Как строить мост и не построить ничего

Jan 30, 2020 21:30



Вторая часть об изменениях на Подольском мосту за прошлый год выйдет чуть позже, так как появился инфоповод написать отдельную публикацию о правобережных и левобережных подходах моста. Этот вопрос задавался очень часто, поскольку трасса мостового перехода (особенно по левому берегу) - это некий черный ящик, содержимое которого до сих пор неизвестно. А так как вчера прошла небольшая пресс-конференция на объекте с представителями КМДА и мэрии, где показали новые картинки с этим всем добром, давайте про них (подходы) поговорим отдельно. Забегая наперед скажу, что окончательной ясности по-прежнему нет. Есть множество нерешенных проблем, которые все также требуют ресурсы и время. Напомню, что по-прежнему называется срок открытия декабрь 2020 г. И это - очень вредная инициатива. Или чересчур амбициозная. Как вам больше нравится. Запустить движение за оставшиеся 11 месяцев в нормальном виде уже мало реально и вчера это окончательно подтвердилось. Что ж, давайте разбираться что и к чему.

Как вы помните, вопросов с правобережными подходами меньше, чем с левобережными. Съезд на Набережную Рыбальскую готов в конструкциях, заезд с Верхнего Вала сейчас активно строится. А вот по левобережным подходам все намного сложнее. Поэтому начнем именно с них.

1. Это старая схема трассы мостового перехода. По части левобережных подходов она уже неоднократно менялась и утратила свою актуальность. Более того, изменилась даже схема строительства мостового перехода по Русановским Садам. По клику - 5081x2000 (3,6 МБ):



2. Давайте посмотрим на схему покрупнее.


Что изменилось в этой схеме еще несколько лет назад?

- станция метро "Радужная" сдвинута на восток к железной дороге. Это однозначный плюс. Ранее ради поворота трассы метро на Бальзака станция размещалась посреди Садов. Теперь же можно будет организовать полноценный транспортный хаб метро-электричка-скоростной трамвай.
- трасса через озеро Радунка решена в виде единого моста на оба направления, который втыкается двухсторонним движением на ул. Стальского (а не на Стальского + Микитенко, как было раньше). Это было вызвано в том числе и земельными вопросами. Можно было бы назвать это однозначным минусом, но это уже не имеет никакого значения (см. дальше).

3. Эта картинка просто для понимания, как бы выглядел двухсторонний мост в сторону Стальского.


Что изменилось совсем недавно?

- выход мостового перехода на Стальского отменен (окончательно или временно - как вам больше нравится) в связи с протестами местных жителей.
- чтобы развязать левобережные подходы, теперь будет использоваться направления, ранее заложенные в генплане как второстепенные. Это выходы на ул. Бальзака и Алишера Навои. Их почему-то иногда называют "новыми" или "альтернативными" вариантами, хотя они запланированы не один десяток лет назад.

4. Главный камень преткновения всем этим намерениям - абсолютно нулевая готовность за железной дорогой.


В принципе все озвученные изменения не являются новостью: тягомотина с корректировкой левобережных подходов длится уже не первый год. И различные картинки с новой трассой всплывают в сети уже достаточно давно. Курьез в том, что для строительства мостового перехода в сторону как Бальзака, так и Навои не решен целый ряд вопросов, из которых самый проблемный - приватизированные участки земли. Выход моста на Стальского не имеет подобных проблем, поскольку землеотвод там был готов достаточно давно. Это одна из причин, почему долгое время это было первоочередное направлением. Кроме того, по этому варианту давно есть проектная документация, прошедшая все согласования.

5. Что же нового произошло вчера? А вчера официально была показана трасса, которая запланирована к открытию в конце этого года. Помните, как на Дарницком мосту открывали каждый раз по одному съезду? Примерно такая же история нас ждет и здесь. В принципе, нет ничего неожиданного в том, что будет открыта сначала лишь часть съездов. В некотором роде это даже полезно: мостовой переход наконец перестанет быть долгостроем и начнет хотя бы минимально выполнять свои функции. Но ради открытия под обещанную дату (декабрь 2020 г.) пошли путем наименьшего сопротивления и был выбран, пожалуй, самый бесполезный вариант трассировки, который после открытия вообще вряд ли что-то изменит в транспортных потоках. Кстати, прозвучали данные, что этот съезд будет еще и с движением в обе стороны (временно).


6. Само собой разумеется, что будет достроена развязка на пересечении Бальзака/Ватутина.


Но даже для этого обрезанного варианта до сих пор нет проектной документации (!). Чтобы вы понимали всю глубину проблемы: после разработки проектной документации она еще должна пройти госэкспертизу и ряд других согласований, а это совсем не один день работы. Складывается впечатление, что проект будет разрабатываться задним числом, а это уже попахивает коррупцией и абсолютно непредсказуемыми последствиями в будущем, т.к. качество такого строительства сразу же вызывает сомнения. Кстати, вопросы по землеотводам даже для такого куцого варианта тоже остаются в силе.

А поскольку после разработки проекта еще предстоит огромный объем работы (возведение второй части развязки на ул. Бальзака, дорога между Бальзака и железной дорогой, эстакада от трамвайного кольца вплоть до Русановских садов с переходом через железную дорогу), то попахивает и штурмовщиной, последствия которой еще хуже поддаются прогнозу. Нет, речь не идет о том, что на следующий год все развалится. Но наспех слепленный объект практически всегда автоматом получает множество недоделок или мелких проблем, которые впоследствии долго лечатся в будущем.

Повторю тезис, высказанный в предыдущей публикации, еще раз: законы физики не обманешь. Слепить левобережные подходы из чего попало, нагнать туда толпы людей и техники, конечно, можно, а построить так, чтобы спустя годы не возникло множество неприятных проблем, практически невозможно. Штурмовщина, «турбо-режим» и «пятилетка за три года» всегда сопровождается недоделками и ошибками. Не знаю еще ни одну стройку, где это работало бы иначе. Безусловно, я буду рад тому, что этот мост, наконец, обретет жизнь. Однако ради качественно выполненных работ несколько дополнительных месяцев можно подождать и обойтись без показухи.

При этом все официальные лица не устают напоминать о том, что открытие моста сразу же решит множество транспортных проблем. Думаю, что комментарии здесь излишни. Кстати, напомню, что Подольский мост нужен не только для решения транспортных проблем северной-восточной части Киева. Он также нужен как альтернативная магистраль на время грядущего капитального ремонта моста Метро и моста Патона. А также как совершенно новый транспортный коридор, а не просто еще один мост между Троещиной и правым берегом. Об этом часто забывают, когда заходит речь про назначение Подольского моста. Очевидно, что единственный съезд с Бальзака эту задачу тоже не решит.

7. Но ведь на Садах уже сейчас что-то строится, разве это никак не связано со съездом на Бальзака? Нет, напрямую никак не связано. Прямо сейчас и весь прошлый год велись работы по строительству выхода в сторону... Стальского (на самом деле нет). Работы ведутся до пересечения с железной дорогой. То есть до той точки, где можно или продолжать строить в сторону Стальского, или сделать основную развязку направлений Бальзака/Навои. Поскольку строительство любого из этих вариантов - это вторая очередь моста, то многие работы, которые проводились в прошлом году (и ведутся сейчас) на Садах - это работа на перспективу. Работы же по строительству съезда в сторону Бальзака еще не начинались (документации же нет). Ну, разве что короткий участок примыкания этого съезда к остальной трассе.


При этом даже здесь, несмотря на то, что проект был готов достаточно давно, никто толком не знает, как в дальнейшем будут строиться конструкции станции метро и тоннелей восточнее железки. Сейчас лишь закладывается место под станцию + плюс будут построены тоннели между станцией и Горбачихой. Но как именно в будущем организовать строительство метро под эстакадами и развязками - этот вопрос продуман очень плохо.

Что касается основной развязки на Бальзака/Навои, то она оставлена на последующие годы. Кто-то называет срок один год, кто-то два. Как оно будет на самом деле - поживем увидим.

8. Теперь давайте переместимся на правый берег. Сначала напомню, как выглядел старый вариант строительства моста.


9. А так выглядит первая очередь, которую планируют открыть в этом году. Съезд на Набережную и заезд с Валов. Такой обрезанный вариант изобрели примерно лет десять назад, чтобы ускорить пуск объекта.


Подобное решение по очевидным причинам может быть только временным. Съезд на Набережную уже сейчас морально устарел и сразу упрется в пробку перед Гаванским мостом (кстати, этого съезда изначально вообще не предполагалось и именно поэтому он по всем параметрам выглядит таким странным). Заезд с Валов тоже не примет на себя большое количество транспорта. То есть требуется дальнейшее строительство трассы, чтобы полностью развязать все потоки.

10. И вот на этом месте нам всем вчера снова намекнули, что дальше мост превращается в... тыкву! Потому что снова появилась визуализация с измененной трассой, которая полностью упирается на Валы.


Этим идеям уже не первый год, но раньше предлагаемые варианты плохо ложились на уже построенную эстакаду, имели очень крутой загиб при повороте с Рыбальского на Валы и т.д. В новой версии эти баги исправлены и появился тот зигзаг, который вы видите на картинке.

11. Чуть крупнее.


Чему нас учат официальные источники из КМДА и мэрии? Тому, что пропускная способность мостового перехода 60 тыс. автомобилей в сутки. Но, позвольте. Куда они все уйдут? В единственную развязку на Валы? А прямо по центру Подола будет еще одна монструозная развязка? Очевидно, что для полноценного выполнения мостом своих функций, требуется какое-то иное разведение потоков. У этого мостового перехода и так довольно много вопросов по части транспортных коридоров, так как его запуск морально опоздал уже лет на 10-15. И очевидно, что еще больше усугублять ситуацию, замыкая все потоки в одном месте, - это по меньшей мере странно.

Кстати, на Подоле есть группа людей (и не одна), которая категорически против выхода всей трассы моста на Валы. Но их мнение властям пока интересно намного меньше мнения активистов с Радужного. Складывается впечатление, что изменение трассы моста таким образом - это лоббирование застройки речпорта ЖК "Новый Подол", который хочет поглотить часть территории утвержденной ранее трассы Подольского моста. При этом, мы по сути возвращаемся к тому, с чего все начиналось: еще в 80-е годы из-за протестов общественности первоначальная идея пустить мост на Валы была отвергнута и была выбрана иная трасса - через метро Тараса Шевченко.

Что будет с трассой метро, которая должна пройти через Гавань к станции "Тараса Шевченко"? Официально тут все остается в силе. Но поскольку никакого реального продвижения в сторону строительства метро нет (как и сколь нибудь значительного продвижения по альтернативным вариантам скоростного транспорта), то эта перспективная трасса со стороны Подола может быть незаметно поглощена, если планы по застройке речпорта будут воплощены в жизнь. Думаю, нет смысла напоминать, насколько часто строительство различных ЖК и ТРЦ ведется в разрез с градостроительной документацией. Поэтому у меня есть определенные опасения на счет судьбы четвертой линии. И картинка выше лишь один из первых звоночков.

См. также:
Как изменился Подольский мост в 2019 году. Часть 1
Подольский мост в 2018 году
Другие публикации по строительству Подольского моста

Гавань, Киев, Троещина, мосты, Подольский мост, ПВЛ

Previous post Next post
Up