В поисках информации о тамбовской вышивке - книга Моисеенко-собрание Эрмитажа

Apr 24, 2007 12:50

В тяжёлых поисках информации о тамбовской народной вышивке откроем и полистаем ещё один основополагающий источник - книгу
"Русская вышивка 17 -начала 20 века
Из собрания Государственного Эрмитажа
Автор текста и составитель Е.Моисеенко
"Художник РСФСР"-Ленинград-1978"
Никакого изображения книги я не даю, поскольку она досталась мне без суперобложки (весьма миленькой и хорошо запоминающейся - кажется на белом фоне какой-то цветной вышитый тамбуром наив 19 века), а без обложки и сканировать нечего - красная ткань, чуть незаметного тиснения и надпись-название имеется только на корешке.
.Это великолепно изданная книга (хотя год уже слегка косматый!). Опять прекрасный строгий классический дизайн позднесоветсого времени, великолепное качество фотографий, великолепное полиграфическое качество.
.К сожалению для нас крестьянская вышивка там утонула в разливанном море дворянской. Ну а чего можно хотеть от главного имперского дворцового собрания? Но кое-что интересное в данный момент всё же есть. Полосочки, вышитые цветными шелками - иллюстрация 51-52.



.Подпись под фото :"Два образца вышивки. Первая половина 19в". Опять целомудренно -"образцы". Трогательная невинность, трогательное неведение происходения и функции этих "образцов"!
.Лезем в конец книги, в список иллюстраций, и там читаем юмористический текст:
"51,52. Два образца вышивки. Первая половина 19в. Южные губернии.
Шитье цветными шелковыми нитями двусторонней гладью и швом, роспись по полотну.37 х7, 38 х 2.8. РТ-14087, 14086
Поступили в 1933 г. из собрания И.А.Гальнбека."

.Прелестно!
1. Во-первых, если порядковые номера не стоят на фотографиях, то естественно их увеличивать сверху вниз, а не наоборот, как сделали составители. Судя по указанию размеров 51 -шире, а 52 - уже. На фотографии же верхний образец - уже. Ладно, проезжаем.
2. А дальше - обхохочешься, или обплачешься - кто как. "Казнить, нельзя помиловать" и "Подпоручик Киже" в одном флаконе! Очевидно, что машинистка, или наборщик были люди очень весёлые! И текст, который был им дан, они изящно "подправили", переставив всего лишь одну запятую, но эффект получился потрясающий!
Во-первых, получилось "Шитьё цветными шелковыми нитями двустронней гладью и швом", то есть двусторонняя гладь - это не шов, а кроме двусторонней глади шили ещё и швом! Просто швом. Этого достаточно.Каким швом и уточнять не надо - сказано, что шили швом! А вы как подумали, чем они шили? Теперь знаете - швом.
Во-вторых, в результате перестановки запятой подобно поручику Киже появилась на свет роспись по полотну! Какая прелесть!
.Конечно, над любой работой поиздеваться можно, если делать нечего и сам ничего не делаешь путного. Но следует иметь ввиду, что в то время допущенными к деланию книг были только люди, прошедшие жестокий советский кастинг, и делались книги не на коленке, как часто работают сейчас подвижники своего дела, совмещая в одной персоне множество функций. Где были редактор, корректор, рецензент? А автор гранки считывал?
Таким же образом поселилась роспись по полотну и на полотенце 45 и на оплечье женской рубахи 50.
Вернёмся к этим полосочкам. Некоторое родство с полосочками из альбома Белогорской-Ефимовой усмотреть можно. Но не более. Но в душу они запали. Будем иметь их ввиду, и при возможности будем выяснять, так каково же их происхождение, частью каких предметов они являлись, как выглядели эти предметы, где бытовали, где об этом написано, где это можно увидеть живьём, как можно получить более подробные фотографии, позволяющие технику рассмотреть, а не догадываться о ней?

тамбовская полосочка, тамбовская вышивка, библиография

Previous post Next post
Up