Электродепо "Дарница" было открыто в 1965 г. одновременно с
участком от станции "Днепр" до станции "Дарница". Открытие депо позволило сосредоточить все ремонтные работы вагонов в одном месте, избавиться от сложной процедуры перемещения вагонов с линии в мастерские у станции "Днепр" и обеспечило подвижной состав штатной точкой для отстоя.
ТЧ-1 "Дарница" находится поблизости одноименной станции метро; к ней же ведут обе колеи соединительной ветки из депо. Являясь старейшим метродепо в городе, "Дарница" собрала у себя не только наиболее старый подвижной состав, но и некоторую спецтехнику, а также подразделения метрополитена, которых нет в других депо.
1. Депо расположено вдоль ул. Строителей между бульв. Верховного Совета и Броварским просп. Общий вид на веер депо и нефы, в которых отстаивается подвижной состав:
2. В нефах размещается 28 канав, из которых первые две расположены в цехе подъемочного ремонта, последняя - мойка, остальные используются для отстоя подвижного состава.
3. Поворотный круг слева - тот самый поворотный круг, который работал когда-то
подъемником под станцией "Днепр":
4. Вид в сторону Броварского проспекта. Слева примыкает путь, идущий к вагоно-роментному заводу, справа - пути
мотодепо, вдалеке виден портал тоннеля соединительной ветки, ведущей к станции "Дарница" и проходящей под главными путями Святошинско-Броварской линии; правее от него наземный путь соединительной ветки:
5. Вид со стороны соединительной ветки в сторону нефов. Слева притаилось мотодепо:
6. Прибывающий в депо поезд:
7. Нефы вблизи
8.
9.
10. Вид на нефы и веер с балкончика блок-поста:
11.
12. Веер со стороны 13-й канавы:
13. Заглянем в нефы. Рабочий день, многие составы на линии, поэтому депо полупустое:
14. На одной из канав затаилась мотодрезина:
15. Осмотр состава перед выдачей на линию:
16.
17.
18. ТЧ-1 интересно обилием разнообразного специального подвижного состава. Например, вагон, переоборудованный в электровоз на аккумуляторных батареях. Используется для маневров на территории депо (в частности для передачи вагонов на вагоно-ремонтный завод, соединительная ветка к которому не электрифицирована):
19. Вагон-кабриолет Грузовой вагон:
20. Вагон-музей на базе первого вагона Киевского метро (№ 2135). Эта фотография была сделана еще в начале 2010 г. К концу того же года он был отреставрирован и
открыт внутри депо. Кроме грузового вагона, электровоза и вагона-музея, в депо есть путеизмеритель и вагон-лаборатория, но в кадр они не попали.
21. Станок для обточки колесных пар:
22. Фреза станка:
23. Сам процесс. Вагон загоняется одной из колесных пар на станок и фиксируется на станке.
24. Колесная пара подпирается двумя опорными роликами, которыми она также приводится в движение при обточке. Снизу вращается фреза, с помощью которой и выполняется обточка.
25. Мойка:
26. С легким паром! ;)
27. Цех подъемочного ремонта:
28.
29. В цеху выполняется текущий ремонт вагонов. На фото процесс подключения тягового двигателя:
30. Рядом с цехом подъемочного ремонта расположен слесарно-механический цех:
31. Все, что можно изготовить и подрихтовать своими силами, делается тут же на месте. Токарь:
32. Строгальщик:
33. Блок-пост, на котором происходит управление движением поездов по депо:
34. Старого мнемонического табло здесь уже нет, и на смену ему пришла компьютеризация. На мониторе мы видим схему путей депо, положение стрелок и светофоры. Также виден типичный процесс выполнения маневров в депо: с 20-й канавы собран маршрут в дальний тупик, а желтым червяком обозначен перемещающийся поезд:
35. В депо выполняется и множество других работ. Вот эти милые слесари-электрики проверяли правильность работы блоков АРС (автоматическая регулировка скорости), пока я их пытался отвлекать камерой:
36.
37. Или вот, например, проектно-конструкторское технологическое бюро. Хотелось здесь увидеть старые добрые кульманы, а тут, оказывается, тоже давно компьютеры понаставили :)
38. Кроме современных, у меня обнаружились некоторые архивные фото депо. К сожалению, многие фото не подписаны и о точных годах съемки можно лишь догадываться. Выдача состава на линию:
39. Заход в депо:
40. Глухой торец нефов:
41.
42.
43. Перестройка депошного веера:
44. Слева - осмотр машинистом состава перед выдачей на линию:
45.
46. Пожарные учения:
47. Номерной на депошных путях ТЧ-1:
48. Вагон 7182 в цехе подъемочного ремонта. В 2003 г. предпринималась попытка его модернизации в некий новый тип подвижного состава:
См. также:
Спецтехника ТЧ-1 "Дарница" История участка "Гидропарк" - "Дарница" ТЧ-3 "Харьковское" P.S. Спасибо администрации Киевского метрополитена за возможность проведения съемки, а также Диме Ермаку за предоставленные архивные материалы.