Первая проповедь епископа Макария (Миролюбова) в Вятке.

May 02, 2012 00:56

                   
                    Слово преосвященнейшего Макария, епископа Вятского и Слободского,
          при первом служении его в вятском кафедральном Троицком соборе 21 июля 1885 года.

"Не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем"  (Евр. 13.14).

Слова сии доставляют нам утешение во всех скорбях земных, особенно при переходе нашем с одного места в другое, даже при переходе в другую, неземную жизнь. В них и я, как пришлец из другого дальнего града, должен находить теперь отраду и утешение для себя. Мы все, от мала до велика, считаемся здесь странниками и пришельцами, и потому не должны привязываться к тому или другому граду на земле. Отечеством земным почитаем, впрочем, ту страну, в которой родились и воспитались. Мы любим ее, потому что она согласна с нашей природою, с нашими потребностями и удовлетворяет оным. Подобное надлежит сказать и о нашем небесном отечестве. Мы созданы для неба и всегда имели бы оное своим жилищем, если бы не лишились его. Но и по удалении от оного, мы не перестаем стремиться к нему, с надеждою, что опять будем жить в нем вечно и обладать блаженством, обещанным от Спасителя.
 Чем же снискивается и укрепляется в нас любовь к месту нашего жительства? Она укрепляется долговременным пребыванием нашим в оном месте. Самые неприятности делаются для нас сносными на том месте, к которому привыкли. Причина сего заключается в том, что долговременное пребывание сближает нас со всем окружающим и делает все приятным. После сего не удивительно, что от долговременного, троекратного пребывания моего в Нижнем Новеграде я привык к оному и, признаюсь, с неохотою расставался с ним. Все в нем сделалось для меня как бы родным и знаемым, - и люди, и храмы, и дома, и самое всероссийское торжище. Если бы Нижний стоял ниже здешнего града по торговле и просвещению; то и тогда он привлекал бы меня к себе, как увлекает град сей многих из живших и живущих в нем.
 Но и без сравнения одного места с другим, мы уверены с апостолом Павлом, что не имеем нигде пребывающего града, но грядущего взыскуем. Мы не удовлетворяемся ничем на земле, а постоянно ищем большего и лучшего. Отсюда замечались по всей русской земле движения не одних частных лиц, но и целых областей. Самая Вятская страна населена была новгородцами сначала по нахождению и завоеванию ими земель, а после царем Иоанном Грозным из покоренного им Новгорода. Между тем, эта самая страна так понравилась поселенцам, что они не согласились бы на возвращение в прежние новгородские земли. Она же, удаленная от торговых и других сообщений со столицами и большими городами, воспитала в себе дух смирения, кротости и послушания. По этим качествам страна сия нравилась многим и оставляла по себе самые лучшие воспоминания даже в архипастырях, переходивших отсюда в другие места. Подобные качества указывали мне знающие страну сию и утешали меня при перемещении в нее.
 Такова, действительно, и есть страна Вятская, ожидающая движения к развитию своему. В ней не видим особенных успехов в промышленности, но не видим и тех нестроений и разногласий, коими нередко исполнены бывают области внутри России. Мы не видим здесь той цивилизации, какая является во внутренних областях; зато не видим и того неверия, которое угрожает опасностью спокойствию и благосостоянию общественному. Не видим тут особенного процветания наук и искусств с различными их изобретениями; но не видим и уклонений, от которых страдают семейства и общества. Свидетельством же веры и благочестия служат здесь храмы, которыми отличается Вятская страна перед другими русскими областями. Здесь во многих даже селениях красуются такие храмы, которые могут занять место в лучших городах и даже столицах. Особенно ты, епархиальный град, можешь похвалиться своим кремлем и храмами, построенными на стогнах твоих. У тебя есть копия с нового московского храма Спасителева, в память посещения града Александром I. Несчастная судьба Витберга привела его жить и составить здесь план по образцу первого московского храма в память 1812 года. А вот стоим мы в величественном храме другого знаменитого строителя ХVIII века. По преданию, храм сей устроен первоначально по плану, составленному Растрелли. Самое внутреннее украшение соответствует внешнему его устройству. Особенным же украшением не только храма сего, но и всей Вятской страны, в продолжение пятисот лет, служит явленная и чудотворная икона Святителя Николая Чудотворца. Не велика икона сия по размеру, но велики чудеса и благодеяния подаются от ней всем, с верою прибегающим к ней. Здесь также находится и другая икона Архистратига Михаила, отгоняющая врагов видимых и невидимых от града сего. 
 Пред таковыми храмами и их святынею должно утешаться сердце мое, привыкшее к храмам нижегородским и оторванное от них. Особенно я должен утешаться благочестием и любовью новой паствы моей к святым иконам, прославленным чудотворениями. Я слышал о дне Константина и Елены, 21 мая, когда собираются вокруг храма сего целые десятки тысяч народа, чтобы проводить с молитвенным благоговением святую икону Николая Чудотворца на место ее обретения к великорецкому пристанищу. Слышал я и о других крестных ходах по городам и весям с чтимыми иконами, и радуюсь о новой пастве моей и об усердии ее к домам Божиим. Но вместе с сим утешаюсь и жертвами, приносимыми в пользу церквей и школ. Здешняя отдаленная епархия по церковной свечной прибыли издавна равнялась с лучшими епархиями. А эта церковная доходность прямо указывает на развитие благочестия и на ревность жителей к святым храмам. Остается мне радоваться и желать, чтобы ревность сия не охладевала в новой пастве моей, а усиливалась вместе с распространением христианского просвещения в церковно-приходских школах.
  Какое же отношение имеет радость сия к моему пребыванию в граде сем? Она служит утешением и облегчением в странническом пути моем. Среди храмов и молящихся в них дух наш может успокаиваться и находить потребную пищу для себя. В древней скинии среди молитвословий обретали утешение странствовавшие израильтяне по пустыням из земли Египетской в землю обетованную. Подобное утешение подается и нам, странствующим на пути к горнему Иерусалиму, к небесному отечеству. Молитва успокаивает нас среди трудов и освежает под зноем борющих нас страстей. А слово Божие насыщает нас среди глада и жажды. Как тело насыщается обыкновенною пищей, так и душа оживляется словом Божиим. Но приятно бывает отцу, когда дети сами находят пищу и бывают покойны духом среди трудов своих и забот. Тем более приятно будет мне, когда паства моя будет слушаться своих пастырей и будет находить пищу себе на пажитях царства Христова. Этот покой будет преддверием того покоя, который обещан всем труждающимся и обремененным. С таким миром и краткое житие мое здесь будет равняться долговременному пребыванию. В мирном житии мы скоро привыкаем к месту оного, так что не желаем расстаться с оным никогда.
 Но стараясь о мире и спокойствии в земной жизни, мы должны помнить, что здесь, среди сует и попечений земных мы не можем найти полного успокоения. И если можем найти оное, то не во градах земных, часто изменяющихся по богатству и славе своей, а во граде нетленном, вечном, где обитает Господь триединый со Своею Пречистою Матерью и святыми угодниками. Туда зовет нас все окружающее, зовет тленная земля своим тлением, зовет разумная наша душа, ничем в мире не насыщаемая, зовет наконец и Сам Господь Своими обетованиями и угрозами. С этою целью Он сходил на землю, облекся в нашу плоть и показал нам путь к истинному счастью и блаженству. И по вознесении Своем на небо, Он не оставил нас без руководителей на земле. К числу таких руководителей принадлежит чествуемый по всей вселенной и особенно по Вятской области Святитель Николай. Его святое и великое имя носил на себе и я грешный до тридцати лет, и чту его, как особенного своего покровителя, спасавшего меня от бурь и непогод житейского моря. Помолимся ныне со мною пред его чудотворным образом, да будет он для меня и для всей моей паствы правилом веры и образом кротости, воздержания учителем и всегдашним молитвенником о спасении душ наших. Аминь.

Духовенство

Previous post Next post
Up