Инженерный корпус Киевского метрополитена

Feb 27, 2013 02:21



Инженерный корпус является "мозгом" метрополитена. В нем собраны сразу несколько разных служб, которые объединяет одно: именно отсюда происходит оперативное управление и контроль движения поездов, работы эскалаторов, различных устройств, автоматики и пр.; именно здесь принимаются решения в случае нештатных ситуаций. Кроме того, в инженерном корпусе находится часовая станция метрополитена, составляются графики движения поездов и многое другое.

1. Инженерный корпус Киевского метро, построенный в 80-х годах прошлого века, расположен над вестибюлем станции "Площадь Льва Толстого". Внешне здание ничем особым не выделяется и угадать его взаимосвязь с метро можно только по небольшой буковке "М" на углу крыши.


2. Одна из составляющих инженерного корпуса - Единый диспетчерский центр, который по праву можно назвать "глазами" метро.


3. Первый из пяти диспетчерских участков центра - дежурный по метрополитену. Сюда стекается вся оперативная информация о работе метрополитена и, в частности, о нештатных ситуациях. Дежурный по метрополитену координирует и направляет действия остальных служб и при необходимости взаимодействует с аварийными службами (МЧС, милиция и т.д.) и остальным внешним миром. Десяток внутренних и внешних телефонов на столе, в т.ч. и прямой связи - все как и положено для такой должности :)


4. Следующий участок - диспетчерский участок службы движения. Из этой комнаты происходит управление движением поездов по всем трем линиям. Не удивляйтесь цифрам на дальней стене - на этом фото действительно 2011 г. :)


5. Поездной диспетчер (ДЦХ) Сырецко-Печерской линии. Если не ошибаюсь, смена каждого диспетчера имеет продолжительность 12 часов.


6. Или вот, например, поездной диспетчер Святошинско-Броварской линии:


7. А когда-то давно рабочее место поездного диспетчера выглядело так: десятки кнопок, столько же лампочек и мнемоническое табло на всю стену с путевым развитием линии и положением поездов на ней. На фото вы видите еще совсем небольшой пульт, когда в метро насчитывалось меньше десятка станций. Пока сюда не пришла компьютеризация, каждый диспетчер занимал отдельную комнату.


8. Современное рабочее место ДЦХ. Управление всей линией, положение поездов на ней, показания светофоров и пр. помещаются на двух мониторах. При необходимости план и профиль линии можно посмотреть более детально по каждому участку. Через микрофон справа осуществляется связь с машинистами поездов; разлинеенный лист бумаги перед микрофоном - текущий график движения; на мониторе слева автоматически записывается исполненный (фактический) график движения.


9. Желтые червячки с цифрами - занятые рельсовые цепи, т.е. фактически это поезда с номерами их маршрутов; ярко-зеленые - собранные (подготовленные) маршруты по стрелкам. Также здесь отображается информация об отклонении в графике движения для каждого поезда.


10. Один из графиков движения поездов по Куреневско-Красноармейской линии:


11. Старший поездной диспетчер:


12. Диспетчер электро-механической службы. Отвечает за вентиляционные и водоотливные установки, ТЭНы и пр. На экранчиках можно увидеть режимы работы всех устройств и их текущее состояние. Сейчас в Киевском метро имеется 111 вентиляционных шахт с 215 вентиляторами главного проветривания и 223 водоотливные установки на станциях, тоннелях, вестибюлях и пр.


13. Диспетчер эскалаторной службы (красная и синяя линии метро). Ныне на 26 станциях установлены 122 эскалатора.


14. Отсюда видно состояние машин, можно посмотреть состояние блокировочных механизмов, если произошло их срабатывание, и выполняется централизованное управление пуском и остановом всех эскалаторов метрополитена. За неделю в среднем происходит около сотни незапланированных остановок эскалаторов. 90% - нетехнические остановки, когда эскалатор останавливает либо работник станции, либо сам пассажир.


15. Старое рабочее место диспетчера:


16. Наконец, последний пятый участок Единого диспетчерского центра - энергодиспетчеры. Несмотря на компьютеризацию у них еще сохранились старые мнемонические табло со схемой электроснабжения линии и залы, в которых расположены энергодиспетчеры, напоминают уменьшенную копию блочного щита управления АЭС. Куреневско-Красноармейская линия:


17. Святошинско-Броварская линия. Всего в метро сейчас действует 81 подстанция. На тягу поездов, кстати, уходит около 2/3 электроэнергии.


18. Рабочее место первых энергодиспетчеров:


19. Застенчивая Сырецко-Печерская линия :)


20.


21. Старые мнемосхемы прекрасны. Парные кружочки - понижающие трансформаторы, на которые приходят линии 10 кВ от Киевэнерго и других подстанций метрополитена; ниже - шины 380 В для различных нужд (освещение, вентиляция, эскалаторы, водоотливные установки и т.п.); на одном уровне с ними выпрямители для получения постоянного тока 825 В для тяги поездов. Еще ниже на всю длину мнемосхемы протянулись секции контактного рельса, обозначенные красным и зеленым цветом (их хорошо видно на предыдущем фото).


22. В отличие от других линий, здесь за последние десятилетия почти ничего не изменилось :)


23. Что еще вам рассказать про инженерный корпус? Кроме диспетчеров здесь еще сидят графисты, составляющие графики движения поездов. Или, вот, например, эта девушка с печальным взглядом, работающая инженером центра мониторинга:


24. У нее на мониторчике можно выбрать любую станцию и посмотреть чем занимаются пассажиры и сотрудники. Точно такой же волшебный монитор находится и у дежурного по метрополитену. Вот, например, "Лесная":


25. В инженерном корпусе также находится часовая станция, по которой синхронизируются практически все часы в метро. Передние шкафы отвечают за генерацию точного времени и передачу его на объекты: интервальные часы на станциях и многочисленные часы в различных служебных помещениях, которых сейчас насчитывается около 3,5 тыс. Часовая станция несколько раз в сутки корректируется по сигналам точного времени.


26. Позади установлены две пары шкафов с десятками циферблатов - каждый шкафчик на свою линию. Ближайший к нам зарезервирован под Подольско-Вигуровскую линию.


27. На эти шкафы приходят обратные импульсы от соответствующих станций для определения правильности показаний на станционных часах. Если разница между первичным временем и временем на станции превышает 2 минуты, срабатывает сигнализация.


28. Первичные часы:


29. Раньше первичные часы были маятниковыми и находились в т.н. доме связи, который находится над вестибюлем станции "Крещатик". Новая часовая станция была установлена в 90-х годах.


30. Сейчас эти часы находятся в музее Киевского метрополитена.


31. В доме связи, кстати, тоже происходят интересные вещи: например, записываются голосовые сообщения для пассажиров на эскалаторах, в кассовых залах и пр. Но это тема отдельного рассказа.


32.


P.S. Большое спасибо пресс-службе Киевского метрополитена за организацию съемки.

Киев, метро изнутри, метрополитен

Previous post Next post
Up