После набегов на славные города Рязань и Тверь настала очередь Калуги. Моя подруга Т. так и не вырвалась из тисков каждодневной круговерти, и я решила отправиться опять одна. Алгоритм был использован тот же. Информация по музеям была добыта, проверена и просеяна. В плане значились стандартные для губернского центра объекты - Краеведческий и Художественный музеи. Но не только они. Предстояло посетить также Музей промыслов и народного искусства Калужского края при Доме мастеров. Отпал сам собой некий Музей ремесла, архитектуры и быта. Когда я туда дозвонилась, мне с прохладцей ответили, что по субботам и воскресеньям музей закрыт, а в остальные дни принимает только экскурсии. Уяснив, что рылом не вышла, я довольно легко смирилась с неудачей, поскольку меня заверили - народного костюма там нет. Однако ж меня обуревала жадность - а может быть ещё куда-нибудь попутно успеть заскочить? Просмотрев информацию по уездным музеям Калужской губернии, остановилась на городке Мосальске - музей описывался привлекательно. Я туда дозвонилась и побеседовала с тамошней сотрудницей - она мне очень доброжелательно объяснила и как доехать, и про музей. Она заверила меня, что будет в музее весь день до позднего вечера безотлучно, поскольку в музее работают электрики. Я приняла всё это к сведению, решив действовать по обстоятельствам.
Прибыв на утреннем экспрессе в Калугу, я решила начать с Дома мастеров. Благополучно добравшись куда следовало на троллейбусе и углубившись в проулочек, я подошла к исключительно нарядному и аккуратному деревянному домику, щедро украшенному пропильной резьбой ( бывший дом калужских лесопромышленников Слесаревых начала ХХ века). Это и был первый пункт программы.
(См. фотоотчёт об этом здании:
http://ehidnazevaka.livejournal.com/9408.html )
Первым потрясением была цена билета - аж целых 6 рублей! Но тут же последовало второе потрясение, существенно менее приятное - фотографировать не разрешали ( «у нас кругом авторские работы!»). Конечно, хозяин - барин, но я решила немножко хотя бы поныть-поканючить, авось как-нибудь и выцыганить для себя какие-нибудь преференции. Так и сделала, а люди мне попались исключительно душевные. Они терпеливо выслушали, что привело меня к ним, посочувствовали моим героическим усилиям по ликвидации собственного невежества в области народного искусства, народного костюма и народной вышивки, дали исчерпывающую информацию по вышедшим в Калуге книжкам по этой тематике, а также о том, где их можно было ещё купить, рассказали о том, как обстоят дела с народным костюмом в экспозициях основных губернских музеев ( оказалось, что в Художественном музее вообще никак не обстоят, а зайти туда следовало только затем, чтобы в музейном киоске купить книжицу о калужской народной вышивке, ибо осталась она ещё как раз там). Предложенную было сотню за фотографирование ( как в других местах) мои собеседницы с негодованием отвергли, устыдив меня: «Откуда это вы такие богатые?». В своё оправдание я сказала, что в Москве человек, который может раз в неделю или в две недели потратить 100 рублей на поддержание мечты всей жизни, отнюдь не только что к богатым, а и к состоятельным себя причислить не посмеет даже в бреду. Отходчивые и находчивые женщины тут же нашли решение: «А может быть вы у нас десять билетов купите?». Вздохнув с облегчением и дав честное слово не посягать на авторские работы, а снимать только столетние музейные образцы, довольная, я отправилась в экспозиционные залы, а вернее сказать в комнаты.
Поскольку я по понятным причинам не выкладываю в своих журналах фотографии, сделанные мной в музеях, то приведу скан фотографии этого зала из одного из буклетов, которые я там купила:
А вот обложки этих буклетов:
Ещё я купила там книжку:
Текст хороший, а вот по иллюстрациям и полиграфии - не фонтан. Хотя, наверное, полиграфия там нормальная, только с изображениями в книжке беда, собственно они там и не планировались(вероятно из соображений финансовых) - мало-мелко-плохо.
Образцов народной вышивки Калужского края в Доме мастеров экспонировалось немного, имелись так же два манекена в народный костюмах . Вроде бы не густо, но весьма информативно. Уже направляясь в Калугу, я представляла себе, что я там хочу увидеть. Ибо известно, что самой распространённой техникой вышивки там будет так называемая цветная перевить. Но одно дело знать её по вышивальным книжкам, где как правило описывается, как её выполняют ныне ( или 50 лет назад), и иллюстративный материал дан как правило с современных образцов (
http://tradtextil.livejournal.com/9517.html).
И совсем другое дело - иметь возможность рассматривать живьём предметы столетней давности:
Эту студийно и высокопрофессинально сделанную фотографию я увидела в журнале "Лена" (номер припишу потом, а то сейчас уже в шкаф убрала, а к нему сложно пробираться) в статье о цветной перевити. "Респектабельный журнал" поместил её вообще безо всяких пояснений - откуда фотография взята, где и в каком собрании он хранится и хоть какие-нибудь два слова собственно о нём для приличия. Так что и я об этом сообщить не могу, кроме того, что манекен наряжали не дилетанты, снимали не дилетанты, и что представлен народный костюм Калужского края первостатейной ценности.
Сравнение подлинных исторических образцов и современных изделий всегда ставило меня в тупик, поскольку всегда у меня возникает один и тот же вопрос, на который я не могу дать вразумительный ответ. Известно, что при советской власти (в послевоенное особенно время) существовали даже научно-исследовательские организации, занимавшиеся промыслами, и вроде бы народная вышивка изучалась профессионально, а вовсе не отдельными энтузиастами на коленке. И при всём при этом изученные вроде бы техники всегда воспроизводились в неком виде, довольно сильно отличающемся от подлинников. Конечно, были другие материалы ( ткани, нитки), причём как-то очевидно было, что современные «изучатели» не особенно-то и стремились к похожести воспроизведения. Другими были и изобразительные мотивы! Да, некоторое сходство всегда было, но очевидно было также, что современные художники не стремились к воспроизведению подлинников, а как-то с места в карьер «улучшали», осовременивали и «развивали» рисунки, сглаживая, «геометризуя» контуры, придавая им мёртвую чертёжную правильность. Часто «улучшенные» рисунки приобретали заведомо лишь декоративное значение, в то время как подлинники несли прежде всего глубочайшие символы и образы, что не мешало им быть также в высшей степени декоративными, обладая исключительно привлекательной и богатой фактурой, в то время как у современных образцов фактура была какая-то мертвяще плоская, «утрамбованная». Впрочем, один вариант ответа на этот волнующий меня вопрос есть. Правда принадлежит этот ответ не мне, а Ф.М.Достоевскому. В романе «Братья Карамазовы» он пишет : «Если вы русскому школьнику дадите карту звёздного неба, которую он до этого в глаза не видел, он на следующий день вернёт её вам исправленною». Только легче от такого ответа не становится. По этой причине всегда сверхценна возможность созерцать подлинники без назойливого вмешательства «учёных»( в том смысле, что кто-то их чему-то учил) посредников. И вот как раз небольшая такая возможность у меня была в крохотных зальчиках Дома мастеров .
Если самой характерной техникой калужской народной вышивки является цветная перевить, то самым характерным и отличительным предметом из праздничного женского калужского костюма, на мой непрофессиональный взгляд, является вышитый в основном именно цветной перевитью великолепный передник особого покроя, именуемый там занавеской. С большим удовольствием я рассматривала такие вещи в Доме мастеров. Экземпляры там были выставлены возможно не самые умопомрачительные из тех, что создавались в этих краях сто лет назад, но вполне достойные образцы этого рода предметов. Совершенно сразила меня одна деталь. Поскольку манекены были наряжены в полный комплект костюма, на одном из них ещё красовались и бусы. Удивительного в этом конечно ничего нет - куда же без бус! Но вот то, какие это были бусы, убивало наповал! Люди моего возраста, а мне 50 с ма-а-аленьким хвостиком, возможно этот предмет знают. У нас в семье в коробке с ёлочными игрушками хранились стеклянные серебристые бусы для ёлки, несколько соединённых в пучок нитей. Бусы были крупные, эффектные. Говорят, что они были немецкие. Охотно верю. Так вот, на манекене были почти такие же!!! Я была в культурном шоке. Да как же это? А так! Впоследствии одна очень уважаемая мной дама, настоящий подвижник дела собирания и изучения русского народного костюма сказала мне в ответ на мои громкие недоумения по этому поводу : «Всё правильно. Действительно бытовали там и не только там в на рубеже 19-20 веков стеклянные бусы с характерным блестящим напылением, сделанные по классической технологии ёлочных игрушек». Довелось мне позже увидеть «ёлочные» бусины и в декоре одного головного убора из коллекции известного коллекционера С.Глебушкина, только глебушкинские бусины почему-то не вызывали таких навязчивых ассоциаций с немецким ёлочным ширпотребом, возможно потому, что они были мельче. И ещё раз я смогла воочию убедиться в справедливости её утверждения на праздновании масленицы в Лианозовском парке в 2007 году (
http://tradtextil.livejournal.com/19817.html):
Несмотря на односторонность моих интересов, я получила массу положительных эмоций, глазея там же на небольшую, но очень насыщенную экспозицию хлудневской игрушки. Вот мастер с классическим хлудневским древом жизни в руках на обложке буклета, а рядом хлудневское древо на обложке книжки:
У мексиканцев есть нечто похожее:
Это фотография из скромного чёрно-белого каталога какой-то мексиканской выставки, которая проходила у нас , кажется, где-то в 1960-70е годы. Интересно, насколько это МЕКСИКАНСКОЕ народное искусство? Сколько там испанского и сколько - индейского?
Вот ещё одна картиночка из этого каталога. Чем не Украина? В самом деле:
Но вернёмся из Месксики в Калугу. Хлудневскими чудесами были плотно-плотно уставлены несколько этажерок.
Это особый радостный и чудесный мир, соединяющий нас непосредственно с самыми таинственными и далёкими пластами истории славянского мира!
Получив от моих благодетельниц добрые напутствия и подробные инструкции по дальнейшему моему перемещению по славному городу Калуге, я не потеряв драгоценных минут забежала в Художественную галерею, где купила интересовавшую меня книжицу по калужской народной вышивке, и устремилась в Краеведческий музей.
Вот обложка этой книжицы:
Качество и размер фотографий удручающи, так что разговор о полиграфии уже и вести нечего, а она тоже так себе.
В краеведческом музее стоял один манекен в хорошего качества костюме с очень хорошим передником-«занавеской». Было ещё хорошее полотенце и кое-что по мелочи, но не густо, совсе-е-е-м не густо ( с Рязанью не сравнить!). И опять я удивлялась тому, что и здесь на манекене были такие же «ёлочные» бусы.
Пока я «общёлкивала» деталях этот манекен Краеведческого музея, смотрительница высыпала на меня очень ценную информацию. Она рассказала мне об одном из известных в крае фольклорных ансамблей, даже дала фамилию одной из певуний и объяснила, как можно найти её дом на выезде из Калуги(«у них очень красивые старинные костюмы»). Записав эти сведения, я решила отложить изыскания на потом, и, поскольку выполнила всю намеченную в Калуге программу очень быстро ( это вам не Рязань, и не Тверь, где информации много) отправилась на автовокзал, чтобы попытаться осуществить бросок на Мосальск.
Расписание автобусов было благоприятным - похоже была возможность махнуть в Мосальск, да так, чтобы успеть из него ещё и вернуться . Рамки были тесные - последний автобус из Мосальска отправлялся в 17-00, и на осмотр Мосальска и его музея от силы оставалось около часа. Но авантюрное настроение мной уже овладело, остудить его было некому ( вот уж точно, если бы я была в тот момент с мужем, то подвигнуть его на не слишком разумное дело мне точно уж не удалось бы!). Я села в автобус. Это был жуткий видавший виды пазик. Место моё было в хвосте. Некондиционные сиденья были размещены таким образом, что вы почти упирались коленками в коленки людей, сидевших напротив лицом к вам. Автобус отправился с некоторым опозданием, что заставило меня нервничать - у меня не было лишнего времени, и опоздание могло означать для меня весьма нехорошие вещи ( а именно то, что к ночи я домой не попаду!).
Всю дорогу до Мосальска ( вместо полутора часов мы ехали туда около 1ч50м) я продолжала нервничать из-за опоздания. До меня начала доходить наконец необдуманность моего порыва. Ещё в автобусе, дабы не терять времени по прибытии, я разузнала, куда бежать к музею. Поэтому, как только я ступила на мосальскую землю, я засекла время ( чтобы точно знать, когда мне следует выбегать из музея) и спортивным шагом направилась в указанном мне направлении. Пройдя мимо мемориала Великой Отечественной я свернула на очень чистую и широкую для такого маленького городка улицу, в конце которой возвышался классический храм со стройной колокольней, причём в очень хорошем ухоженном состоянии.
По сторонам улицы стояли небольшие и аккуратные двухэтажные домики (фотоотчёт о Мосальске:
http://ehidnazevaka.livejournal.com/8553.html). После храма я опять повернула и через минуту оказалась перед дверью музея, располагавшегося также в двухэтажном домике. Дверь оказалась заперта. Это было ужасно - тащиться в такую даль, чтобы рассматривать дверную ручку! Я постучала. Очень скоро дверь открыла мне какая-то женщина, на мои расспросы она ответила, что никого уже нет, что сотрудница музея ждала меня весь день, но уже ушла, сказав позвонить ей на мобильный, если и как только я приеду. Я объяснила, что времени у меня на все дела осталось только 25 минут, так что звонить и потом ждать совершенно бесполезно. Тогда моя собеседница ( оказавшаяся сторожем музея) приняла решение провести меня по экспозиции. Главным предметом для меня была очередная «занавеска», имелись и кой-какие полотенца, рубашки и т.п. Занавеска была с удовлетворением сфотографирована. Поблагодарив за «экскурсию» и с чувством выполненного долга я буквально помчалась в обратную сторону на остановку . Но автобус не спешил. Местная молодёжь, коротавшая время на остановке, разговаривала на известном подмножестве русского языка и поминутно выбрасывая себе же под ноги какой-либо мусор - то пластиковую бутылку, то ещё что-нибудь. Это усугубляло некую нервозность ( а ну как автобус не придёт!) - настроение портилось, жизнь представала уже не в очень розовом свете. Но автобус всё-таки пришёл немного погодя. Это был большой и очень комфортабельный автобус, к тому же он был почти пустой, так что возвращение в Калугу прошло просто по высшему классу - приятная прохлада в салоне, с чувством-с толком и неспеша поедаемый походный паёк, живописнейшие пейзажи за окном - одна река Угра(
http://ehidnazevaka.livejournal.com/18493.html) чего стоит!
(фото сделано через мутноватое оконное стекло автобуса)
По прибытии в Калугу я взяла билет на обратную электричку в Москву. Оставался ещё час. Я решила употребить его на хорошее дело. Ещё утром, проезжая по городу на троллейбусе я заметила интересную деталь - множество хрущёвских пятиэтажек в Калуге с торцов были украшены плиточными панно. На этих панно были выложены узоры народных калужских вышивок Я решила повторить эту часть троллейбусного маршрута пешком с фотоаппаратом. Что и осуществила:
А результаты можно посмотреть во втором моём журнале, это фоторепортаж в двух частях:
http://ehidnazevaka.livejournal.com/7694.htmlhttp://ehidnazevaka.livejournal.com/7964.html .
С уважением относились когда-то в Калуге к своей истории и культурному наследию! Чего нельзя сказать о дне нынешнем - вместо того, чтобы сказать безмозглым торгашам: «Тень, знай своё место!», им позволяется безнаказанно уродовать то, что было с любовью сделано когда-то для города и его красоты(
http://farm2.static.flickr.com/1090/726714281_88cb5531bf_o.jpg)! Ну а дальше - возвращение в Москву на электричке. Итог калужского турне был в целом положительный, хотя искомый целостный образ калужского народного костюма и народной вышивки пришлось лепить в воображении из фрагментов, собранных в разных местах по крупинкам. С одной стороны это удручающий факт - значит «культурные власти» края не слишком-то культурны, но так ведь удивительного здесь ничего нет. А с другой стороны я почувствовала, что всё-таки, несмотря на трудности, этот образ в голове у меня слепился, и Калуга приобрела свои прекрасные и неповторимые черты в изучаемой мной чудесной вселенной народного костюма и народной вышивки, заняв своё место среди других планет, таких как планета Рязань и планета Тверь.
P.S. Городские фотографии Калуги в моём втором журнале:
http://ehidnazevaka.livejournal.com/8721.htmlhttp://ehidnazevaka.livejournal.com/9041.html