ВПРС-500 в метро

Sep 05, 2013 00:52



Любой путь в метро или на железной дороге в ходе эксплуатации постепенно уходит от своих изначальных параметров: появляются усадки, меняется ширина колеи, взаимное расположение уровня рельсовых нитей, снижается плавность кривых, трасса уходит от своего проектного положения и т.д. Это сказывается не только на плавности хода вагона, но и напрямую влияет на безопасность движения в принципе. В первую очередь это касается открытых участков, где путь уложен на щебеночный балласт; в тоннелях существуют схожие проблемы, но там они имеет свои особенности и другие масштабы - ведь путь уложен либо на шпалы, утопленные в бетон, либо на специальные лежни.

Когда-то с подобными негативными явлениями боролись при помощи домкратов, лома и какой-то матери. Называются эти работы - выправка и рихтовка пути. Это довольно таки трудоемкие операции среди прочих работ по текущему содержанию пути, но их давно уже нашли способ механизировать с помощью специальных выправочно-подбивочно-рихтовочных машин. В Киевском метро для выправки пути на открытом участке Святошинско-Броварской линии с 1984 г. используется машина ВПРС-500. ВПРС дословно расшифровывается как "машина Выправочно-Подбивочно-Рихтовочная Стрелочная". В отличие от ее ближайшего более производительного родственника ВПР-1200 она умеет работать также и на стрелках. ВПРС-500 предназначена для механизированной выправки пути и стрелочных переводов в продольном и поперечном профиле, уплотнения (подбивки) балласта под шпалами и рихтовки пути в плане. Применяется при строительстве, ремонте и текущем содержании пути. Может работать как с деревянными, так и с железобетонными шпалами.

Что ж, как меняют рельсы в метро, вы уже видели, давайте теперь посмотрим, как происходит выправка пути на открытом участке.

1. Машина ВПРС-500 представляет собой универсальную самоходную машину цикличного действия и может выправить за час около 500 шпал или 1 стрелочный перевод. Транспортная скорость машины до 70 км/ч. Длина около 17 м, масса более 40 т. ВПРС-500 на путях мотодепо ТЧ-1 "Дарница":


2. Кроме открытого участка красной линии, ВПРС-500 иногда используется на парковых путях депо и на стрелках в тоннелях, где путь уложен на щебеночный балласт. Место проведения сегодняшних работ будет на 2-м пути (направление от "Лесной" в центр) у станции "Черниговская". Выправить нужно участок протяженностью около 100 м, расположенный в кривой сразу за станцией. После выхода из депо ВПРСку ставят у "Черниговской" и она ждет, пока будут проведены необходимые подготовительные работы. На часах два часа ночи, ночное окно в самом разгаре.


3. В первую очередь проводится контрольное измерение пути, уточняются параметры и границы участка, где будут проводится работы.


4. Параллельно к проведению работ готовится и сам путь: все лишнее должно быть убрано и отключено. Здесь на пути ВПРСки находится изолированный стык и для работы машины необходимо сначала отключить дроссельные перемычки, что и делают СЦБисты.


5. Дроссельные перемычки являются элементом систем обеспечения безопасности и управления движением поездов, которые объединены под общей аббревиатурой "СЦБ" (Сигнализация, Централизация, Блокировка), а также служат для отвода из рельс обратного тягового тока. Перемычки вместе черными ящиками дроссельных трансформаторов легко увидеть в метро на открытом участке, особенно на станции "Днепр".


6. В этот момент на соседнем пути мы встречаем обходчика, который обнаружил съехавшую прокладку на кронштейне контактного рельса и настойчиво намекнул коллегам, что хорошо бы вернуть ее на место. Ни что не должно ускользнуть от зоркого глаза путевого обходчика!


7. Тем временем путь к выправке готов, машину откатили на исходную позицию и начинают приводить в рабочее состояние.


8. На приведение машины из транспортного положения в рабочее нужно около 10 минут.


9. Над каждой рельсовой нитью машины расположены подбивочные блоки (слева на фото) и подъемно-рихтовочные устройства (тележка под оператором).


10. Подъемно-рихтовочное устройство выполняет подъемку пути и его поперечную сдвижку (рихтовку). Управление происходит автоматически от контрольно-измерительной аппаратуры с возможностью ручной корректировки. При выполнении рабочего цикла выправки/рихтовки рельсы фиксируются роликами рельсовых захватов, а все вертикальные и боковые усилия на рельсы передаются с помощью гидроцилиндров.


11. На подбивочных блоках расположены подбойки, которые вибрируя с частотой 35 Гц заглубляются в щебень почти на полметра и таким образом уплотняют балласт под одной из шпал. Подбойки могут ходить не только вверх-вниз, но также перемещаться в поперечном направлении и "обхватывать" подбиваемую шпалу снизу.


12. Выправка пути происходит в следующим порядке: машина останавливается над требуемой точкой и с помощью подъемно-рихтовочного устройства захватывает и поднимает на нужную высоту рельсо-шпальную решетку. Подбойки на подбивочном блоке заглубляются в балласт и сближаются друг с другом, уплотняя балласт под шпалой, после чего возвращаются вверх, рельсовые захваты размыкаются и машина смещается вперед на одну шпалу, после чего цикл повторяется.


13. :-))


14. Больше драйва! На этой анимации хорошо видно, насколько поднимается рельсо-шпальная решетка при проведении выправки.


Для полной наглядности небольшое видео работы похожей машинки на железной дороге:

image Click to view



15. Над подъемно-рихтовочным устройством размещаются две дополнительные кабины открытого типа, из которых можно контролировать процесс подбойки и выполнять индивидуальное управление рабочим циклом подбивочных блоков при выправке пути на стрелках.


16. Оператор дополнительной кабины:


17. Основная кабина ВПРС-500:


18. Отсюда происходит управление всем процессом. ВПРС-500 может работать в ручном или полуавтоматическом режиме.


19. Для измерения отклонений в положении пути и подачи команд на подъемно-рихтовочный блок, а также контроля положения пути после рихтовки, на машинке имеется специальная контрольно-измерительная система. Точность срабатывания контрольно-измерительной системы составляет 0,5 мм, точность выправки пути до 2 мм.


20. Против лома нет приема! Как бы не был механизирован процесс, отдельные мелкие огрехи все равно устраняются вручную.


21.


См. также:
Замена рельс между "Гидропарком" и "Левобережной"
Спецтехника ТЧ-1 "Дарница"

P.S. Спасибо пресс-службе Киевского метрополитена за организацию съемки.

Черниговская, ночное метро, видео, метро изнутри, метрополитен, Киев, подвижной состав, СБЛ

Previous post Next post
Up