Третий пусковой участок синей линии протяженностью 2,1 км вступил в строй 19 декабря 1981 г. всего через год после второго. Это второй и последний пуск, когда дата открытия была "подогнана" ко дню рождения Л.И.Брежнева. В отличие от типовых станций оболонского радиуса, на этом участке каждая станция имеет свои конструктивные особенности, а аналоги "Олимпийской" имеются только в Киеве. К сожалению, фотографий строительства этих станций практически нет, поэтому по конструктивной части нам придется довольствоваться в основном текстом.
ПЛОЩАДЬ ЛЬВА ТОЛСТОГО
Проектное название - "Площадь Толстого". Как проектное, так и действующее название связано с одноименной площадью, на которую ведет единственный выход со станции. Конструкция станции трехсводчатая пилонная глубокого заложения. Особенностью конструкции стала комбинированная обделка из чугуна и железобетона, благодаря которой удалось сэкономить тысячи тонн металла. Также на "Площади Льва Толстого" диаметр среднего станционного зала составляет 9,5 м против стандартных 8,5. По видимому это было сделано с расчетом на пасспотоки пересадочного узла с Сырецко-Печерской линией, который заработал через 8 лет после открытия станции.
Станция имеет только один выход на площадь-тёзку. С самого начала планировалось в перспективе построить второй выход в сторону Бессарабки, но эти планы так и остались лишь на бумаге, а после строительства Метрограда осуществить задуманное стало очень сложно.
Архитекторы: Н. Левчук, В. Жежерин, а также Т. Целиковская и А. Крушинский (вестибюль станции).
По данным официального сайта пассажиропоток на сегодня составляет 30,5 тыс. в сутки (на вход).
1. Так раньше выглядела пл. Льва Толстого (1958 г.). Справа на месте изогнутого трехэтажного домика будет построен вестибюль станции метро, а над ним впоследствии разместится МакДональдс здание инженерного корпуса метрополитена.
2. Еще одно фото старой площади и кусочек снесенного дома (справа):
3. Нереализованный эскиз станции начала 70-х. Обратите внимание на барельеф Л. Толстого в конце зала:
4. Эскиз, по которому было выполнено оформление станции. К сожалению, он пока есть только в таком неприглядном виде.
5. Комплексная бригада Н. Смолянинова на площадке шахтного ствола №114, располагавшегося в районе ул. Скоропадского. Через этот ствол были выполнены основные работы по строительству станции.
6. Бригада И. Сикорского на площадке 115-го ствола. Это фото почему-то выпало из
позапрошлого поста про "Майдан". 115-й ствол впоследствии был превращен в вент. шахту, которая сейчас вентилирует перегон "Площадь Независимости" - "Площадь Льва Толстого" и служебно-соединительную ветку между линиями метро. Сейчас на месте вент. шахты построен ЖК "Капитолий", а оголовок вент. шахты вынесен на крышу комплекса (подробнее можно посмотреть
здесь).
7. Изначально проект станции предусматривал полностью чугунную обделку, но впоследствии чугун оставили только в проемной части станционных залов. Такое решение позволило сэкономить 3 500 т. металла. На фото запечатлен самый интересный момент, когда часть проходов между пилонами уже раскрыта, а часть еще нет:
8. День открытия и торжественный митинг на станции. Первый секретарь Киевского горкома партии Ю. Ельченко перерезает ленточку:
9. Первый поезд. Кстати, обратите внимание на раскраску вагона: светлая полоса с Х-образными загибами на дверях нанесена не на подоконный пояс, как сейчас, а отдельно от него.
10. Станция, посвященная творчеству Л. Толстого, выполнена сдержано, но выразительно. По словам В. Жежерина архитекторы решили воссоздать атмосферу первого бала Наташи Ростовой, выполнив архитектуру станции в стиле "ретро".
11. Средний станционный зал, имеющий увеличенный диаметр 9,5 м, выглядит просторным и величественным.
12. В создании атмосферы праздничности большая роль отводилась оригинальным светильникам из латуни. На пилонах расположены многочисленные бра, а под сводом среднего зала подвешены десять больших люстр. Изначально на люстрах были установлены свечкообразные лампочки, которые дополняли общую стилизацию "под старину", но впоследствии по мере естественного выхода из строя их заменяли обычными. Торец станции, закрытый декоративной решеткой, ранее подсвечивался красным светом тем самым увеличивая зрительный объем станции.
13. Пилоны, облицованные белым мрамором, повторяют линию конструкции, которую подчеркивает замкнутая лента из алюминия. Изначально эта лента была анодирована под бронзу, но затем ее покрасили в зеленый цвет.
14. Пол составлен из красного гранита.
15. Люстры. На некоторых станциях недавно прошла повальная замена старых лампочек на светодиодные, которые совершенно неожиданно имеют форму свечек, что оказалось очень кстати для "Площади Льва Толстого".
16. Один из боковых залов:
ОЛИМПИЙСКАЯ
Проектное название - "Центральный стадион". До 2011 г. станция называлась "Республиканский стадион". Все названия станции связаны со стадионом (кэп!), который расположен поблизости и за годы своего существования также неоднократно менял свое наименование. Последнее название
Национальный спортивный комплекс "Олимпийский" было утверждено в 1996 г. Перед ЕВРО-2012 название станции привели в соответствие с современным названием спорткомплекса. От проектного названия "Центральный стадион" на станции осталась система обозначения светофоров: традиционно некоторые из них подписывают буквенным сокращением названия станции и порядковым номером. Например, на "Олимпийской" светофоры обозначены буквами "ЦС", на "Дарнице" - "ДА" и т.д.
Конструкция станции трехсводчатая пилонная глубокого заложения и представляет из себя усовершенствованный вариант пилонной станции из сборного железобетона (напомню, что первой такой станцией стал
"Политехнический институт". Это не только позволило сэкономить несколько тысяч тонн чугуна; благодаря сравнительно небольшой глубине (около 30 м) появилась возможность использовать сверхузкие пилоны (всего 0,75 м). Уменьшенная ширина пилонов позволила увеличить количество проходов на платформы. Кроме того, на станции были раскрыты все возможные проходы, чтобы обеспечить максимальную пропускную способность в дни проведения спортивных мероприятий.
Также, как и на "Площади Льва Толстого", на "Олимпийской" планируется строительство второго выхода (в сторону ул. Димитрова). Незадолго до ЕВРО разговор о втором выходе заходил неоднократно, но в конечном итоге идею отложили до неопределенных времен.
Архитекторы: Т. Целиковская, А. Крушинский.
Художник: А. Миловзоров.
Среднесуточный пассажиропоток - 31,9 тыс.
17. Один из ранних вариантов мелкого (!) заложения. Этот эскиз был создан задолго до строительства Куреневско-Красноармейской линии и периодически кочевал от станции к станции.
18. Эскиз начала 70-х:
19. И, наконец, эскиз, по образу и подобию которого была построена станция. Здесь можно углядеть совсем другие светильники на своде среднего зала и олимпийскую символику на путевой стене, которая в таком виде реализована не была.
20. Строительство одного из боковых тоннелей станции. Скорее всего это 2-й путь (направление из центра), вид со стороны "Площади Льва Толстого".
21. День открытия станции. На этом фото виден один из боковых залов и люстры, аналогичные тем, которые по сей день висят в среднем зале. Позже люстры в боковых залах были демонтированы, т.к. они сильно раскачивались на ветру от проезжающих поездов.
22. Это не единственное изменение, которое произошло с люстрами. На этом фото мы видим на люстрах молочно-белые плафоны цилиндрической формы, которые спустя годы тоже сняли. Это фото также интересно тем, что в торце станции еще нет олимпийских колец:
23. Кольца будут установлены спустя несколько месяцев после открытия:
24. Средний зал "Олимпийской" в наши дни:
25. Пилоны станции облицованы серым уфалейским мрамором, пол выложен темно-серым гранитом. Изначально предполагалось, что на пилонах будет и белый мрамор, но бОльшая часть запасов соответствующего камня в те годы ушла на отделку музея Ленина (ныне Украинский дом) и станцию пришлось полностью оформить в серой гамме. Незадолго до ЕВРО-2012 рассматривался вариант замены мрамора на белый, но и этим планам не суждено было сбыться.
26. Центральная ось станции подчеркивается рядом круглых хромированных люстр на тонких растяжках. Жаль, что они лишились своих родных плафонов.
27.
28. Узкие пилоны, конечно, смотрятся очень необычно по сравнению с классическими пилонными станциями.
29. Расположение станции определило и основную тематику оформления - спорт. В торце среднего зала размещена сложная композиция с мозаикой из красной и синей смальты, выложенной в форме олимпийского огня.
30. Те самые кольца:
31. Один из боковых залов станции. Сейчас боковые залы освещаются небольшими хромированными бра, которые были созданы на основе демонтированных больших люстр.
32. В кассовом зале станции напротив турникетов на всю длину стены размещено керамическое панно на тему футбола и хоккея.
33. Обычно это панно скрывается за различными раскладками с прессой и т.п., поэтому не сразу бросается в глаза.
34. Перед ЕВРО были планы расширения вестибюля и строительства еще одного выхода из кассового зала. При этом предполагалось, что стена с панно будет демонтирована. Однако, эти планы не были реализованы, хотя полностью от них не отказались.
Следующая остановка на станциях "Минская" и "Героев Днепра".
См. также:
Метро, которого нет: Святошинско-Броварская линия Метро, которого нет: Куренёвско-Красноармейская линия P.S. Спасибо Диме Ермаку,
81412, Rigen и пресс-службе "Киевметростроя" за предоставленные архивные материалы, а также пресс-службе Киевского метрополитена за помощь в проведении съемки.