Третий пусковой участок Киевского метро необычен тем, что является наземным и полностью открытым. Три станции, входящие в него, открыты 5 ноября 1965 г. одновременно с
мостом Метро. Платформенная часть этих станций абсолютно одинакова по своей конструкции и смонтирована из сборного железобетона; разве что "Левобережная" частично расположена на эстакаде путепровода. Не считая "Черниговской" это, пожалуй, самые простые по архитектурному оформлению станции Киевского метро.
ГИДРОПАРК
Станция расположена на Венецианском острове в северной части ПКиО "Гидропарк", от которого и получила свое название. Конструкция станции наземная с открытой островной платформой и одним рядом колонн по ее оси, на которых расположен навес станции. Кроме того, станция имеет дополнительную боковую платформу с южной стороны, которая была построена в 1973 г. и использовалась в летний период для высадки пассажиров до момента открытия в 1987 г. второго (восточного) вестибюля. Этот вестибюль работает только в летнее время; в остальной период открыт только западный вестибюль.
Архитекторы: И. Масленков, В. Богдановский.
Согласно данным официального сайта средний годовой пассажиропоток составляет 6,9 тыс. в сутки. При этом пассажиропоток сильно зависит от сезона: в летние дни и на праздники станция переполнена, а к примеру, зимой нередки картины, когда на платформе станции нет ни одного человека.
Интересно, что незадолго до открытия станции рассматривался вариант монорельса от Воскресенки через Труханов о-в до "Гидропарка" с организацией пересадки на метро. Было подсчитано, что жители Воскресенки смогут добираться до Крещатика за 22 мин. Однако впоследствии этот проект отклонили.
1. Проектный эскиз станции:
2. Строительство платформенного участка:
3. Готовая станция. Как видите и здесь изначально на платформе лежал асфальт:
4. Паводок в апреле 1970 г. Станция была закрыта, но метрополитен не прекращал работу и поезда проезжали станцию без остановки.
5.
6. В 1987 г. был построен восточный вестибюль станции. Как и у западного, выходы из него проходят под трассой метрополитена и Броварским просп., поэтому необходимо было выполнить прокол в насыпи без прекращения движения. На фото можно увидеть рассекающие перегородки специального щита, с помощью которого был выполнен прокол:
7. Домкраты, при помощи которых щит вместе с установленными секциями отталкивался от упора и шел вперед:
8. Традиционные современные фото станции. Одно из отличий станций этого пускового участка - цвет керамической плитки на колоннах станции. На "Гидропарке" она сине-зеленая, на "Левобережной" - голубая, на "Дарнице" - коричневая.
9. Подъем на эстакаду моста Метро:
10.
11. Метрошный фризлайт :)
12. Еще одно отличие станций-близнецов друг от друга - разный узор майоликовых орнаментов в верхней части колонн:
13.
ЛЕВОБЕРЕЖНАЯ
Проектное название - "Никольская слободка". Свое название станция получила оn близлежащего массива Левобережный. Станция частично расположена на эстакаде как составная часть Каховского путепровода (пересечение Броварского просп., ул. Луначарского и М. Расковой). Конструкция платформенной части аналогична "Гидропарку".
Архитекторы: И. Масленков, В. Богдановский.
Средний пассажиропоток составляет 52,6 тыс. в сутки. Как и все левобережные станции Святошинско-Броварской линии, "Левобережная" является одной из самых загруженных.
14. Эскиз станции:
15. 1965 г. Строительство станции близится к завершению:
16. Общий вид станции в 60-е годы:
17. Изначально оба вестибюля станции, будучи спрятанными в насыпь, были совсем небольшими:
18. Цветное фото 1969 г.:
19. С целью увеличения пропускной способности в 1976 г. к тогдашним входам были пристроены большие вестибюли:
20. Вид на станцию и Каховский путепровод с гостиницы "Турист". За последние годы местность в дальней части фото изменилась до неузнаваемости: вместо деревьев и мелких домиков появились многоэтажки и ТРК "Комод":
21. До кучи еще одно фото с "Туриста" в сторону правого берега. Местность левее линии метро сейчас также практически полностью застроена.
22. Современные фото.
23. Майоликовый орнамент "Левобережной":
24.
25.
ДАРНИЦА
Проектное название - "Соцгород" или "Соцгородок". Нынешнее название станция обрела благодаря одноименной местности, которая, правда, находится значительно южнее станции. Конструкция станции аналогична предыдущим двум. На станции имеется сложное путевое развитие, связанное с наличием съездов из депо "Дарница".
Архитекторы: И. Масленков, В. Богдановский.
Пассажиропоток на сегодня составляет 51,8 тыс. в сутки.
26. Строительство станции:
27. Станция незадолго до открытия. Третий путь (слева) - съезд в депо.
28. Первый поезд:
29. Обкатка трассы накануне открытия. В этом месте сейчас четыре колеи: четвертый путь, являющийся вторым съездом в депо и проходящий под основной трассой в тоннеле, был построен позднее между главными путями.
30. Первые месяцы работы станции:
31.
32. Путевое развитие к востоку от станции. Позднее конфигурация стрелок и путей здесь также изменилась.
33. Кольцо трамвая и станция на заднем плане:
34.
35. Перегон "Дарница"-"Левобережная":
36. Броварской просп. возле станции в ранние годы. Всего четыре полосы и тополя вдоль дороги:
37. 90-е. Вместо стекол над скамейками сейчас находятся рекламные плакаты.
38. Наше время. Вид на станцию со стороны:
39.
40. Майолика:
41. На всех трех станциях название расположено над комнатой милиции / дежурной по станции:
42.
43. Изначально станция была построена только с одним (восточным) выходом, и для снижения нагрузки на него вскоре возникла необходимость в строительстве второго. Один из ранних вариантов западного выхода станции:
44. Эскиз нынешнего выхода, построенного в 2006 г.:
45. В отличие от своего собрата западный выход станции "Дарница" является надземным. Как видите, переход на противоположную сторону Броварского просп. до сих пор не построен, хотя в какой-то отдаленной перспективе был предусмотрен:
46. И напоследок, немного эскизов накрытия линии, о котором неоднократно заявлялось в течение последних лет. Дескать, износ подвижного состава на открытом воздухе больше (это факт), и заодно можно понастроить над линией метро очередную порцию торговых центров. Станция "Гидропарк" (слева сверху), по центру подъем к мосту Метро:
47. Район станции "Дарница". Сама станция расположена по центру под высокой коробкой:
48. Разрез всего этого безобразия. Очевидно, что в ближайшее никто ничего накрывать не будет, т.к. на это нужен соответствующий инвестор.
49. А тут, кстати, можно увидеть один из вариантов полноценной достройки второго выхода "Дарницы":
Следующая остановка на станциях "Черниговская" и "Лесная".
См. также:
История моста Метро Все публикации серии "Метро, которого нет" P.S. Спасибо многоуважаемому Анонимусу за предоставленные архивные фотоматериалы, а также пресс-службе Киевского метрополитена за помощь в проведении съемки.