Источники - Ефимова и Белогорская-собрание ГИМ

Apr 23, 2007 20:39



Книга Л.Ефимовой и Р.Белогорской "Русская вышивка и кружево" (Собрание ГИМ-Государственного исторического музея), Москва, издательство "Изобразительное искусство", 1982г.
. Это очень солидная полноформатная, прекрасно изданная в лучших позднесоветских традициях "книга по искусству". Достойный классический дизайн, "уравновешенность" во всём, прекрасное полиграфическое качество. К сожалению для меня, вышивка - это только часть этой книги ( ведь ещё и кружево в названии), а народная вышивка зажата там в тисках между вышивкой церковной и морем разливанным вышивки "дворянской". Тем не менее имеется некоторое количество очень хороших по меркам 1980-х годов (и даже отчасти по сегодняшним) репродукций народной вышивки. В информационном мраке - приятный оазис.
. В предисловии сказано, что в альбоме показаны лучшие образцы из коллекции тканей и костюма ГИМ. Кто-то солидный и важный устраивал кастинг. Бедненькие-бедненькие экспонаты - увы, не все его прошли! На самом деле беда в том, что не экспонаты, провалившие кастинг - бедненькие, а мы - бедненькие, мы, которым не посчастливилось их увидеть и на этот раз!
. При всей своей респектабельности и неоспоримой своей ценности книги такого рода всегда удивляли и не перестают удивлять меня одной привычной чертой - эдакой ледяной "удалённостью" от представляемого предмета. К примеру, возьмём репродукцию 97. На ней дана фотография конца полотенца Тверской губернии. Высота страницы - 29 см. Краткая надпись (более полные описания собраны в конце книги) занимает по высоте не более 1.5 см. Высота фотографии - 15.7 см, но большую часть этой фотографии занимает просто серый фон, а собственно изображение полотенца занимает не более 9 см по высоте. Итак, простая арифметика даёт - информация расположена на 10.5 см, а 18.5 см по высоте - абсолютно пустые !!! Зато какой академично-солидный дизайн! А нельзя было на этих пустых прериях расположить каким-либо эстетичным образом фотографии деталей, чтобы была видна фактура, швы? Конечно нельзя! Разве можно настолько уважать читателя?
. Поискав, находим одну прелюбопытную репродукцию - 116 с тремя вышитыми цветными нитками полосочками. Краткая надпись на опять же-таки полупустой странице гласит целомудренно: "Образцы вышивки-вторая половина 19века-Тамбовская губерния". На соседней 117 репродукции - ещё три вышитые полосочки( по облику - бизнецы-братья с репродукцией 116), надпись такая же за исключением губернии- на 117-ой -Воронежская. Что значит образец? Слово многозначно. Образец в смысле "пример", или образец в том смысле, что барышня от скуки иголкой в кусочек ткани тыкала - просто образец, безотносительно того, для чего это делалось - вроде кусочка для упражнений - в английском языке точный термин это обозначает - Sampler - у нас на уроках труда такие раньше делали - у многих дома можно найти такие сэмплеры. Обратимся к более полному описанию:
" Вышивка двусторонней гладью с разработкой деталей линейным швом типа "росписи" цетными шёлковыми нитями по холсту
8 х40, 10 х39, 10 х 40
Из собрания И.Горяиновой в 1922
Инв N 54007
В узоре декоративных вставок - геометрический орнамент, образованный прямолинейными фигурами, мозаичными розетками, плетёнками и геометризованными растительными мотивами, напоминающими по форме резной лист.
Наряду с ковровыми вышивками чёрными нитями в Тамбовской и Воронежской губерниях были распространены вышивки разноцветным шёлком - красным, коричневато-охристым, голубым и чёрным в различных сочетаниях. Подобные вышивки украшали концы полотенец, пришивались к хвостам "сорок" - головных уборов южных губерний России".
. Прочитавши этот текст, я теряюсь в новых вопросах - ясности почти не прибавляется, а вот недоумения множатся!
. Пока же я рискну противу правил, я дам здесь урезанную картинку 116 для того, чтобы хоть было ясно о чём идёт речь! Я буду осуждена за это - ведь это ни-з-з-зя! Видеть - низ-з-зя! Знать - низ-з-з-я! Другим показать - низ-з-з-зя! Можно книжку за 1500руб по счастливому случаю в букинистическом магазине купить, дома запереться и там посмотреть!
В нарушение страшного "низ-з-зя" - урезанный скан репродукции 116:



. Вопрос 1. Что же это за линейный шов типа "росписи"? И чем он отличается от "росписи", уж коли он назван швом типа "росписи"? По ходу дела догадываемся - линейный - это шов, которым вышивают линии (термин этот не является общепринято-распространённым, а если так, то надо давать либо ссылку на место, где он определяется, либо давать собственное определение!). Но остальное по картинке прояснить не удаётся.
.Вопросы 2 и 3. Что такое мозаичная розетка и где её найти на данной картинке? А что такое плетёнка применительно к данной картинке?
. Вопрос 4. Что же это за ковровые вышивки чёрными нитями были распространены в Тамбовской и Воронежской губерниях?! Ни о тамбовских ни о воронежских ковровых вышивках чёрными нитями ничего мне не известно вообще! В Воронежской губернии вышивали чёрными нитями рубахи, эта орнаментальная вышивка очень изощрённая, но вот назвать её ковровой? Она очень графична - рисунок дан в ней линиями, вышит швом набор. Да - линий много, рисунок богатый, линии проходят близко одна от другой, но это не ковровая вышивка в естественном смысле этого слова. Есть узбекские, мордовские, марийские, удмуртские ковровые вышивки - вот там понятно применение этого термина. Ну да ладно, с натяжкой признаем воронежские вышивки ковровыми ( это такие ажурные ковры!), но где ковровые вышивки чёрной нитью искать в Тамбовской губернии, где бы на них посмотреть, ну хоть на какую-нибудь картинку одним глазком взглянуть! А вот тут - полная тишина-а-а!
.Вопрос 5. А представленные вышивки всё-таки что украшали - полотенца или сороки? А какие полотенца - полотенца в сысле рушники, или может быть головные полотенца? А как выглядела сорока с подобным украшением длиной под 40 см?
Ответов нет!
Других примеров интересующей нас в данный момент тамбовской вышивки в альбоме нет. Но, право же, и за одну репродукцию 116 на полупустой странице надо быть благодарными. Музейное сообщество, терпящее информационное крушение в океане непревзойдённых произведений текстильного искусства, иначе относится стихии, в которую его занесло, нежели голодающий народ, отлучённый от пищи духовной и зрительной! Музейное сообщество тонет в воде(бульканье доносится чаще нечленораздельное, исключая, конечно, редкие образцы совершенства, которые дарят нам герои-подвижники! О них тоже речь пойдёт), а народ - как обречённый Саид, закопанный в песок на испепеляющем солнце информационной пустыни. Эх, где же ты, дорогой товарищ Сухов! Когда же ты появишься на мертвяще-знойном горизонте? Когда нас напоишь спасительной живой водицей? Когда нас откопаешь, чтобы мы сами вновь обрели возможность свободного передвижения по информационному полю?
А представим себе книгу "Народная вышивка в собр ГИМ" - действительно с представительным набором предметов, да ещё с толковыми комментариями, с хорошими фотографиями, с хорошими фотографиями характерных деталей, без пустых мест! Вот была бы ЧУДО-КНИГА!

тамбовская полосочка, тамбовская вышивка, библиография

Previous post Next post
Up