Опыт однодневного путешествия в Рязань вдохновил меня на поиски места, ради которого можно было бы пойти на очередные подвиги. Действительно, получилось здорово. Во-первых - быстро (выйдя из дома в 6-00, я уже в 23-00 домой вернулась, а надолго муж всё-таки не хотел меня отпускать), во-вторых - дёшево ( весь бюджет поездки уложился в 552 рубля - а ну-ка попробуйте с такими «деньгами» приблизиться к какой-либо туристической конторе!), в-третьих - насыщенно ( я видела то, что до того мне увидеть в таком качестве и количестве не доводилось!). Стала перебирать губернии, граничащие с Московской. Первый тур кастинга прошли Калуга и Тверь. Информацию по музеям собрала и просеяла, расписание электричек посмотрела. Моя подруга Т., узнав о моих планах, попросила Калугу немного отложить, ей тоже туда хотелось, но в ближайшую субботу она поехать со мной не могла. Таким образом выбор упростился - осталась одна Тверь.
Ровно через неделю с утреца я погрузилась в тверскую электричку, экипированная точно таким же образом, как и неделю назад. В планах у меня было посещение двух музеев, входящих в джентльменский набор каждого уважающего себя субъекта федерации - Историко-краеведческий музей (который в республиках называется национальным) и Художественный музей ( детали названий меняются, но суть такова). Но кроме того, в Твери имелся ещё и Музей тверского быта. Телефон, сыскавшийся в Интернете, оказался устаревшим, надо было тем не менее как-то прояснить ситуацию с этим музеем - действует ли он и прочее. Я решила действовать через другие тверские музеи, и действительно, при разговоре с Краеведческим музеем мне сообщили действующий телефон Музея тверского быта и заверили, что сам музей устойчиво функционирует, что порадовало. В безумном желании из клочка того времени, которым я располагала, выкроить кафтан, я навела также справки и о музеях Торжка, куда я думала рвануть, управившись в Твери за пару часов, если тверские музеи не будут слишком интересны ( я не думала, что после такого клада, как Рязань, сребро и злато на меня будет сыпаться без передышек). В Торжок таки тоже хотелось попасть даже поболее Твери, куда я поехала «отметиться». В электричке в разговоре с соседями по «купе», направлявшимися как раз в Торжок, я разузнала, как туда лучше добраться. Съев перед самым прибытием в Тверь коробочку творога, чтобы не думать о еде в ближайшие 3-4 часа, я, сойдя с электрички, бодро побежала по Твери. Заглянув на автовокзал, располагающийся в Твери, как и во многих других областных городах рядом с железнодорожным вокзалом, я списала расписание автобусов, следующих на Торжок. Чтобы туда попасть ещё хоть и в слабо разумное, но всё-таки разумное время, следовало очень-очень спешить в Твери. И я поехала спешить в Музей тверского быта. Я решила начать с него, а не с основных музеев, потому что имела на этот счёт какое-то неясное ощущение. К тому же он находился слегка на отшибе, а опыт показывает, что с отшиба-то и надо всегда начинать, а то есть риск туда и вовсе не добраться, проваландавшись в основных местах чуть более расчётного времени. Развив несколько излишнюю скорость, я даже проскочила мимо тупичка, в который надлежало нырнуть, но любезные прохожие меня вовремя поправили, не дав усугубиться моей ошибке.
Музей располагался в старорежимном провинциальном купеческом доме.
Вот скан календарика с фотографией корпуса музея купеческого быта:
Музей был очень мил, но совсем не по моей теме - речь шла о купеческом быте. Я подумала, что ничего удивительного в этом нет, ведь это Музей тверского быта, а Тверь как известно - город. Забирая свою сумку с продуктами и зонтиком из помещения кассы, где я её оставила, я посетовала кассирше на свою неудачу, но тут только выяснилось, что рядом находится ещё один музей - крестьянского быта ( всё в тех же административных рамках, хотя билет следовало покупать отдельный)! И надлежало всего-то, выйдя во двор углубиться в тупичок ещё метров на 50! Воспрянувши духом, в два прыжка я была уже там.
Это было также старорежимное двухэтажное здание. Пройдя через пару зальчиков, мне не очень интересных, я вошла, наконец в малюсенькое помещеньице шириной наверное метра два, а длиной - метра четыре . Здесь начиналась экспозиция народного текстиля - ткачество, вышивка, костюм. Чтобы удовлетворить сразу возникшее любопытство - а насколько велика эта экспозиция - я без остановок пробежала во второй зальчик, в третий, в четвёртый и в пятый. И тут же с глубоким удовлетворением вернулась в первый, чтобы уже неспешно, сосредоточенно и планомерно начать свою работу - стало ясно, что Торжка я в этот день не увижу - от добра добра не ищут! Было совершенно очевидно, что передо мной - прекрасная экспозиция прекрасного музея, и что сребро и злато на меня опять просыпалось в изобилии! Экспозиция была богатая и очень толковая, очевидно было, что так же, как и в Рязани, сделана она была благородными людьми, любящими своё дело. Хотя по чисто физическим размерам экспозиция была не слишком велика.
Чтобы уместить как можно более предметов в экспозиции, неизвестные мне благодетели (дай бог им здоровья и всех благ!) использовали классическое оборудование - альбомы-«перекидушки» со «страницами» из оргстекла. Поэтому информации обрушилось на меня немало. Медленно продвигаясь по экспозиции, рассматривая и фотографируя народную вышивку, я постепенно начала прояснять для себя тверскую специфику и тверское разнообразие. Сначала контраст с рязанскими впечатлениями не давал постичь именно тверское своеобразие как некую целостность, но по мере продвижения по экспозиции начинало формироваться общее впечатление от тверской симфонии - по характеру более камерной и лиричной, нежели яркая и торжественная рязанская симфония.
Нехотя покинула я залы музея тверского быта, изумляясь своему везению. Везение было двойное - персонал музея был очень любезен, и атмосфера была очень спокойная и очень доброжелательная. Но следовало спешить - впереди были основные губернские музеи. И хотя я уже не ждала от них для себя многого, всё-таки времени даже на обегание их экспозиций требовалось порядочно. Перейдя по мосту не слишком широкую в Твери Волгу, на ходу перекусывая пряниками, я скоро добралась до Краеведческого музея. Он был традиционен и добротен. Интересующий меня зал был очень хорош. Экспозиция его была классической и сбалансирована была очень хорошо и приятно для глаза. В частности был выставлен прелестный женский костюм с прекрасной сорокой и несколько полотенец.
Художественный музей в Твери так же очень благородный. Хотя вещей по моему профилю там не было, даже такая подобная флюсу «узкая специалистка» по традиционному текстилю как я могла найти там немало интересного. Во-первых, я с интересом просмотрела все портреты и картины, на которых люди были изображены в народных костюмах. Оказывается, не я одна такая - недавно моя добрая знакомая из украинского города Чигирина, также терзаемая интересом к народному костюму, поделилась со мной, что картинные галереи теперь рассматривает точно также. А во-вторых, превратившись однажды в текстильного маньяка, я не забыла своих прежних привязанностей. И увидев «вживую» картину Григория Сороки была как всегда сражена удивительным воздействием на состояние моего духа полотен этого не похожего ни на кого художника - благороднейшая простота, покой, гармония, вечность.
Купив в музейном ларьке деревянный колокольчик с резьбой и пару керамических медведей-свистулек ( к свистулькам питаю слабость), очень довольная и удивляющаяся благоприятному стечению обстоятельств вторую неделю подряд, я отбыла на вечерней электричке восвояси.
Вот медведи:
А вот колокольчик:
А многочисленные фотографии, сделанные в музеях, я не выкладываю здесь по понятным причинам.