.
Туристы в Вершинино
Почозерский погост находится примерно в 20 км от Вершинино, в деревне Филипповская, на узкой гряде между двух озер: Святозеро и Почозеро. Подъехали мы к нему, на мой взгляд, вовремя. Как раз, чтобы хватило времени внимательно рассмотреть его с дальних и ближних подступов, посмотреть внутреннее убранство, если оно сохранилось, и музейную экспозицию. Ну и в самом конце, если повезет, то сделать несколько фотографий деревянного ансамбля на фоне закатного неба.
На дальних подступах
Кстати, если приехать сюда на несколько дней, то, как и в
Ширяихе, здесь есть парочка гостевых домов, в которых можно остановиться на ночлег. Но бронировать места, наверное, лучше заранее через
сайт Кенозерского заповедника.
Отыскать сторожа на кордоне удалось легко. Домов мало, запутаться невозможно. Жизнерадостный и полный энергии молодой человек с энтузиазмом сопроводил нас до невысокой ограды, которая окружает деревянный ансамбль, открыл двери и даже предложил подняться на колокольню. По мере своих возможностей он старался поделиться всей информацией об этом памятнике, которой владел. Получалось у него это довольно путано, но зато от души.
Скромное внутреннее убранство
Внутри представлена экспозиция об истории ансамбля Почозерского погоста, в основном, в виде фотографий с сопроводительной информацией. На фотовыставке «Исчезающее наследие. Утраченные ансамбли-«тройники» Поонежья» можно узнать и о других памятниках деревянного зодчества, сохранившихся на Русском Севере.
«Впервые Почозерский приход упоминается в 1648 г. В XIX в. в него входили 23 деревни и было приписано 14 часовен… Храмовые комплексы располагались на расстоянии от 0,5 до 16 км от центральной деревни Филипповской. В 1936 г. церкви были закрыты…Почозерский храмовый ансамбль включает шатровую церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, церковь Обретения Честныя Главы Иоанна Предтечи, колокольню и ограду» (из материалов выставки).
В летнее время богослужения проводились в шатровой церкви, построенной в 1783 году на месте обветшавшей старой церкви, а в зимнее время - в Предтеченской церкви, перестроенной из придела летнего храма. К концу XIX века после перестройки храмов силами прихожан комплекс приобрел нынешний вид, все сооружения поставили на каменный фундамент и соединили крытыми переходами.
Отреставрированный деревянный ансамбль Почозерского погоста
В середине 80-х годов XX века здания были законсервированы, а в самом начале XXI века начаты реставрационные работы, инициатором которых выступил Кенозерский национальный парк. К началу реставрационных работ деревянная ограда погоста, которая во время визита Г.Гунна еще существовала, разрушилась, поэтому её воссоздали заново. Все работы закончились в 2017 году. В материалах выставки особо отмечено, что при реставрации старались менять только сгнившие венцы.
Бочка над зимней церковью Почозерского погоста
В шатровой церкви есть шестнадцатичастное «небо» (такое же находится внутри Никольской часовни в Вершинино), но роспись на нем не оригинальная, а ее фотокопия. Немногочисленные иконы, что висят на стенах, тоже фотокопии. Мужчинам можно войти в алтарную часть, в царские врата, за иконостас. В алтарной части можно посмотреть на «низковисящие небеса», состоящие из двенадцати граней.
Шестнадцатичастное "небо"
Двенадцатичастное "небо" в алтарной части
На звонницу мы поднимались под запись колокольного звона, которую включил для нас сторож. Мелодия должна подбодрить взбирающихся по деревянной лестнице. Уже наверху на наш вопрос о том, можно ли сыграть на колоколах, последовал ответ: «В принципе, если умеете, то да». К счастью или несчастью мы не умеем, хотя мне в душе очень хотелось попробовать. Сторож рассказал нам, как однажды он сопровождал группу молодых ребят, среди которых оказалась хрупкая девушка, умевшая играть на колоколах. И она попросила разрешения сыграть. Со слов сторожа, все, кто находился поблизости, ахнули от неожиданности. Над окрестными полями, лесами и озерами разлился мелодичный колокольный перезвон.
Звонница на колокольне
Мы спустились с колокольни, на время попрощались со сторожем (машину мы припарковали возле его дома) и пошли гулять. Громко сказано: деревня состоит из нескольких домов, поэтому особо там не разгуляешься. Протоптанных дорожек вокруг погоста не нашли. Пришлось скакать по сугробам, аки зайцы (вот их следов-дорожек было много), иногда помогая себе руками, чтобы не упасть. И тут настало время валенок, в которые мы благоразумно переобулись возле машины. Мы были совершенно одни, и когда мы разбредались в разные стороны, было как-то неудобно кричать друг другу в этой звенящей тишине.
Бескрайние просторы
Побродили по кладбищу, расположенному неподалеку, надо же было скоротать время и дождаться заката. Да и вид от него на ансамбль на фоне закатного неба был наиболее выигрышным. Закат, правда, был не настолько эффектен, как я рассчитывал, но это был лучший закат за все предыдущие дни нашего путешествия.
Закат
Мест, подобных этому деревянному ансамблю, на Русском Севере осталось совсем немного, а было их когда-то более 150. «Тройники» сохранились на острове Кижи; в Мурманской области в селах Варзуга, Ворзогоры; в Архангельской области в Неноксе, поселке Малошуйка и деревне Филипповской. Еще недавно их было семь: в Лядинах, в которые нам только предстояло ехать, несколько лет назад сгорела шатровая Покровско-Власьевская церковь и колокольня. Поэтому Почозерский погост, ближайший к Каргополю, мы просто должны были увидеть, раз нам представилась такая возможность.
Солнце закатилось, стало смеркаться, на севере зимой это происходит довольно быстро. Впереди нас ждала дорога домой длиной опять в 160 км, ледяная переправа через Онегу. А уже дома, как мы надеялись, натопленная печь. Накануне мы договорились с хозяйкой квартиры, что она начнет ее топить около четырех часов. Предупредить ее о своем выезде мы не могли, так как сигнал сотовой связи пропадает довольно вскоре после съезда с шоссе в селе Конево (МТС и Теле2 точно).
Уже дома, когда настало время строить планы на следующий день, я пообщался со своим одноклассником, который со своей семьей тоже приехал сюда из Москвы. Мы обсудили их визит в дом-музей Шевелевых на мастер-класс по лепке каргопольской игрушки, и то насколько это может быть интересно взрослым дяде и тете. Получив подтверждение того, что это довольно забавный процесс, мы созвонились с Елизаветой Шевелевой и договорились о визите к ним.
#осеньосень
#10лонгридов
#уголкиРоссии