Метро, которого нет: "Львовская брама"

Apr 24, 2014 02:26



"Львовская брама" - станция на Сырецко-Печерской линии метрополитена, которая до сих пор не открыта, а строительство ее заморожено. Проще говоря - "станция-призрак". Расположена она между станциями "Лукьяновская" и "Золотые ворота".

Все это вы, конечно, знаете и без меня. Про эту станцию написано уже невероятное количество материала; еще больше роздано обещаний открыть ее в очередном светлом будущем. Но кое что новое о ней рассказать все таки можно. И, самое главное, показать, какой ее когда-то видели архитекторы.

Название нашей сегодняшней героини посвящено Львовским воротам ("браме") Старокиевской крепости, располагавшихся на месте современной Львовской площади. Варианты проектных названий станции - "Львовская", "Львовская площадь". Изначально предполагалось, что именно на "Львовской браме" будет организован пересадочный узел с Подольско-Вигуровской линией. Позже трассировка четвертой линии была изменена и пересадку перенесли на соседнюю "Лукьяновскую".

Строительные работы в направлении "Львовской брамы" начались на рубеже 80-90-х годов прошлого века. К середине 90-х подземная часть станции была построена практически полностью, путевые стены даже успели облицевать мрамором. А вот строительство эскалаторных тоннелей и вестибюля задерживалось из-за отсутствия единого мнения, куда выводить выход со станции. Дело в том, что Львовскую площадь уже не первое десятилетие собирались реконструировать и, прежде чем начинать строительство выхода из метро, нужно было решить, как будет выглядеть сама площадь. В конце концов в начале 1996 г., с целью ускорения пуска участка от "Золотых ворот" до "Лукьяновской" и экономии и без того недостающих средств, городскими властями было принято решение отказаться от строительства выхода со "Львовской брамы" до решения вопроса реконструкции площади. Таким образом, одновременно с открытием в конце 1996 г. "Лукьяновской" работы на "Львовской браме" фактически остановились, а станция обрела статус "станции-призрака".

Тогда казалось, что в таком статусе станция будет жить недолго. Но за прошедшие почти два десятилетия работы по постройке выхода фактически не начались, хотя новые сроки открытия станции назывались с завидной регулярностью. Последний срок, который озвучивался в конце прошлого года, - 2015 г. Однако никаких работ в ближайшем будущем не ожидается и эта дата де факто уже невыполнима. Впрочем, привязка к реконструкции площади по прошествии 18 лет выглядит несерьезной: дело в том, что вариантов строительства выхода со станции было очень много и некоторые из них позволяли построить выход не дожидаясь реконструкции. Да и сама по себе стоимость строительства не является какой-то очень космической. Больше похоже на то, что открытие станции просто не очень нужно столичным градоначальникам.

Судьба "Львовская брамы" очень напоминает питерскую "Адмиралтейскую": схожие годы начала строительства, статус "станции-призрака" на действующем участке, неопределенность с точкой вывода выхода на поверхность и даже близкая глубина заложения. Правда, "Адмиралтейскую" в конце 2011 г. таки ввели в эксплуатацию, а "Львовскую браму" доводить до ума даже не начинали. При этом Львовская площадь давно уже перегружена транспортом и открытие станции могло бы облегчить и ускорить транспортное сообщение в этой части города.

1. Вариантов оформления станции предлагалось довольно таки много; первый конкурс на ее оформление объявили еще в конце 80-х.


2. Этот и предыдущий эскиз позже предлагался для станции "Дорогожичи":


3. Еще варианты:


4.


5. От классических форм до хайтека.


6.


7. Утвержденный вариант. Архитекторы: В. Гневишев, Т. Целиковская, Н. Алёшкин. Пилоны, покрытые белым мрамором, должны чередоваться с пилонами, которые будут облицованы зеленым мрамором. Над последними должны располагаться декоративные арки.


8. Вариация от "Харьковметропроекта":


9. Со строительства практически всех станций Киевского метро имеются хоть какие-нибудь фотографии. Есть даже фото, относящееся к непостроенной "Герцена". А вот со строительства "Львовской брамы" ни одного фото пока не встретилось. Станция-загадка, не иначе. Так выглядит "Львовская брама" в наши дни:


10. Проезжая мимо станции можно увидеть платформы боковых залов и облицованные мрамором путевые стены. По 2-му пути ("Золотые ворота" >> "Лукьяновская") частично смонтирован зонт:


11. 1-й путь. Здесь зонт еще не смонтирован, но мрамор на путевой стене тоже есть. Отмывать его будут, конечно, долго.


12. Проезжающий в полумраке через пустую станцию-призрак поезд и сам смотрится словно призрак.


13. Центральный зал станции готов полностью, но отделки тут пока нет. В тишине между проезжающими поездами слышно, как со свода на платформу падают редкие капли воды.


14. "Львовская брама" имеет обычную "киевскую" пилонную конструкцию из сборного железобетона. Ширина пилонов и проходов между ними - 3 м.


15. Расстояние между "Лукьяновской" и "Золотыми воротами" составляет 3,1 км, что значительно больше, чем допустимые нормами 2 км. Поэтому сейчас станция выполняет роль эвакуационной платформы на случай какого-нибудь ЧП. В проходах между залами станции имеются вентиляторы дымоудаления, а сами проходы закрыты дверьми.


16. Глухой торец центрального зала. Чтобы торец не выдавило внутрь горным давлением, он выполнен не одной стенкой "во весь рост", а в виде "ступенек" с помощью обделок разного диаметра. Во время отделки все это хозяйство закроют фальш-стеной.


17. Противоположный торец зала, к которому будет примыкать эскалаторный тоннель:


18. Пройдем чуть дальше. Прямо перед нами действующая водоотливная установка, а за ней будет располагаться натяжная камера эскалатора:


19. Территориально станция расположена под дворами рядом со Львовской площадью. Расстояние от "Львовской брамы" до "Золотых ворот" - 1461 м; до "Лукьяновской" - 1639 м. Глубина заложения около 90 м.


20. Из-за большой глубины заложения на "Львовской браме" предполагается строительство двух эскалаторных тоннелей с промежуточным вестибюлем. Еще на момент проектирования станции было определено, что выход с нее будет размещаться непосредственно на Львовской площади. К этому базовому и логичному варианту, проектировщики позже предложили еще с десяток, как с выходом на площадь, так и без, чтобы обойти проблему реконструкции площади. Но воз, как мы знаем, и ныне там. На картинке вы видите только один из вариантов: согласно нему предлагалось построить выход в дворик по ул. Воровского и заложить возможность достройки выхода на площадь.


21. Вариант середины 2000-х:


22. Для реконструкции площади и строительства выхода из метро киевские власти пытались привлекать инвесторов. Само собой в таком варианте предусматривалось строительство очередного торгового центра с подземным паркингом. Промежуточный вестибюль станции предполагалось разместить на нижнем уровне торгового центра, а верхний эскалаторный наклон был бы фактически совмещен с ТЦ. Ровно 10 лет назад даже был выбран инвестор (компания "Зубр ЛТД"), однако впоследствии он не смог выполнить взятые на себя обязательства, вследствие чего договор был расторгнут. В 2007 г. ООО "Зубр ЛТД" повторно было выбрано инвестором по многострадальному объекту, а затем заменено на ООО "Коника".


Тогда же в 2007-2008 гг. развернулась наиболее активная волна дебатов и обещаний вокруг "Львовской брамы". Казалось бы, вот-вот таки начнется долгожданное строительство. В апреле 2008 г. Л. Черновецкий даже устроил пресс-конференцию прямо на станции, где было сделано громкое заявлении о размораживании строительных работ. Но после выборов мэра Киева вся активность постепенно заглохла.

23. Один из вариантов выхода разрабатывался "Харьковметропроектом":


24. В разные годы назывались совершенно разные цифры стоимости строительства выхода со "Львовской брамы": в 2004 г. речь шла про 140 млн. грн, в 2007 - около 300, а в 2011 внезапно была названа цифра 150 млн. грн. Такое шатание стоимости в разные стороны вероятно происходит из различных оценок строительства: с реконструкцией площади и без.


25. Даже в самом оптимистичном варианте на строительство выхода со станции требуется не менее полутора-двух лет. Чтобы ускорить открытие станции, некоторые архитекторы предлагали даже "альтернативные" варианты выхода в виде обычных лифтов.


26. Что касается самой площади, то ее облик даже за последние лет 50 сильно изменился. Вот например, 1958 г.:


27. В 1978 г. на Львовской площади появилось здание Дома художника (слева на фото), а в 1981 г. было завершено строительство 24-этажного Дома торговли. Перед ними работали фонтаны, которые были частью системы кондиционирования этих зданий.


28. Так площадь выглядит в наши дни (фото grishasergei). Несколько лет назад фонтан перед Домом торговли был успешно "реконструирован" в торговый центр.


29. На закате советской эпохи на площади развернулось еще одно грандиозное строительство: должен был появиться на свет новый корпус Киевского института театрального искусства им. И.К. Карпенко-Карого, который находится по соседству. Стройка остановилась в тот момент, когда уже начинался монтаж оборудования и коммуникаций. Институт давно уже стал университетом, а стройка по-прежнему заброшена.


30. За прошедшие десятилетия слухи и предположения о том, где будет выход из метро, зацепили буквально все здания в районе Львовской площади; не обошли они и недостроенный корпус. Такая версия звучит даже логично: корпус недостроен, значит и выход из метро строить некуда. Но вы уже знаете о том, что выход предлагался в других местах, а кассовый зал "Львовской брамы" в первоначальных планах должен был разместиться под сквериком по центру площади:


31. Пятачок в начале ул. Воровского, под которым должен разместиться промежуточный вестибюль станции, хранит другую тайну.


32. Раньше здесь находилось трамвайное кольцо:


33. Кольца давно уже нет, в память о нем осталась лишь здание диспетчерской, построенное в "космическом" стиле.


Но вернемся на "Львовскую браму". Как и любой долгострой, эта станция за прошедшие десятилетия обросла многочисленными легендами и домыслами, порой довольно таки абсурдными. Например, в поисках скрытых причин постоянного откладывания строительства выхода, кому-то пришла в голову буквально следующая мысль: дескать "во время строительства метростроевцы неправильно рассчитали положение грунтовых вод и прокладка эскалаторного тоннеля оказалась невозможной". В качестве шуточной версии предлагалась и такая теория: оказывается станцию выкупила американская компания, на протяжении многих лет безуспешно пытавшаяся воссоздать искусственные пещеры со средой, подходящей для производства сыра, аналогичного французскому "Рокфору". После того как случайно выяснилось, что климатические условия и грибковая среда законсервированной станции метро совершенно совпадают с условиями известковых гротов французской провинции Руэрг - единственного места, где производился этот вид сыра, американцы решили наладить у нас производство киевского аналога французского "Рокфора" :)

34. Кстати, виртуально "Львовская брама" уже неоднократно становилась действующей: по крайней мере так ее неоднократно обозначали на указателях некоторых станций и на схемах. У станции есть и свои виртуальные пассажиры. Например, в рассказе Александра Ирванца "Львовская брама" главный герой вместо "Золотых ворот" случайно выходит из вагона последнего в тот день поезда именно на "Львовской браме" и, поднявшись наверх, оказывается во Львове.


35. Из реального практического применения станция неожиданно стала местом показа коллекции сезона осень/зима 2013-14 украинского бренда "Obrani":


36. Показ мод состоялся 13 марта 2013 г. в центральном зале станции:


37. Если ехать с "Лукьяновской", то сразу за "Львовской брамой" можно заметить ярко освещенный проход куда-то вглубь земных недр. Здесь скрывается несколько десятков служебных помещений, расположенных на двух уровнях. Некоторые из них пока пустуют. А вот для обслуживания СТП (совмещенная тягово-понизительная подстанция), водоотливной и пр. оборудования на станцию регулярно заезжает различный персонал.


38. На "Львовской браме" даже имеется дежурная, а подчиняется станция начальнику "Лукьяновской". В общем, с точки зрения метрополитена "Львовская брама" - практически полноценная станция.


39. Вот такая она - "Львовская брама". Напоследок бонусная карточка от пресс-службы Киевского метро:


Следующая остановка на станциях "Лукьяновская" и "Дорогожичи".

См. также:
Станция-призрак "Теличка"
Метро, которого нет: станции Святошинско-Броварской линии
Метро, которого нет: Куренёвско-Красноармейская линия
Метро, которого нет: Сырецко-Печерская линия

P.S. Спасибо Диме Ермаку и 81412 за предоставленные архивные материалы, а также пресс-службе Киевского метрополитена за организацию съемки.

история, Львовская брама, Киев, метро которого нет, СПЛ, метро изнутри, метрополитен

Previous post Next post
Up