Декабрь 1905 г. в Вятке. Эсеры похищают винтовки и вступают в бой.

May 01, 2012 22:37

Про декабрьское вооруженное восстание 1905-го года в Москве написано немало. А вот события в провинции в этот месяц менее известны.
 Сначала - предисловие. В конце ноября в Вятской губернии возникают объединения Всероссийского крестьянского союза - массовой леворадикальной организации, созданной при активном участии партии эсеров. Эсеры считали аграрный вопрос главным импульсом революции, а русское крестьянство (в отличие от соц.-демократов) - революционным классом. Однако, в Вятской губернии, где помещичье землевладение почти отсутствовало, земельный вопрос не стоял столь остро, как в центральных губерниях; и в большинстве своем крестьянство Вятской губернии в 1905 г. оставалось спокойным. Одним из значительных инцидентов на селе были волнения в мае-июне 1905г. в Ильинской и Федосеевской волостях Слободского уезда, где 340 крестьян под влиянием пропаганды эсеров отказались платить подати и устроили беспорядки.
23 ноября в Слободском под председательством эсера Макушина состоялся учредительный съезд Крестьянского союза, причем крестьяне заставили исправника нарушить распоряжение губернатора о его запрете. 30 ноября - 2 декабря в Вятке, в помещении фельдшерских курсов (ныне - мед. колледж, угол ул. К.Либкнехта и Дрелевского) проходил Первый губернский съезд Крестьянского союза под председательством крестьянина Майорова и эсеров Соболева, Головизнина, Куличенко и Матошкина. По сообщению начальника жандармского управления из 400 участников съезда только 40 были крестьянами, причем - все они были из Ильинской волости. Несмотря на ранее объявленный им запрет съезда, губернатор Левченко не решился его разогнать, так как на нем присутствовали солдаты 231-го Котельнического батальона, расквартированного в Вятке. Рядовой батальона Фабричный, выступая на съезде от имени солдат, поднял штык и заявил: "Этот штык теперь к вашим услугам, на защиту вас от черносотенцев!"
 8 декабря в Вятке забастовали рабочие железной дороги и железнодорожных мастерских. Причем, требования этой забастовки, в отличие от первой (в октябре), были исключительно политическими, главным - созыв Учредительного собрания. Бастующими заправляли социал-демократы. Забастовка продолжалась 10 дней и закончилась 19 декабря. Ни одно требование (так как они носили политический характер) властями не было удовлетворено. Более того, руководители бастовавших были осуждены в мае-июне 1907 года выездной сессией Казанской судебной палаты к различным срокам тюремного заключения (от одного месяца до года и двух месяцев).



1. Здание фельдшерских курсов Вятского губернского земства (ныне - Медицинский коллежд), где в
декабре 1905 года проходили собрания вятских организаций Всероссийского Крестьянского союза.

В ночь на 13 декабря 1905 года из Слободского военного цейхгауза боевиками-эсерами были похищены винтовки и патроны. Акция была хорошо спланирована и тщательно подготовлена. 13 декабря губернатор Левченко отправляет всем исправникам шифрованные телеграммы следующего содержания: "В Слободском похищено 270 винтовок, будьте осторожны". Губернатор телеграфирует и командующему войсками Казанского военного округа: "В ночь на 13 в Слободском похищено 270 винтовок для вооруженного восстания. Прошу немедленно присылки войск и казаков". О том, что Левченко находился в состоянии, близком к панике, свидетельствуют и его дальнейшие телеграммы. 16 декабря - командующему Казанского округа: "Социалисты снова намереваются захватить меня, что могут исполнить, т.к. Котельнический батальон недостаточен. В Вятке очень сильна революционная партия. Здесь необходимы еще хоть две роты солдат или сотня казаков, о немедленной высылке которых настоятельно прошу". В тот же день - министру внутренних дел: "Социалисты, похитившие 13 декабря 277 винтовок у Слободского воинского начальника, снова намереваются захватить меня, что могут сделать, если к ним присоединится часть солдат Котельнического батальона, состоящих с ними в соглашении. В Вятке очень сильна революционная партия. Здесь необходимы еще хотя две роты или сотня казаков, о немедленной высылке которых настоятельно прошу командующего округом, о чем доношу, присовокупляя, что положение губернии серьезно". 70-летнему старику Левченко, страшно напуганному фактом пропажи винтовок, уже мерещилось полнокровное вооруженное восстание и похищение его персоны. Скоро, в июне 1906-го его отправят на покой - в отставку, а на его место поставят более решительного князя Горчакова.



2. Дом дьякона Мышкина по ул. Кикиморской (Водопроводная, 32), где 18 декабря 1905 г. дружина вятских эсеров дала бой воинской команде Котельнического батальона.

 Итак, революционерами было похищено 277 винтовок. Осуществляли нападение на цейхгауз эсеры - при помощи распропагандированных ими крестьян Ильинской волости. Винтовки были взяты из-под охраны солдата-часового, которого нападавшие обезоружили, а затем, после того, как он отказался взять деньги и поддельные документы - чтобы скрыться от властей, убили его. Небольшое количество винтовок нападавшие передали помогавшим крестьянам. Остальное оружие боевики-эсеры погрузили на заранее подготовленные крестьянские волокуши и отправились по дороге к Вятке. Здесь у реки транспорт с винтовками свернул со Слободского тракта и обогнул Дымково с юга. Перед тем как переправиться через Вятку, часть винтовок сопровождавшие транспорт закопали в снегу. Затем двинулись по льду реки, дойдя до городской водокачки (ее развалины существуют и сейчас - под горой, если спуститься с Красноармейской улицы). Здесь оружие было спрятано. Часть винтовок затем была переправлена в дом Самылова на Московской улице (у Всехсвятской церкви), где у эсеров была конспиративная квартира. Какое-то количество винтовок эсеры предлагали эсдекам. Несколько человек из Вятского комитета социал-демократов выехали ночью из города на Слободской тракт - навстречу боевикам-эсерам, чтобы забрать у них предложенное оружие. Выехали они точно в условленный час, но прождав почти до утра, вернулись ни с чем. Видимо, транспорт с оружием свернул с дороги намного дальше от того места, где их ждали.
 Обрадованные такой удачей, вятские эсеры стали готовиться к вооруженному выступлению.
 Между тем, полиция и жандармы начали активный розыск пропавшего оружия. Уже 15-го декабря та часть винтовок, что была спрятана эсерами в доме Самылова на Московской, была обнаружена. При обыске были арестованы несколько человек, в том числе эсеры Мерзляков и Усов. Губернатор телеграфировал в Петербург - в своем прежнем духе: "В Вятке 15 декабря арестовано 25 революционеров и 32 винтовки, похищенные из склада Слободского воинского начальника. Считаю долгом доложить - моя жизнь в постоянной опасности: если я буду убит, то губернией овладеют социалисты, меня здесь некому заменить, потому что лица, заменяющие меня на основании законов, совершенно не соответствуют губернаторской должности в настоящее время. Необходимо скорейшее назначение вице-губернатора." Впоследствии 18 декабря при занятии войсками дома Мышкина и водокачки (об этих событиях речь впереди) у восставших были отобраны еще 63 винтовки. Позднее, после допросов арестованных боевиков, 1 марта в Слободском уезде, между деревнями Ильинской волости Лукинской и Елькинской, на кладбище под снегом полицией были найдены 5 винтовок, а 3 марта у реки Вятки на заливных лугах - еще 114 винтовок. О судьбе оставшегося у вятских революционеров после всех этих событий оружия скажем позднее.



3. Мемориальная доска на доме №32 по ул. Водопроводной (Кикиморской), установлена в советское время.
О том, что боевая дружина состояла из эсеров, конечно, не сказано.

18 декабря в Вятке, снова в том же доме фельдшерских курсов, открылся Вятский уездный крестьянский съезд. Вооруженная дружина эсеров, состоявшая в основном из учащейся молодежи, готовилась к этому дню, считая, что если власти попытаются разогнать съезд, то это будет удобный момент для восстания. Одна часть дружинников собралась рано утром на городской водокачке, другая - на Сунцовской даче (дом №2а по ул. Володарского (Никитской) - снесен в 1970-е гг.), где в 1905-м часто собирались и эсеры, и эсдеки. Оружия у дружинников в этот раз было в избытке.
 Кто-то уведомил полицию, что водокачка занята вооруженными дружинниками. Начальник полиции и губернатор срочным порядком вызвали войска (часть того самого Котельнического батальона, солдаты которого ранее трясли штыками на крестьянском съезде) и откомандировали их к водокачке, с заданием окружить и взять ее. Узнав о приближении войск, с водокачки отправили посыльного к Сунцовской даче, чтобы уведомить о случившемся находившуюся там часть дружины. Отряд с Никитской, встретив посыльного, тут же выдвинулся по направлению к водокачке. Часов в 10-11 утра отряд прошел по Кикиморской (ныне - Водопроводной) улице и свернул к берегу. Здесь их уже ждала команда солдат. Водокачка уже была окружена. При встрече с дружинниками солдаты отступили.



4. Дом №2а по ул. Володарского - Никитской (Сунцовская дача), в котором утром 18 декабря 1905 года
собралась часть дружины вятских эсеров. Дом снесен в 1970-е гг.

Дружинники решили послать к солдатам парламентера. Для переговоров из воинской шеренги вышел офицер. Он отошел с парламентером от дружинников в сторону и здесь в разговоре приказал немедленно всей дружине сдать оружие. Его предложение было отвергнуто. В это время с правого конца Александровской площади (ныне - парк им. Гагарина) подошла другая группа солдат и выстроилась фронтом против дружинников. Те снова отправили парламентера и снова получили предложение сдаться. Тогда боевики выстроились углом, готовясь к бою. Из обоих отрядов солдат выдвинулась колонна человек в 20 под командой офицера, чтобы по Успенской (ныне - Урицкого) улице обойти дружинников с тыла. Последние поняли маневр военной команды и стали отступать по Кикиморской, но по пути как раз наткнулись на обходную колонну. Тогда дружинники заняли дом дьякона Мышкина (сейчас его адрес - ул.Водопроводная, 32), выгнали оттуда жильцов и закрылись в нем. Командовавший солдатами офицер отдал приказ окружить дом и предложил засевшим в нем сдаться. Последовал отказ. Офицер приказал начать штурм. Солдаты стали ломать двери с обоих сторон дома. Засевшие в доме боевики начали стрелять, были убиты двое рядовых - Плетнев и Чулкин. Двери были выбиты, но дружинники успели забаррикадировать их мебелью, и проникнуть в дом солдаты не могли. Тогда в обе двери и по окнам был дан залп. Оборонявшиеся отвечали, завязалась перестрелка. Через пару минут стрельба из дома прекратилась, из дома послышались крики о сдаче. Из окон полетело оружие. Солдаты вошли в дом и стали выводить пленных. Всех пленных (27 человек) отправили под конвоем к городской тюрьме (на ул.Острожной, ныне - Мопра, 22а). Двое из раненых через несколько дней умерли в тюремной больнице.



5. Развалины здания городской водокачки в Вятке. В здании водокачки 18 декабря 1905 года забаррикадировался
второй отряд дружины вятских эсеров, после переговоров сдавшийся без боя.
Памятник прошлого - здание водокачки - доживает свои последние дни. В развалины здание превратилось совсем недавно, в последние 10-15 лет, когда стало попросту безнадзорным.

На водокачке вооруженного выступления не случилось. Днем на место происшествия прибыл городской голова Поскребышев. Начались переговоры. По соглашению с обоих сторон было решено отправить для дальнейших переговоров к губернатору дружинника Гурьева. Губернатор якобы объявил Гурьеву, что согласен отпустить всех боевиков с водокачки без всяких последствий, если они сложат оружие (так сказано в книге "1905 год в Вятской губернии" (Вятка,1925), составленной по воспоминаниям старых большевиков). На этих условиях дружинники якобы и сдались, арестовано было 24 человека. Впоследствии все участники эсеровской дружины, принимавшие участие в событиях 18 декабря, были привлечены к уголовной ответственности. Захваченные на водокачке получили до трех лет тюрьмы; а те, кто был в доме Мышкина - до пяти лет. Среди дружинников отряда, засевшего в доме Мышкина, было много учащейся молодежи (воспитанников реального и сельскохозяйственного училищ), все были моложе 20 лет. Во втором отряде были в основном молодые крестьяне Слободского уезда.
 Дальнейшие события - по версии, которая приведена в книге "1905 год в Вятской губернии" (Вятка, 1925). В то время, как у дома дьякона Мышкина шла перестрелка, часть дружинников, эсеров и эсдеков, несла охрану дома фельдшерских курсов, где должен был состояться съезд Крестьянского союза. Туда прибежал эсер Соболев и сообщил, что восстание началось. Он предложил всем дружинникам двинуться на поддержку окруженных на Кикиморской и ударить войскам в тыл. Присутствующие согласились. Но тут в собрании появился член комитета РСДРП Азарий Шкляев, который отвечал Соболеву, что дружинники социал-демократы никуда не пойдут, так как с револьверами плохой конструкции сражаться с войсками нет никакого смысла. Если же социалисты-революционеры дадут винтовки, то дружинники немедленно отправятся на помощь повстанцам. Соболев якобы отвечал, что винтовок нет... В общем, версия довольно удобная для большевиков: "Не поддержали, так как эсеры отказались дать винтовки".



6. Водокачка вятского водопровода. Дореволюционная открытка.

После неудачи вооруженного выступления 18 декабря, часть похищенного в г.Слободском оружия, которая не оказалась в руках полиции, была передана эсерами социал-демократам, так как собственная дружина эсеров была разгромлена и перестала существовать. Вятский комитет РСДРП решил переправить это оружие на Урал, считая, что там возможность вооруженного восстания более реальна. Винтовки перенесли на квартиру члена комитета социал-демократов Г.Франчески, там тщательно упаковали и после разными способами отправили уральским товарищам.

Революция и гражданская война, vyatka

Previous post Next post
Up