Это и следующее сообщение составлено как приложение к комментарию в сообществе "Наличники России". Здесь собраны сканы изображений русских народных вышивок со львами из книг:
каталог МНИ(
http://tradtextil.livejournal.com/3071.html)
кн. о русской вышивке и кружеве из собрания ГИМ(
http://tradtextil.livejournal.com/3202.html)
кн. Г.С.Масловой "Орнамент русской народной вышивки"
* * *
Как известно, в русском народном искусстве много загадочных сюжетов, изображений и символов. Многие из них имеют почтенный возраст, исчисляемый отнюдь не столетиями даже, а скорее тысячелетиями. Мы уже к этим загадкам привыкли.
Но есть загадки и немножко помоложе. Одна из них - откуда в русском народном искусстве (вышивке, резьбе и росписи по дереву) взялись львы, или барсы (зоологическая точность возможно и не столь важна), когда это произошло и что означает?
Можно предположить, что звери всё-таки импортные. Можно предположить, что венецианские. Можно предположить, что акклиматизируются они у нас не так уж давно ( ну каких-нибудь несколько столетий - это же немного совсем по нашим меркам). Верны ли эти предположения или нет, ясно одно - укоренились они у нас довольно прочно, фигуры львов-барсов поселились в самых-самых главных сюжетах, где выступают на первых ролях, обычно на тех местах, где чаще можно видеть коней или птиц. Предпочитают селиться они на вышивках северных губерний.
Парные фигуры львов стоят по сторонам древа жизни или главного женского божества, они шествуют друг за другом на подзорах, обрядовых полотенцах, по подолам женских обрядовых рубах и передников. Вышитые во всех мыслимых техниках русской народной вышивки - белой строчкой, строчкой с цветной обводкой, гладью, тамбуром, крестом...
Далее я привожу сканы из книг, уже обсуждавшихся ранее в моём журнале.
Блистательная классика, в центре - главное женское божество, древо жизни, солнечная колесница и прообраз ( и прАобраз) двуглавого орла:
Стан каргопольской рубахи, начало 19 века.
На каргопольском обрядовом полотенце одного из самых архаичных северных канонов в обряде встречи весны вместо коней - когтистые звери:
1-ая пол.19 века
Ещё пример архаического сюжета в прекрасном исполнении:
Конец полотенца, деталь. Новгородская губ., сер.19в.
На оплечьях женских рубах Олонецкой губернии они вышиты шёлком (возможно, это косая стёжка, но для более основательного суждения надобно видеть изнанку!!!):
На передниках Вологодской губернии:
Подол - чуть подробнее. Это середина 19 века:
На подзоре (вероятно уже на цветной ткани фабричного производства) они шествуют гуськом, вышитые в основном тамбуром (свидетельство заката великих традиций):
Подзор. Каргопольский уезд.
А здесь - вышиты тамбуром на полотенце:
Вологодская губ., кон.19в.
Опять рядом с главным женским божеством, здесь вышиты крестом - свидетельство приближающегося упадка:
На полотенце(Тверская губ., Вышневолоцкий уезд, 1880-е гг.), техника не просматривается достоверно ( но не крест, видимо всё-таки более ранняя), фотография была слишком плохая:
Вероятно - немудрящий тамбур. "Детский" сюжет на самом деле не очень детский: "Эй! Не стойте слишком близко! Я - тигрёнок, а не киска!":
Архангельская губ., Шенкурский уезд, д.Выставка, кон.19в.-нач.20в.
Львы, вышитые в технике белой строчки и строчки с цветной обводкой - в следующем сообщении.